Прынц Фрыц Удалой Глава 3. 7

  Некоторый ченч  произвести перед отбытием всё же пришлось. Уболтала меня сестричка Амалия разрешить пожить при Московском дворе - её как бы в подружки-фрейлины к дочерям сам Алексей Михайлович пригласил. А взамен почти навязал комнатного стольника царевича Фёдора - Апраксина Фёдора Матвеевича. Хотя какое тут отчество, когда он на год меня моложе? Но за придачу из "голутвенных" казаков, из которых вскоре корпус морской пехоты образуется, согласиться можно было и на роту соглядатаев. Сколько лет за мной приставленный Радзивилом шляхтич таскался, пока не надоело ему и не вернулся до своего маетка. Ведь только взаимообогатились мы - он пенёнзами, а я его крестовой манерой фехтования. Может и из Феди какую пользу извлечь получится.

    Пригнанная голытьба поражала не только своим количеством, но и весьма колоритными лохмотьями. Хотя и после того, как пошили всем из парусины матросские костюмчики, все равно своим буйным нравом морпехи выделялись. Но смиренные монаси для рубки и не годятся, а мне полученный имидж сорвиголовы только с помощью головорезов и возможно было сохранить. Вооружили всех только откованными ранее для сахарных плантаций Суринама мачете. От абордажных сабель отличались те только отсутствием гарды, но такой безделицей всякий русский и самостоятельно обзаведётся. Ещё по пути зашли в Хьюскварну, за железом подешевле, и разжились там "свейскими перьями" - маленькими алебардами, больше штык винтовки напоминающими. При заходе в Англию, прибарахлились ещё сукном на бушлаты, так что православное воинство более на оборванцев не походило.

    Заглянули к родным пофасонить и навербованные нашим адмиралом Робертом Холмсом в основном среди "своих" опытные экипажи линкоров. Король пока не воевал и потому отпустил ставших избыточными для Ройял Неви людей "на заработки" спокойно. Вербовщикам извращаться не требовалось, ибо среди моряков слушок загулял, про то что пока лорд Казимир на борту - судно не утонет. Очень уж флотские суеверны, но если глупость на руку, то пусть дурят. Лишь бы на "работе" не сказывалось - экипажи ведь ещё сплавать надлежало. И для этого сгоняли эскадру через Атлантику - всё у нас по взрослому. И на Тобаго периодически конституционный порядок наводить не лишне, а то нынче там пиратская вольница. На ней то и опробуют свои клинки новоявленные мои морпехи - за компанию, к привычному вкусу крови, сахара да бананов отведав.

    Дозволив грабить, личный состав тем весьма вдохновил, и в десант с русскими казаками запросились и английские моряки - так куётся братство по оружию. А вот пиратское братство на деле оказалось жидковато в коленках - только купчишек пугать и годилась, по своему несчастная, эта самая морская голытьба. Но они сами выбрали свою судьбу, и она привела "джентельменов удачи" на строительство бастионов в Суринаме. Работу пусть тяжёлую, но всёж предпочтительнее пенькового галстука.
    Кстати, и из казаков три сотни запросилось в Новом Свете остаться служить - очень уж им сладости здешние понравились. Не поясняя - то ли сахар ввиду имелся, то ли мулатки, то ли Воля, не меньшая чем на Дону и Яике, а может просто морскую болезнь терпеть не могли более. Так и появилась и за морем-окияном станица казацкая, и атаманом на кругу в ней избрали доброго рубаку Разина Степана Тимофеевича. Против ничего не имел, но только потребовал на этом же церимониале с него поклясться, ни в коем случае баб в в здешних многочисленных реках не топить(в море можно).

    Возвращение с Старый Свет прошло в приподнятом настроении - практические занятия в Тобаго заставили людей поверить в свои силы и убедиться в материальной выгоде плаваний. Но отвлекаться на мелочи больше было не позволительно - очередная (уже 6-я) турецко-венецианская война могла закончится без нас, причем нежелательно. На ней уже хорошо поживился "папа" Якоб, продавая суда республике, вот и мне хотелось семейную традицию продолжить. Пока вбухавший 150 миллионов дукатов в войну эту покупатель не оказался разбит, ещё миллиончик-другой в горячке вытрясти из него шанс имелся. Тем более, что и я давал ту соломинку, которая ломала спину верблюду - туркам ведь война так же влетела в копеечку.

