Иванов. Французский генерал
1.
Они познакомились давно. Тогда Женя Иванов еще служил. Солдатом в линейном полку… Великой Армии императора Наполеона Бонапарта. Правда, происходило это не в начале XIX в., а лет около 30-и назад.
Ничего серьезного у них тогда не вышло. Женя был завидным парнем, но со странностями: уж слишком увлекался военными реконструкциями. Это сейчас исторических клубов множество и можно выбирать: по эпохе, по «духу», по затратам, а в те годы такое увлечение было в новинку и требовало от адептов всех сил, средств и свободного времени. Кроме соответствующей амуниции и оружия здесь требовались физические кондиции, а еще – навыки действия в группе и подчинение командам. Это отрабатывалось месяц за месяцем, год за годом. Многие, не выдержав, уходили, зато оставшиеся превращались в настоящих фанатов костюмированного файтинга. (Кто мог предположить, что навыки и «вышкіл» пригодятся не только на праздниках и реконструкциях! Подготовленные бойцы в доспехах оказались реальной силой на Майдане. Но, до достопамятных событий оставалось еще несколько десятилетий).
Она провела в Клубе реконструкторов несколько лет – хотела быть поближе к Жене. Это только кажется, что «живую историю» на поле брани вершат исключительно мужчины. В военно-исторических клубах всегда были представительницы прекрасного пола. И роли им доставались не только лихих гусаръ-девицъ или метких снайперов. Здесь – благородные дамы и маркитантки, сестры милосердия и стряпухи, а то и просто те… «кто шли за солдатами».
Ей нравилась атмосфера старого армейского бивака со сложным «мужским» запахом нагретого металла, смазки, пороховой гари и кожаной амуниции. А какими вкусными были каша из котелка и мясо на вертеле. Никакого сравнения с обычной стоянкой туристов! Жизнь в лагере реконструкторов кипела: дымились костры, фыркали лошади, сновали порученцы, а солдаты чистят «избитые кивера» и точат тесаки. А еще, травят байки и поют (трубадуры, барды, музыканты – обязательный контингент любого войска).
В большинстве своем пели бардовские или туристские песни… подходящие к обстановке. Наиболее популярные, кочевали от костра к костру, от бивака к биваку…
Начиная от произведений классиков жанра: Визбора, Высоцкого, Окуджавы:
Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта
Пулею пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.
… до творчества местных авторов (например, известных далеко за пределами Киева Сергеева и Киммерфельда):
Графиня, приезжайте в полночь к дубу —
Я сена там немножечко припас.
Графиня, мне приснились ваши зубы,
Я вас... лав ю, я думаю о вас.
Часто звучала и старинная музыка (аутентичная, как предпочитают изъясняться знатоки) марши, походные песни, баллады: Люлли, Жан-Пьер Беранже, Денис Давыдов. Природа подарила ей красивый низкий голос. Все заслушивались, когда она пела. В основном, это были старинные романсы. Еще бабушка научила:
Помню, я еще молодушкой была,
Наша армия в поход куда-то шла.
Пребывание в кругу реконстукторов было приятным, но не слишком перспективным для девушки. Реконструкторы – народ одержимый и не спешат вить семейное гнездышко. Бытует мнение, что увлечение прошлым говорит о неудовлетворении настоящим. Но попробуйте заявить это суровым мужчинам в доспехах и мундирах…
Сейчас в клубы потянулись банкиры и адвокаты, топ-менеджеры и успешные юристы. Стало модным в офисе рядом с изображениями семьи помещать и другие, где хозяин запечатлен в образе дайвера или пилота-любителя. Достойно представляют владельца и фото, где он позирует в мундире, например, корнета Киевского драгунского полка. И патриотично, и креативно, учитывая девиз реконструкторов: «Дорогами прошлых войн к миру». Но все это – реалии наших дней. А раньше это сообщество было достаточно закрытым и пополнялось, в основном, энтузиастами.
Со временем, она все реже стала появляться в клубе, где ее Женя уже «дослужился» до капрала. Как говорят, не срослось. Ее новый кавалер оказался человеком практичным и настойчивым. Она ушла из клуба, вышла замуж и родила дочерей-погодков. Теперь в семье подрастал любимый внук. О своих увлечениях молодости она предпочитала не распространяться, хотя частенько вспоминала о «том времени». Казалось, их пути с Ивановым навсегда разошлись. Киев – огромный город: здесь «потеряться» нетрудно…
Женя – напротив, настолько проникся духом военных игр, что не спешил в реальный мир. Даже его облик соответствовал увлечению. Из-за этого его регулярно останавливала милиция. В те времена, странно выглядевший молодой человек, вызывал подозрение. Представьте: усы и пышные бакенбарды, смутно напоминавшие служивым «что-то нехорошее», полувоенная одежда, и подобие тесака в ножнах. К тому же, их почему-то доставала его фамилия:
– Ваша фамилия, молодой человек?
