Шкура

Иван Гладин




ШКУРА

Драма в стихах

I

Канцелярия комбата.
Комбат и рядовой Шакуров.

Шакуров.

                Товарищ майор…

Комбат.

                Что за мода, солдат?
«Войти разрешите» сперва говорят.
А ты, словно вор, прошмыгнул в мою дверь
И смотришь затравленным зайцем теперь.

Шакуров.

Потише, потише, я вас умоляю!

Комбат.

Чего ты боишься, я не понимаю?
Что бегаешь взглядом ты по сторонам?

Шакуров.

Товарищ майор, только вам, только вам!..

Комбат.

Солдат, ты мен начинаешь пугать.

Шакуров.

Поймите… мне трудно… вам нужно спасать
От страшной беды одного рядового.

Комбат.
(усмехаясь)

Тебя, что ли, Шкура, обидели снова?

Шакуров.

Нет, что из Шакурова Шкурою стал,
Давно я смирился, давно я принял.
И я за себя уж не буду стучать –
На то, что со мной, глубоко наплевать.



Комбат.
(теряя терпение)

Ты можешь сказать, что случилось, паскуда?
А нет – убирайся ты нахрен отсюда!

Шакуров.
(бросаясь к столу комбата, шепотом, торопливо, захлебываясь)

Фамилия Петрик его… Музыкант…
Как он на гитаре играет! Талант!
Но армия… твари… не могут простить,
Что ноги один раз забыл он помыть,
Что часто рассеян, что не был он с бабой.
Он добрый, он тихий, а думают – слабый.
                И вот уже Педрик…

Комбат.

                Как?

Шакуров.

                Педрик.

Комбат.
(хохотнув)

                Смешно.

(серьезным тоном)

Постой. Не части. Я тут понял одно,
Что просто его обзывают порою…

Шакуров.
(торопливо, взволнованно)

Не просто… Пинки… Тумаки… До отбоя.

Комбат.

А это уж неуставщина, солдат –
За то и слетел предыдущий комбат.
                Я меры приму.

Шакуров.

              Да! Спасите его!

(испуганно)

Но помните – я никогда… ничего…
Мне прошлого раза никак не забуду,
Теперь же и вовсе безжалостны будут.

II

Плац. Общее построение.

Комбат.

                Так, Петрик – два шага из строя!

Петрик выходит на 2 шага и поворачивается лицом к строю.

Шакуров.
(отчаянно)

                Дурак!
                Ты губишь его!

Бугай.
(здоровенный солдат-срочник)

 Что бормочешь?

Шакуров.
(испуганно)

                Да так!

Комбат.

Товарищи, мне с сожаленьем узнать
О неуставщине пришлось, вашу мать!
Где были контрактники? Где офицеры?
Один лишь донес мне. И примем мы меры!
                Я всем объявляю…

Шакуров.

                Не надо! О, нет!

Комбат.

(указывая на Петрика пальцем)

Не трогать его – мой приказ и совет!

Солдаты-срочники.
(тихо переговариваются между собой)

Донес… Найдем…Стукач!.. Поганый гриб!
                А ты готовься, Педрик!



Шакуров.
(обреченно)

           Он погиб.

Офицеры и контрактники расходятся. Солдаты окружают Петрика.
И тут Петрик начинает подниматься вверх, на невидимое возвышение. А идущие рядом солдаты толкают его, пинают, чем-то швыряют в него, кричат что-то нечленораздельное…

Затемнение.

III

На возвышении – силуэт повесившегося. На его фоне – Шакуров.

Шакуров.

Не спас его, а только погубил…
О боже, как бессмысленно все было!
Стукач и крыса, ну, куда ты влез?
Тебе ли быть спасителем для слабых?
Ты сам труслив и слаб. Да, Шкура ты –
Вот и заботься о своей лишь шкуре.
А ты полез… И ты разрушил все.
Ты Шкура был, теперь еще убийца.
Да, ты убийца! Вот бы промолчать,
И вытерпел бы Петрик этот годик.
Ведь год – так мало. А не мог смотреть,
Как он страдает – сам полез бы в драку…
Но честен будь перед собой, что ты
И драться не умеешь, и боишься
За свою шкуру… шкуру, шкуру, да!..
Но он играл – и становился я
Как будто выше, чище и сильнее.
И так прекрасно – до любви, до слез…
А что прекрасно – толком сам не знаю.
Но так хотелось что-то совершить!..
Ну, вот  совершил, дурак несчастный!
И музыки прекрасной больше нет,
И в страхе ждать мне свой далекий дембель.
Да и дождусь ли – есть ли смысл в том,
Чтоб жить мне в страхе пред разоблаченьем,
В позоре положенья своего?

