Эссе о смерти

Возможно, по крайней мере, мне так кажется, человек иногда размышляет о смерти. Это понятно, ведь смерть может подстерегать нас на каждом шагу, а иногда, даже хотим, чтобы в одночасье смерть настигла нас. Это происходит в тот миг, когда наши проблемы, мысли, тяготеют над нами. Самоубийство в этом случае не самый хороший шаг, ведь лучше разрешить эти проблемы, чем прекратить эту жизнь. И все же, жизнь и смерть это противоположности. Кто-то думает, что смерть это конец жизни, а кто-то, что это начало вечной жизни; другие скажут, что это просто необратимый процесс, или нечто такое, что даже язык не поворачивается это сказать. Но мысли о смерти преследуют если ни всех, то многих.
Что там после смерти? Весьма сложный вопрос, ответ на который никто не знает. Религия говорит, что после смерти начинается жизнь: ад, рай, нирвана, перерождение. Да, все, что угодно. Но суть в том, что процесс старения, и затем смерти – необратим. Конечно, умирают не только старики, но и молодые, и даже дети. Это могут быть болезни, войны, несчастные случаи. Это отягощает участь людей, чьи родственники, любимые, дети, друзья умирают. Они, конечно, могут представить их жизнь в райском саду и молиться за них каждый день в церкви, но раз там, после жизни на Земле, человек обретает счастье, вечную жизнь, любовь и блаженство, почему собравшиеся у гроба плачут? Что же плохого в том, что с религиозной точки зрения, человек вышел из мира, который, по сути, не является идеальным? Предположим, что человек неизлечимо больной, он мучается, и в одночасье он умирает. Конечно, здесь палка о двух концах: человек, который страдает от болезни с одной стороны, с другой стороны родственники или друзья, которые с горечью наблюдают за этим. Разумеется, здесь присутствует третье лицо – т.е. я. Для меня важно, что чувствует умирающий, и что чувствуют окружение умирающего.
По сути, человек, который уже знает, что он умрет, жалеет о том, что не все успел сделать, и скорее всего о том, что было сделано, но только в том случае, если это было что-то плохое, или недосказанное, забытое. Также, человек явно хочет дальше жить (если на смертном одре находится молодой человек или молодая девушка, ребенок), потому что жизнь – это постоянное нахождение в движении, в сознании, в понимании, в то время, как смерть понимается, как неподвижное, вечное отключение от происходящего. Такое представить невозможно. Умирающий все больше и больше начинает ценить жизнь, хвататься за нее, но также он понимает, что обречен и верно подходит к концу. В это время, человек находится в стрессе, возможно в психозе, но сделать он ничего не может. Для этого была придумана эвтаназия: как выбор человека между страданиями и верной смертью. По правде говоря, понять, что чувствует умирающий человек – очень затруднительно, мы это можем только представить, или же увидеть, но мысли человек не умеет читать, и поэтому нам остается только гадать, и все же, пока мы сами не окажемся на его месте, для нас останутся загадкой эти чувства.
Важно отметить, что наблюдающие за процессом люди, чье страдание независимо связано со скоропостижной смертью их близкого человека, является с одной стороны сострадательной. Страдание умирающего человека у них вызывает жалость, что и приводит к слезам, и даже к истерикам. Оно и ясно, что больше они не могут помочь ему, и остается только ждать смерти. Это проявление эмпатии: явно, что кто-то может себя представить на месте страдающего. Подробно, этот случай можно рассмотреть в фильме «Ты не ты» режиссера Джорджа К. Вольфа, снятый по одноименному роману Мишель Уилджен  В этом  фильме нам показывают женщину – Кейт, обреченную на смерть. У нее прогрессирующий амиотрофический склероз; ее муж ей изменяет, и в итоге, женщина понимает, что виновата она, так как больше не может удовлетворять его потребности. Ей нанимают сиделку, молодую девушку Бэк. Они привязываются друг к другу, начинают дружить. Затем, состояние Кейт  ухудшается, и ее она отдает право решать ни своим