Новеллы и рассказы. Клад

В одном из приморских городов жил достаточно известный профессор Стивенсон. Почти с юности он был одержим идеей кладоискательства. Постепенно он забросил все другие дела и целиком посвятил себя любимому делу. Его друзьями были географ Майкл и молодой парень Джо, который оканчивал судостроительный институт.
Вначале они посмеивались над увлечением своего друга, но постепенно свыклись и стали ему помогать.
Без конца тащили к нему старые рукописи, папирусы, и весь старый хлам, на котором что-нибудь было написано.
Так прошло несколько лет. Стивенсон все ценные бумаги хранил в старой фамильной шкатулке. Однажды , будучи занят своими делами, он, чтобы освободить руки, выставил шкатулку на ближайшее свободное место.
Это оказалась теплая печь. Когда профессор взял шкатулку обратно, он вдруг увидел, что по тем линиям, где дно соединяется с боковинами, выступили тонкие желтые полоски.
Это, наверняка, были следы клея. Поскольку Стивенсон занимался кладоискательством, у него была уйма всяких рабочих инструментов, которые он использовал при своих малых раскопках. Он вернул шкатулку на печь, чтобы она лучше прогрелась, выбрал самый тонкий нож, с отогнутым концом, и стал очень осторожно отделять приклеенный лист от донышка шкатулки. Работа продвигалась очень медленно, и любое неосторожное движение рассекало лист, и ставила под угрозу возможность прочтения текста.
Дело осложнялось тем, что лист был приклеен не по краям, а по всей площади. Но Стивенс был очень упорным человеком, и провозился почти до утра, даже не думая прилечь.
Когда профессор увидел лист целиком, он понял, что это карта. Сильно поблекшая и потертая, но все же карта, на которой, хоть с большим трудом, но все таки можно сориентироваться. Хуже было с надписями по краям карты. Они были написаны химическим карандашом, сильно выцвели, и никто не мог бы сказать, что-то удастся разобрать или нет.
Стивенсона больше всего интересовало, как к ним в дом могла попасть явно пиратская карта. Кто-то из соседей вспомнил, что давным давно, у них останавливался на короткий срок какой-то моряк, очень похожий на пирата.
С этого дня Стивенс закрылся, ни с кем, даже с друзьями, не общался, а служанка всем отвечала: «Извините. Занят. Работает».
Наконец он попросил у Джо принести морские приборы, которыми пользуются лоцманы при швартовке судов.
С этого дня он на целые дни стал куда-то пропадать. Никому ничего не объясняя. Приходил поздно, очень часто в ободранной одежде, и очень уставшим. Так продолжалось более полугода, а всего Стивенсон посвятил этому проекту более двух лет.
Наконец, наступил день, когда он созвал своих друзей и сказал им: «Завтра на рассвете приходите ко мне. В рабочей одежде. И если есть какой-либо землеройный инструмент - захватите с собой».
Утром рано они вышли из дома Стивенсона. Вместе с ними был его верный слуга , которого все называли Али. Он катил тачку, на которой лежали какие-то мешки, инструменты.
По дороге профессор несколько раз останавливал движение и взбирался либо на опушку, либо на высокое дерево. Там по карте и по приборам сверял правильность маршрута, и движение возобновлялось.
Наконец, в самой непроходимой чаще, на маленькой опушке, они подошли к огромному, одиноко стоявшему дереву гиганту.
Стивенсон достал рулетку, отмерил 40 метров и приказал копать. Вскоре Али вырыл достаточно большую яму, но там ничего не было. Профессор задумался, и обратился к своим друзьям: «Я не буду затруднять рассказами о том, через какие мытарства мне пришлось пройти, пока я смог просто подступиться к этим материалам. Поиски привели меня к убеждению, что клад под этим деревом. Но у автора карты есть запись - 40 метров по линии от дерева. Теперь весь вопрос в том, что он имел в виду под словом «линия». Первоначально я предположил, что линия - это «Север». Не вышло. Давайте предположим, что это «Юг».
