Житийная литература в 14-15 веках

В осуществлении объединительных тенденций на Руси, большая роль принадлежала

православной церкви. Первым в северо-восточной Руси митрополитам ,русским по

рождению,-Петру и Алексею, посвящены особые жития. Петр был на митрополии в

княжение Ивана Калиты. По  приказу князя житие Петра написал в 1326 году

ростовский епископ Прохор. В житии рассказывается о той борьбе , которая

сопутствовала поставлению патриархом Петра на митрополию . Петр поселяется в

Москве-"граде честном кротостью". После смерти митрополит Петр был

канонизирован и стал первым "московским и всея Руси чудотворцем .Основная

задача жития - прославление митрополита Петра и московского княжества.

Широкую извесность в области житийной литературы ,приобрел талантливый

агиограф Епифаний, прозванный Премудрым . Настоящей духовной школой для

Епифания стал Троицкий монастырь, где он прожил более тридцати лет. Епифанием

было написано жития  Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Епифаний был образованнейшим писателем своего времени , широко осведомленным в

в византийской агиографии.

Стефан в юности прочел много книг и убедился , что" житие наше маловременное и

мимоходящее ,аки речная быстрина или травный цвет".По благословлению епископа

коломенского ,он отправляется на проповедь коми и зырян .В пермской земле

Стефаний ведет трудную борьбу с язычеством . Обращение зырян в православие

стало возможно благодаря созданию зарянской азбуки и переводу священных книг на

народный язык.

Известным агиографом в 15 веке был Пахомий Лагофет. Ему принадлежит составление

ряда житий московских и новгородских святых. Наиболее значительны жития Сергия

Радонежского (переделка труда Стефания Пермского), митрополита Алексея и

Кирилла  Белозерского . Основной особенностью трудов Пахомия был

нравоучительный панегиризм.


Рецензии