Житийная литература в 14-15 веках
православной церкви. Первым в северо-восточной Руси митрополитам ,русским по
рождению,-Петру и Алексею, посвящены особые жития. Петр был на митрополии в
княжение Ивана Калиты. По приказу князя житие Петра написал в 1326 году
ростовский епископ Прохор. В житии рассказывается о той борьбе , которая
сопутствовала поставлению патриархом Петра на митрополию . Петр поселяется в
Москве-"граде честном кротостью". После смерти митрополит Петр был
канонизирован и стал первым "московским и всея Руси чудотворцем .Основная
задача жития - прославление митрополита Петра и московского княжества.
Широкую извесность в области житийной литературы ,приобрел талантливый
агиограф Епифаний, прозванный Премудрым . Настоящей духовной школой для
Епифания стал Троицкий монастырь, где он прожил более тридцати лет. Епифанием
было написано жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.
Епифаний был образованнейшим писателем своего времени , широко осведомленным в
в византийской агиографии.
Стефан в юности прочел много книг и убедился , что" житие наше маловременное и
мимоходящее ,аки речная быстрина или травный цвет".По благословлению епископа
коломенского ,он отправляется на проповедь коми и зырян .В пермской земле
Стефаний ведет трудную борьбу с язычеством . Обращение зырян в православие
стало возможно благодаря созданию зарянской азбуки и переводу священных книг на
народный язык.
Известным агиографом в 15 веке был Пахомий Лагофет. Ему принадлежит составление
ряда житий московских и новгородских святых. Наиболее значительны жития Сергия
Радонежского (переделка труда Стефания Пермского), митрополита Алексея и
Кирилла Белозерского . Основной особенностью трудов Пахомия был
нравоучительный панегиризм.
Свидетельство о публикации №216021101624