– Иванов.
– Ну, дальше понятно: Иван-Иваныч. А ну-ка, поехали с нами…
2.
В клубах «оживляют» разные периоды от Рима и Древней Руси до наших дней. Но классическим периодом считаются Наполеоновские войны. Это были удалые времена. Роль военного сословия неизмеримо выросла, а дизайн мундиров достиг совершенства. И, когда разноцветье полков сходилось на поле брани, то становилось ясно, что в бою есть не только «упоенье», но и своя суровая эстетика…
Не оставляет ощущение, что тогдашних вершителей судеб (как монархистов, так и республиканцев) красота униформы их волновала больше, чем удобство и функциональность. Помните? «В однобортном сейчас не воюют!», – это реплика из фильма «тот самый Мюнхгаузен». Шутки – шутками, но экипировка того времени была на редкость неудобной. Никакого камуфляжа, оттенков хаки и специальной маскировки! Передвижения на поле боя по-пластунски – моветон! Так можно запачкать белые панталоны (которые являлись частью военной формы, едва ли не всех воюющих сторон). Главное – выглядеть достойно перед лицом опасности. Помните, князь Андрей в «Войне и мире» гордо стоял в своем полковничьем мундире перед «вертящейся как волчок гранатой» и с презрением глянул на адъютанта, который посмел крикнуть: «Ложись!»
Так вот, к белым панталонам полагался белый колет и мундир синего сукна с красным воротником, что символизировало республиканский «триколор» (это – у французов). В русской армии основной цвет мундира был зеленым, у англичан – красным и так далее. А как важны были детали: шитье, галуны, выпушка, эмблемы. Кивер был настоящим произведением искусства: из сукна или кожи, с козырьком и подбородочным ремнем. Спереди крепилась кокарда, сверху – высокий султан из перьев, сбоку – эштикетные шнуры с кисточками. И это – пехота. Кавалерия выглядела еще более презентабельно. Недаром говорили: «Хочешь быть красивым – иди в гусары». Тут и куртка-доломан и расшитый ментик, и погоны из золоченых шнуров. Но, главное, обтягивающие лосины-чакчиры, которые роскошно смотрелись на парадных портретах. (А вот, по жизни… Слишком тугие, с чудовищно-неудобными застежками «на матросский манер». О флирте с дамами лучше не мечтать, поскольку если поблизости нет денщика, выпутаться из такой сбруи весьма непросто).
Свой путь в мир «ожившей истории» Женя начал, как и многие, с нижней ступени – раненым в повозке. Здесь видна только забинтованная голова и не требуются униформа и оружие. Чтобы обзавестись всем этим потребовались годы, немалые усилия и средства…
Экипировка членов исторического клуба – не карнавальный костюм, и даже не стилизация. Здесь жесткие требования: копия должна до деталей повторять исторический мундир. Собственно, и в давние времена бедным офицерам было непросто поддерживать достойный внешний вид. Сейчас – похожая история: аутентичный костюм, оружие и принадлежности, требуют больших капиталовложений.
Можно провести параллель с компьютерными играми – богачи сразу покупают роскошный (пусть виртуальный!) «шмот», а бедняки – шагают к успеху в поте лица. Женя был из тех, кто достигал всего трудом и талантом, поэтому по ходу освоил ремесла шорника и оружейника. Стали поступать заказы…
Со временем в своем полку он стал вольтижером (элита линейной пехоты), сменив кивер на двуугольную шляпу и цвет опушки мундира. А в качестве реплик оружия обзавелся штуцером и кавалерийскими пистолями.
Мундиры и оружие – это только внешняя сторона жизни реконструкторов. Так называемая «иконография» включает знание эпохи и обычаев. Если вступил в армию Наполеона – изволь учить устав, парадный и походный строй, ружейные приемы. Понятное дело – французские (у пруссаков, австрийцев или шотландских стрелков – все по-своему). А еще, Женя со своим 2-м батальоном стройно горланили «Марш Рейнской армии» от Роже де Лилля (все мы знаем этот марш, как Марсельезу – будущий гимн Франции).