родителям, которые хотят, чтобы та осталась жива, ни Эвану, с которым она помирилась, а именно Бэк в подключении аппарата. Бэк знает, что для Кейт лучше смерть, чем быть подключенной к аппарату и не чувствовать жизнь. Затем, Кейт умирает. В этой ситуации, я думаю, можно понять Кейт. Она не в силах исправить то, что случилось. Можно понять Эвана, который сильно любил свою жену, и теперь не знает, что ему без нее делать. Можно понять и родителей, которые потеряют свою единственную дочь. Важно, что Бэк стала близким человеком для этой несчастной женщины. Она (Бэк) понимает всю эту ношу, которая испытывает Кейт. Фильм тяжело смотреть, так как искренность актеров превосходно отражена в реальности. Он и вправду заставляет задуматься над тем, что я описывал выше. В конечном итоге, у каждого человека исход один – смерть, но что происходит дальше?
В один момент, я был свидетелем подобного развития событий, который описывались в фильме. Я, знал, что мой друг также обречен умереть в раннем возрасте. Диагноз я до сих пор не знаю, и честно говоря, даже не хочу знать. Друзей моих можно было пересчитать на пальцах, и среди них был он, кого я считал за хорошего друга, которому можно было открыть тайны, говорить долго по душам, слушать музыку и быть самим собой. Он был неидеален, но думаю, таких, как мой почивший друг – очень мало. Я знал, что он болен, но не знал, что настолько серьезно. Где-то, через неделю, после последней нашей с ним встречи, он умер в больнице. Последний раз я его видел в здравом уме, красивым молодым человеком, с грандиозными планами на будущее. Он был весел, и даже выглядел очень счастливым. Но в этот вечер, как оказалось, мы попрощались навсегда. Чувствовал ли я, что это последний наш с ним разговор? Нет. Я был полон оптимизма. Чувствовал ли он это? Я не могу знать. Я знаю только то, что у него начались жуткие боли, и, в конце концов, его не стало.
Накануне похорон, вышло так, что мы встретились со дворовыми ребятами и пошли гулять. Вспоминали нашего друга добрым словом, и конечно, морально готовились к прощанию. Я не хотел идти на прощание, потому что я видел своего друга живым, а теперь мне придется увидеть его мертвым. Мне было сложно представить эту процессию, хотя, я понимал, что для родителей такое пережить еще хуже, чем мне. Я боялся и не верил, вот что я чувствовал в этот момент, сидя у костра. Затем была ночь, и я решил, что не пойду в церковь на отпевание и на поминки. Так я и поступил. В силу того, что мне было сложно видеть плачущих людей, (а я почему-то не проронил и слезинки), я стоял в стороне, и боялся даже подходить ближе, хотя, сначала я стоял в первых рядах. Мысленно я простился со своим другом, и отошел. Не знаю, как вы отнесетесь к моему поступку, но после прощания я поехал на тренировку, так как занять себя надо было чем-нибудь. Конечно, узнав об этом, многие меня осудили. Имели ли они на это право, думаю, что нет. Но они заставили меня задуматься: «правильно ли я поступил?», и хочу сказать, что я так и не ответил на этот вопрос. Важно, что поминать алкоголем я не мог, а по русской традиции, это одно из правил. Вдобавок, мне хотелось переварить одному случившееся. Все, что происходило этим днем, для меня было чем-то непонятным. Мне не первый раз довелось хоронить друга, но этот случай был каким-то ожидаемым, и впрочем, мне было грустно от того, что отныне, я остался один. Скорее всего, все мы остались одиноки, потеряв его. В этом случае, в нас проявлялся эгоизм, который сложно оправдать. Большинство из компании, и я вместе с ними, смирились с потерей. То ли еще будет? Но даже сейчас, важно то, что мне не хватает этого друга, иногда. Я верю, что он находится в лучшем мире. Но возвращаясь к самому началу моего текста, только умершие знают, что там после смерти. Я и знать не хочу. Я хочу жить, не зная и даже не задумываясь о смерти. Но разве так можно? Нет. Всегда, человек думает о смерти, потому что это необратимый процесс всего живого. Всему приходит конец.

Конец.


Рецензии