День знаний

В советские времена 1сентября самый первый урок проводил классный руководитель, раздавая учебники, диктуя расписание на первую неделю, знакомя ребят с тем, какие новые предметы им предстоит изучать в этом году, и какие новые учителя их будут учить. Ребята рассказывали о каких-то интересных моментах пережитых ими летом.

 В 91или 92, может быть, в 93- ельцинские годы, классных руководителей стали обязывать проводить тематический урок: флаг, герб, гимн России. Это значит, надо было обо всём этом рассказать школьникам на первом же уроке, в первый же день «День знаний», как его стали называть, будто прочие дни – дни незнаний.

На последнем школьном совещании перед 1сентября нам раздали плакаты с полосатым флагом России, с гербом – цыплёнком табака с двумя головами и новый текст гимна. Я же не могла себя заставить рассказывать моим ученикам о власовском флаге, об этом царском гербе и размножать новые стихи Сергея Михалкова, который предательски быстренько сочинил вместо «Союз нерушимый республик свободных» подхалимские новые стихи о России, будто это не его СССР сделала популярным поэтом огромной страны, наградив  всеми, какими только возможно было орденами и званиями.

1сентября я повесила на доску наше «серпастое, молоткастое» красное знамя, прикрепила к доске плакат герба Советского Союза и приготовила пластинку с гимном СССР.

На эти уроки - флага, герба и гимна в школы приезжали  обычно разные проверяющие. Это бывали люди из районного Отдела народного образования  или  из Городского, или из правительства района, а то и представители от мэрии. Директор, боясь попасть впросак, если придут они к молодым учителям, всегда водила их к опытным классным руководителям, с приличным стажем.

И вот, она приходит ко  мне  с проверяющим на этот урок, ребята встают, здороваясь с ними, садятся. Они тоже садятся за последнюю парту. И тут я вижу, что моя директор покраснела. Она увидела мою доску с оформлением. Но говорить  что-то ей мне уже поздно и проверяющего не уведёшь.

Я же начинаю подробно рассказывать о Знамени Победы, начиная с исторического названия слова «знамя» от русского слова «Знаменье». О красном цвете , что в русском языке – синоним красивый, о том, что поэтому встречается «красная девица» во всех сказках и былинах , Красная площадь так названа, так как она красивая. Говорю о красном знамени, появившемся не случайно на баррикадах во время Французской революции, красный цвет –цвет крови. Рассказываю о героях Великой Отечественной войны и о том, что наше Красное знамя развевалось над Рейстагом в 1945 году.

Мои ребята слушают меня внимательно, а в глазах проверяющего я тоже вижу внимание и интерес. Потом я любуюсь вместе с моими учениками замечательным Гербом СССР, показывая как чудесно он задуман, как здорово вплетаются колосья пшеницы в символы труда Серп и Молот, что все республики здесь в нём представлены прекрасным лозунгом «Пролетарии всех стран соединяйтесь! » на всех 16 языках, по числу наших республик. Ну и, наконец, я включаю пластинку с Гимном СССР. Ребята в едином порыве встают под его звуки, встают и директор с проверяющим.

Кончается музыка, кончился урок. Проверяющий подходит ко мне и благодарит за интересный урок. Директор молчит.

В конце дня у нас совещание. Все проверяющие ушли. Директор говорит о впечатлениях тех, кто проверял наших учителей на первом уроке. Отзывы только хорошие. И тут она поворачивается ко мне : « Ну, коммунистка, у меня чуть инфаркт не был от твоей выходки!» Она рассказывает нашим учителям, о чём я говорила с классом в её присутствии и проверяющего. Рассказала и о благодарности его высказанной мне. Коллеги аплодируют и смеются. А многие потом говорили мне , что пожалели, что не сделали того же , что я.  Я же , когда увидела, входящих ко мне на урок решила, что пусть уволят, но я расскажу ребятам о символах достойных всяческого уважения, а не о власовском флаге и монархическом гербе. С тех пор прошло много «Дней знаний», но я ни разу не восхваляла школьникам то, что мне самой неприятно.

 


Рецензии