Аллён з анфан дё ля патри
Лё жур дё глюр эт арривэ!
С годами и ростом числа баталий, рос Женин авторитет и… воинские звания. К тому же, исторические пристрастия нашего героя не ограничивались Наполеоновскими войнами. Он не спешил перевоплощаться в римского центуриона, но побывал и прусским сержантом, и лейтенантом северян, и капитаном роты зуавов, времен осады Севастополя. Каждый образ требовал новой амуниции, знаний и расходов. Не удивительно, что на создание семьи катастрофически не хватало времени и сил.
Расходы у реконструкторов постоянные, а вот доходы – нерегулярные. Здесь немного позиций: оплата съемок и выступлений на праздниках, парадах, карнавалах. Ну и, понятное дело, корпоративы. Не однажды в форме французского пехотинца ему приходилось стоять у входа в офис, насаживая на штык пригласительные. При этом заказчика не слишком волновало, что такая роль больше подходит красноармейцу в буденовке. Увы! Кто платит, тот заказывает… и музыку, и «кордебалет».
Довелось Жене сниматься в кино и на телевидении. Для этого пришлось примерить образ сотника казацкой пехоты. Это – кажется, что здесь нет проблем с подбором костюма – достаточно сабли, свитки и шаровар. А пистоли, жупан, цветной пояс, сафьяновые сапоги, люлька, наконец… К тому же, Иванову пришлось изрядно поработать над своей внешностью: расставшись для начала, с шевелюрой и бакенбардами (что за сотник, без «оселедця» зато с … неким подобием пейсов). Приходилось, и погарцевать на лошади. Это когда снимали клип на известную (не будем спорить о приоритетах) польско-украинскую песню:
Гей, гей, гей сок`олы!
Оминайче гуры, лясы, долы.
Звонь, звонь, звонь звонечку
Муй степовий сковроненечку...
С недавних пор стало модным реконструировать боевые эпизоды Второй мировой. Многих тогда привлекла своеобразная эстетика амуниции Третьего рейха (благодаря «17-и мгновениям кино» мы стали неплохо разбираться в мундирах и званиях СС и СД). Не удивительно, дизайн формы разрабатывала фирма Хьюго Босс. И, все эти регланы, кожанки, длинные плащи с подбоем – до сих пор в тренде и не покидают бутиков)
В отличие от некоторых собратьев по увлечению, Женя Иванов не повелся на «немцев». Ну, не лежала его душа к Рейху! (А мелодия «О, де либе Августин, Августин, Августин», которую постоянно наяривали на губных гармошках – просто раздражала. Тем более, что Женя знал перевод этой австрийской песенки, про пьяного мужика, который свалился в яму.)
Красноармейская казенщина его стольже мало вдохновляла... с эстетической точки зрения. Поэтому он обратился к армии Франции (в которой изрядно послужил еще во времена Бонапарта). «Воинскую» карьеру Иванов продолжил в «экспедиционном корпусе генерала Леклерка» и, учитывая прошлые заслуги, быстро продвинулся «по службе».
3.
Весной 2012 года под Киевом намечалась масштабная встреча военно-исторических клубов. Реконструкция называлась «Плечом к плечу. Грац-1945». Сюжет возрождал известную страницу истории Второй мировой – встречу союзников под австрийским городом Грац в мае 45-го.
В воспроизведении тех достопамятных событий участвовали клубы не только Украины, но и Прибалтики, России, Словакии, Германии, Дании, Израиля. В несколько часов реконструкции уместились «военные эпизоды» 4-х дней. Учитывая масштаб (и значимость) событий, встреча обеспечивалась государственной поддержкой и мощной рекламой.
Не удивительно, что ее внук загорелся. Неделю ходил за ней, как тень, пока не уговорил поехать в Пирогово. Оставив «Хюндай» на поляне, они пешком двинулись к месту, где намечалась «сражение». Все близлежащие возвышенности превратились в импровизированный амфитеатр, густо заполненный зрителями. Им повезло: именно на их холме базировался командный пункт реконструкторов, а значит, все происходившее было видно, как на ладони.
Реконструкция началась с «воздушного боя». Спортивные самолеты, стилизованные под истребители времен войны, устроили над полем настоящую круговерть. Все выглядело натурально, даже подбитый мессер со шлейфом черного дыма, уходящий к горизонту.