Попробовали копать там. Опять нулевой результат. Искатели расстроились, и присели отдохнуть. Вдруг географ Майкл попросил у Стивенсона: «Покажи мне на минуту карту». Он разложил карту, взял приборы и пояснил своим друзьям, что очень давно, он где-то читал, что «линией» пираты иногда называли путь из Средиземного Моря в Южные края. Этой линии они придерживались при выстраивании своих планов на грабежи и разбой . Майкл попробовал нанести эту воображаемую линию на карту. Получилось что-то вроде «юго–востока». Измерив, насколько эта линия отклоняется от строго фиксируемого направленя «Юг», они получили сколько градусов составляет отклонение. По этим данным, они начертили на земле линию, отмерили на ней 40 метров и стали копать.
Господи, твоя воля! На этот раз удача была на их стороне. Вскоре их лопаты стали натыкаться на твердый предмет, и через некоторое время пред ними предстал во всей своей красе старинный морской рундук.
Быстро перегрузив его содержимое на тачку, и покрыв его мешковиной, они тут же вернули рундук в свою яму и засыпали его землей.
По понятным причинам, они не хотели оставлять следов того, что здесь кто-то уже нашел то, что другие еще возможно ищут.
Домой они вернулись довольно быстро, никого не встретив в это раннее утро.
Немного отдохнув, разговор начал Стивенсон. Он сказал: «Поскольку я очень долго занимался этой проблемой, то у меня было достаточно времени, чтобы подумать обо всем.
Мне вопрос представляется так. Каждый из нас, включая Али, получит сумму, достаточную для приобретения жилища, которое ему понравится. Кроме того, на банковский счет каждого из нас будет положена определенная страховая сумма, гарантирующая возможность нормальной жизни на случай каких-либо непредвиденных обстоятельств. Остальные ресурсы предлагаю израсходовать так. Мы на самой лучшей верфи заказываем корабль, рассчитанный примерно на 10 человек. На этой верфи свои корабли строят и пираты, оформляя их на подставных лиц. Наше требование будет одно: наш корабль по всем параметрам должен быть лучше, чем любой корабль, построенный для пиратов. На этом корабле мы совершим кругосветное путешествие, останавливаясь везде, где нам понравится, и настолько, насколько захочется.
Разумеется, что все расходы по строительству корабля и организации путешествия, я беру на себя».
Когда Стивенсон кончил говорить, его друзья, молча слушавшие его соображения, встали и пожали ему руки, выражая и свою признательность, и свое согласие.
После этого началось обсуждение.
Сразу было решено в команду посторонних не брать. Однако тут возникло предложение Али. Он предложил взять в команду его младшего брата, профессионального моряка, человека, за которого он головой ручается. На роль кока и завхоза.
Стивенсон сказал, что он верит Али. На том и порешили.
Дальше возник вопрос, что никто из них профессиональным моряком не является , и в таком составе выходить в море опасно. Решили нанять корабль, похожий на тот, который они намерены были построить, с опытным капитаном, и выйти на несколько месяцев в море, для учебы и тренировок. Вскоре они уладили все дела, обозначенные Стивенсоном, как узловые, заказали корабль и отправились в путешествие, маршрут которого сами выбрали. Джо, как профессиональный судостроитель, оговорил на верфи много вопросов, которые нужно было сделать на их корабле.
На корабле, с участником капитана-наставника было решено, что Стивенсона готовят на капитана, Майкла - на штурмана, Джо - материальная часть, Али - парусная оснастка. Его брат - кок и помощник там, где это нужно.
Команда была очень маленькой, и нередко капитан, оставляя свой штурвал, спешил помочь там, где в это время было особенно трудно.
Более полугода затянулась их эпопея. Вернулись они окрепшими, и с большим чувством самоуважения, чем до отплытия.