    В 1669 году Людовик XIV отправил экспедицию на помощь осаждённой Кандии. Правда возглавившему её герцогу Франсуа де Бофору не повезло, взорвался на своём флагмане "Торез". И если бы уже на следующий день - 26 июля, не появились на горизонте паруса наших линкоров, командовавший обороной капитан-генерал Франческо Морозини сдал бы многострадальный город-крепость туркам. Но в уныние привели мы не христиан, а мусульман, ибо неожиданный многочисленный наш десант, в котором помимо русских морпехов пошло и много английских матросов, сходу смял лагерь осаждавших. "Сарынь на кичку" действовала на турок гипнотически.

    Ударившие с тыла почти 10 тысяч злого "суринамского десанта", спасли жизни остававшихся в обороне трёх тысяч шестьсот венецианцев. Не тратя времени, экипажи вернулись на корабли и успели ещё изрядно пожечь не сообразившие разбежаться турецкие суда, правда в этом нам и французы помогать принялись. Особо мне понравились действия фрегата "Круассан", с капитаном которого - графом де Турвилем после боя с удовольствием выпил, моряк был славный. Даже не удержался и в порыве свой орден Девы Марии ему вручил - право ведь такое как герцог имею, а признание чужой доблести есть признак мужества. Даже если через несколько лет награждённого самому же убить придётся - все мы заложники обстоятельств.

    Но факт награждения имел последствия. Прознав про мой поступок, Мальтийский орден, так же являвшийся союзником в этой долгой войне, посвятил меня в свои рыцари с вручением соответствующих регалий. Третьей категории, четвёртого класса. Но это уже была вишенка на торте. А десерт же начался после того, как и порядком обессиленных ооочень долгой войной турок, на острове зачистив, лавры победителя поимел. Ведь и в русских сказках репу удается извлечь не деду с бабкой, а мышке-накушке.
    Османы, разумеется не последнюю дивизию там в бой кидали, но и у них моб.ресурс считан, потому то они в РИ согласились на эвакуацию ВСЕХ желающих христиан, лишь бы лицо не потерять и записать победу на себя. Теперь же у них и того не вышло и хоть ещё на четверть века бойню продолжай, а там у гяуров вновь какой либо новый лорд Казимир как шайтан выскочит. Вот если уведёт он своих бородатых казаков да большие корабли - может и удастся этот остров вновь отбить попытаться.

    Расклад понятен был и другой стороне - гирьку с чаши весов убирать нельзя. Но не даром же Венеция веками богатства копила, потратила ещё далеко не всё. Да и запросил то я очень по Божески. Это "папа" Якоб из сырого леса республике суда продавал, вот и не хотели комерсы за протекающие корыта деньги платить - со скандалами долги выбивались. Нынешние же линейные корабли отличались от предыдущих поставок не только размерами, но и тщательно выдержанной технологией. Брус и доски, доводились по влажности до минимума в сушильных камерах, что несколько увеличивало себестоимость, но после последующей обработки материала креозотом, увеличивало срок службы корабликов втрое.

    Зная сей факт, и предложил богатеньким, но жадненьким, не выкупать у меня пахнущие как шпалы суда, а взять их лет на 10 в аренду, всего лишь себестоимость мне возвернув. БЕЗ ВСЯКОГО НАВАРА! Но у своих же барыг до того застраховав транспортные средства как КАСКО - от всех видов потоплений, кроме старости. А ведь предыдущие "папины" поставки как раз за лет 10-12 и сгнивали. Выходило, что я полный лох и выложили мне тут же кэш, не торгуясь. Хоть новую эскадру тут же на свалившиеся бабки закладывай. Да ещё бонусом к корабликам почти обученные экипажи прилагались по сходным "английским" расценкам.

    Тут пояснения нужны - в разных флотах и платили по разному. Про турецкое жалованье - тайна великая, восток - дело тонкое. Но из известных, смешнее всего плату матросикам Пётр 1 назначил - аж рубль(3шиллинга) в месяц. Французскому мателоту уже 10 шиллингов перепадало, английскому ординари - 19, а голландскому - 24(36 флоринов)! Соответственно и служба неслась, но в Венеции на оклады не скупились - и загранкомандировка и английским морякам, и русским морпехам получалась весьма доходной. Тем более, что и я в выслугу этот период обещал всем засчитать и негативно на пенсионе не отразить. Так что на десятилетие - появлялась у османов головная боль, а у меня таковая снималась. Мой флот под хорошим приглядом получал боевой опыт, но расходы за это несли другие. А то что кораблики постареют несколько - так леса на постройку новых найдём ещё, а вот выученныё экипажи в лесу как грибы не растут.

Далее  http://www.proza.ru/2016/02/12/1302


Рецензии