Пришли в движение и наземные войска. После огневой подготовки пошли в атаку наши танки и пехота. Немцы, опираясь на заранее укрепленные позиции, отчаянно сопротивлялись, переходя в контратаки. То и дело завязывались рукопашные схватки. Внизу холма развернули подобие полевого госпиталя, куда доставляли раненых с передовой.
Наконец, на поле боя появились союзники: маршевые части американцев и англичане – бравые десантники в красных беретах. В итоге, кольцо окружения сомкнулось и отчаянно оборонявшиеся немцы сложили оружие.
В предчувствии скорой победы и конца войны в стане союзников начались торжества: братание, застолье и обмен сувенирами. Из репродукторов зазвучали песни. Не только знакомые до боли: «Катюша», «Темная ночь», но и «Глори, глори аллилуя!», а также оригинальная версия «Бомбера». Помните, эту мелодию в стиле кантри? Утесов еще пел:
Мы летим, ковыляя во мгле
Мы ползем на последнем крыле
Бак пробит, хвост горит и машина летит,
На честном слове и на одном крыле
Короче, счастливый финал: победа-дружба, водка-виски… Но, оказалось, это не конец истории и не последние жертвы войны. По окрестностям продолжали рыскать отряды эсесовцев, не желавших сдаваться. Обреченные, они сражались отчаянно… Союзникам пришлось оставить праздничные столы и снова взяться за оружие. На выручку поспешили наши тридцатьчетверки и мотопехота. Справа от холма заняла позицию артиллерийская батарея, которая открыла огонь по прорвавшимся немецким мотоциклистам.
Не повезло французской миссии. Несколько машин, следовавших на встречу союзников, попали в засаду. Немцы явно «вычислили» генерала по характерной фуражке и попытались захватить в плен. Виллис охраны подбили фаустники, а генерал с оставшимися бойцами заняли оборону. Они отчаянно отстреливались, но враги медленно сжимали кольцо. Выручили подоспевшие: танк с польским орлом на броне («Рудый» из «4-х танкистов»?) и конный казачий разъезд. Эсесовцы были уничтожены, а французского генерала, уложив на броню, доставили в госпиталь.
Находясь недалеко, она смогла рассмотреть раненого «француза». Орлиный нос, усы и бакенбарды, ставшие совершенно седыми… Точно! Это был он – Жека Иванов, французский солдат из ее молодости, «дослужившийся» до генерала. Правда, уже в другую эпоху – не 20, а где-то 200 лет спустя…
Ситуация напомнила ей последние строчки бабушкиного романса:
К нам приехал на квартиру генерал,
Весь израненный, так жалобно стонал.
Пригляделась, встрепенулась душой:
Этот тот же, прежний барин молодой,
Та же удаль, тот же блеск в его глазах,
Только много седины в его усах.
Ее душа… встрепенулась, но воспарить не успела. На земле ее удержал внук, вцепившийся в рукав куртки. Глядя, как суетятся медики вокруг раненого, он неожиданно спросил:
– Ба, а, правда, этого дядю ранили понарошку?
– Правда, правда, – выдохнула, она, – у этого дяди вся жизнь понарошку…
Судя по грянувшим из репродуктора маршам, мероприятие приближалось к концу. Участники строились и маршировали к своим бивакам. Она взяла внука за руку и повела вниз по склону к «госпиталю». Но, не пройдя и полпути, столь же решительно повернула к припаркованной машине. К чему эта встреча спустя годы? Вряд ли Женя ее узнает, а если и узнает, то… столько лет прошло!
Тем временем, весь импровизированный амфитеатр пришел в движение. Большая часть зрителей спустились вниз, чтобы поглазеть на бойцов и технику и только некоторые потянулись к выходу. Тем не менее, узкая дорога оказалась запруженной машинами, которые передвигались со скоростью пешеходов. Сидя за рулем, она заметила, что люди, идущие по обочине, расступаются и без обычного недовольства уступают дорогу…
– Интересно, кто это, такой важный? – проговорила она, ни кому не обращаясь.
По дороге двигался не навороченный джип и не «мерин» представительского класса. Это был виллис – из тех, что участвовали в реконструкции. Настоящий раритет прошлой эпохи! На кресле водителя восседал… французский генерал. Ну да – Женя Иванов. Рядом уместилась статная, коротко стриженая брюнетка в щегольской форме стафф-сержанта английских десантников. На руках она держала парнишку лет восьми, в какой-то замысловатой военной форме…
Свидетельство о публикации №216021101473