Боярин

     Тёплым сентябрьским утром седой отставник Алексей Иванович возился со своим «жигулёнком» в дальнем углу двора своей многоэтажки. Семёрочка хоть и не новая, семь лет уже как из магазина, но служит исправно.
     Мужчина уже заканчивал работу, когда подошёл сосед Антон Шелестов.
- Алексей Иванович, здравствуйте, давно не виделись. А что это у вас на руках за зелёные чёрточки? Новое модное тату, что ли? - пошутил он.

     Алексей Иванович с улыбкой взглянул на Антона, поздоровался и помедлив немного, ответил:
- Это меня боярин исцарапал и поколол. Пришлось зелёнкой помазать.
     Антон оценил шутку:
- Боярин? У вас на даче бояре появились?
— Да, есть один. Я его неудачно постриг, так он теперь мне мстит. Вот и результат.

     — Я ничего не понял, - улыбаясь сказал Антон, — какого боярина вы неудачно постригли? Бояре лет 200-250 назад жили. Их два века уже в природе не существует.
     — Да есть один такой, высокий, стройный и красивый. Но у него кое-чего многовато было. Я ему это плохо остриг, а он меня за это всего поцарапал. Кстати, продолжительность жизни в его роду 300-400 лет.

     Алексей Иванович вытер руки ветошью и улыбаясь, объяснил:
     — Да шучу я, Антоша, конечно. Боярином мы с женой наш боярышник называем. В этом году был первый большой урожай. Ягоды уже созрели и начали опадать. А у нашего боярышника, как и у большинства его сортов,сородичей, значит, на ветках очень много острых и длинных шипов. Подобраться к ягодам не уколовшись, было невозможно, даже если они уже упали под дерево. Я, к тому же, этой весной снизу его мало обрезал. «Пожалел». Вот поэтому поколол и поцарапал меня мой боярин при сборе урожая.  Но теперь-то я уже учёный. Знаю, как надо собирать плоды боярышника.

     — И как же? Мне это интересно. Может когда-нибудь у меня тоже будет дача и такой же "боярин" в саду, - сказал Антон;

     - Тогда слушай внимательно. Мой совет подойдёт для сбора урожая и других фруктов. Прежде всего, дерево, конечно, надо периодически хорошо обрезать, особенно снизу, чтобы можно было забираться под деревцо хотя бы на четвереньках.
Плоды боярышника созревают почти одновременно. Во всяком случае, у меня на даче так.
     А теперь о самом процессе сбора плодов. Сначала, конечно, надо снять плоды с внешней стороны кроны, те, которые можно легко достать руками непосредственно или наклоняя ветки с помощью крюка. Эти плоды можно отложить для закладки на длительное хранение.

     Для сбора остальных ягод надо постелить под крону какую-нибудь подстилку, лучше мягкую, например, одеяло, чтобы плоды не оббивались при падении. Хоть они и довольно твёрдые, но эта предосторожность не помешает. Хорошо сделать уклон в нужную сторону. Затем надо взять длинную палку и хорошо потрясти дерево или отдельные ветки по очереди. Ягоды скатятся прямо к твоим ногам.
     Так даже выгодно их собирать. Можно в два или даже в три приёма с интервалами в несколько дней. Тогда трясти деревцо надо легонько, упадут только самые зрелые плоды. А когда срываешь руками, зрелые плоды выделить сложно, особенно в солнечную погоду. На солнце они все кажутся темнокрасными и зрелыми.

     Плоды боярышника очень полезны. Когда-то я читал, что очень полезны плоды кизила. Систематическое их употребление, якобы, может продлить жизнь, так как кизил живёт около 200 лет и в своих плодах имеет ген долгожительства.

     Так вот, боярышник живёт до 400 лет и тоже  очень полезен. Прежде всего, потребление его плодов очень хорошо действует на сердце, укрепляет сердечную мышцу, а урсоловая кислота, которая входит в состав плодов боярышника, оказывает противовоспалительное и антимикробное действие, расширяет кровеносные сосуды. Но кроме этого, он заметно повышает иммунитет и даже угнетает вирус герпеса (единственный известный случай в природе среди плодов растений). А вирус герпеса, кстати, как известно, носят 95 процентов жителей нашей планеты. Ну и ген долгожительства в его плодах тоже, наверное, имеется, коль так долго живёт.

     — Спасибо за интересную и полезную информацию.  Приятно быть соседом знатока и альтруиста.  Так всё-таки, настоящие бояре у вас в дачном посёлке есть? — с улыбкой спросил Антон.

     Алексей Иванович поддержал: — Антоша, мы сами бояре. Только в царский круг не входим. Приходи вечером к нам на чай с боярышником. Есть идеи по работе в нашем интернет-проекте, надо бы обсудить.


Рецензии