(оглядываясь на висящий силуэт)

И тот, кто жизнь сумел перешагнуть,
Не мне ли верный указует путь?

IV

Солдаты-срочники – в курилке. На фоне повесившегося.

Солдаты.
(переговариваются)

- Скажи… ну, в берцы я ему насрал!
- Ну, я штык-нож забрал, когда стоял
                Дневальным он. И что?
                - Ну, дал пинка.
                А он – в петлю!
                - Хватило дурака!
- Чмо, что и говорить! Ему в могиле
                И лучше будет.

Бугай.

                Пофигу! Забыли!
Есть интересней и важней вопрос –
Так кто комбату все-таки донес!

При этих словах Шакуров уходит назад, пытаясь спрятаться за спинами солдат.

Бугай.
(окидывая взглядом собравшихся вокруг)

Тут батальон у нас собрался весь.
И крыса по-любому тоже здесь!

Напряженный пауза.

Бугай.

(медленно)

Так кто же? Нигер? Хоббит? Пот? Лариса?

Голос.

                А, может, Шкурик?

Бугай.
(усмехаясь)

                Нет, хоть он и крыса,
Но под комбата он решится лечь
Лишь там, где пользу для себя извлечь
                Возможно.

(вылавливает Шакурова из толпы, похлопывает его по плечу)

     Верно, Шкурик?

Шакуров.
(нервничая, натянуто улыбаясь)
               
                Верно. Так.

Бугай.

Да и потом – он точно не дурак
И знает, если вдруг нагадит мне…

(разминает кулаки)

Поедет грузом 200 он к родне!

Все громко хохочут. Шакуров, чтобы скрыть напряжение, неестественно смеется вместе с ними. Затем снова – напряженное молчание.

Бугай.
(продолжая медленно рассматривать окружающих, задумчиво)

                Так то же? Кто же? Кто же?

(неожиданно)

                Борода!

Бородин.
(в задних рядах)
 
                Чего тебе?

Бугай.

Иди, иди сюда!

Бородин.

                Зачем?

Бугай.

   Я что-то начал вспоминать,
Как на гитаре вместе вы играть
С ним собирались. Что тусили вместе.

Голос.

Да, говорили: «Борода к невесте
                Пошел!».

Хохот.

Бородин.

                Ну, может быть. И что с того?

Бугай.

 Сигареты только для него
Ты у себя в загашнике держал,
А пацанам все время зажимал.
А, может, ты решил нам отомстить,
Раз и тебя мы начали дразнить?

Бородин.
(испуганно)

Нет, пацаны! Вы что? Я – никогда!

Бугай.
(приближаясь к нему, смотрит, не отрываясь, медленно, разминая кулаки)

Но некому ведь больше, да, да, да!

Шакуров.
(набрасывается на Бугая)

Не тронь его! Пусти его! Все я!
                Я у комбата был.

Бугай.
(застыв на месте, удивленно)

                Кто? Ты?

Шакуров.
(отчаянно)

                Ну, что же?
Избей меня, как раньше обещал!
Груз 200? Я  готов – устал бояться.

Видя, что Бугай, оторопев, стоит и ничего не делает, Шакуров начинает неумело тыкать его своими кулачками.

Шакуров.

Давай же! Что стоишь, проклятый боров?
Открыт я для ударов. Ну, вперед!



Голос.

А, ну-ка, лещани его, не трусь!

Бугай.
(растерян, даже испуган, но хочет казаться спокойным,  отшучивается)

Да знаешь – я с детьми-то не дерусь!

Шакуров.

Мне наплевать, что сделаешь со мной.
Мне так легко – я честен, я открылся,
Я тяжесть снял с измученной души.
Готов хоть каждый день я быть избитым,
Чтоб счастье сей минуты оплатить!
Да, Шкура я, стукач и даже трус,
Но никогда уже не буду прежним!
Во мне свершилось что-то. Сделал шаг,
И вот уже душа под парусами
Летит. Куда, не знаю, но летит!
И будто даже силы прибавляет
Моя решимость телу. Хорошо!

(высоко подняв голову, громко)

Все слышали? Я это был! Я – крыса!

15.08.15 г. Морозовск


Рецензии