Судно их было уже фактически готово, оставались мелкие недоделки. Судно выглядело настолько мощно и грозно, что даже дрожь пробирала.
Всех поражал нос судна (ростр). В него было встроено очень длинное и мощное, отделанное металлом бревно, способное исполнять роль тарана. Борта были обложены железом, что при пиратском абордаже не позволяло крючьям впиваться в бортовую обшивку.
Через некоторое время верфь сдала им судно. Команда совершила небольшие прибрежные плавания, но потом решила, что им нужна еще тренировка, особенно в штормовую погоду.
Пригласили того же капитана. Он просто пришел в восторг от конструкции и качества судна. Он тут же высказал мнение, что на таком судне ни один пират не страшен.
Но когда они двинулись в путь, он еще раз восхитился, на этот раз уже ходовыми качествами судна.
Так они проплавали месяца три. Наконец, вернулись домой, немного отдохнули, и стали собираться в дальнюю дорогу. Ведь кроме всем известных провизии, воды и оружия, необходимо было взять еще целый миллион нужных вещей. Советовались с опытными людьми. В числе взятых
вещей оказался и широкий набор инструментов на все случаи жизни, а также сварочные аппараты обоих типов. В крупных портах, где намечали побывать, открыли банковские счета. Разумеется, обдумывалась и одежда и обувь, чтобы все было на все случаи жизни, и на жару и на холод.
Наступил день, когда сборы закончились. И в теплый осенний день судно, под названием «Воин», вышло из родного порта.
Первые дни погода их баловала, плыли, как на прогулке, но к исходу второй недели стало штормить. А потом разыгрался такой шторм, который они видели только в кино. Самым трудным участком оказались паруса. Али и его брат не могли совладать с такой разъяренной силой. Майкл и Джо им помогали. Еще несколько слаженных усилий, и парус уступил. Сразу стало легче. Все вернулись к своим занятиям.
Майкл подсчитал, что если временно отклониться от заданного курса на несколько градусов, то у них есть возможность довольно быстро выйти из зоны шторма. Так и сделали. Выйдя на спокойную воду, стали осматривать судно, нет ли каких повреждений. Надо сказать, что «Воин» с честью выдержал первое испытание. Команда была очень довольна.
Так в довольно спокойном режиме прошло около месяца. Однажды, к концу дня, они заметили корабль, который и не скрывал свою пиратскую принадлежность – флаг с обозначением черепа и прочая атрибутика.
 «Воин» был в очень невыгодном положении. Солнце светило им прямо в глаза. Пользуясь преимуществом в ходе, они довольно быстро развернули корабль, выведя его на равную линию. А по бокам, и на носу залегли стрелки с довольно грозным оружием. Причем, они сознательно заняли позицию так, чтобы пираты хорошо видели, что судно вооружено. Брат Али даже один раз выстрелил, сбив пиратский флаг.
Нападая, пираты, как правило, подходят к судну сбоку, параллельно ориентируя свое судно. С такой позиции удобнее всего забрасывать на атакуемое судно крючки, с помощью которых они подтягивают судна друг к другу, что позволяет идти на абордаж. Как только здесь они попытались боком подойти к судну, тот мгновенно развернулся, выставив вперед свой грозный таран. Пираты поняли, что если они подплывут поближе, то их судно проткнут, как простую тряпицу, и оно тут же пойдет на дно.
Погрозив со злости кулаками, пираты развернулись и ушли прочь.
Через некоторое время встреча с пиратами повторилась. Они, видимо, выбирали позицию, с которой удобней напасть, и на короткое время повернулись к «Воину» боком. Этого было достаточно, чтобы «Воин» максимально разогнавшись, проткнул своим тараном вражеский корабль. Пиратам стало ясно, что о нападении и речи быть не может, их корабль скоро пойдет ко дну, тут бы как-то спасти жизни. Капитан пиратов обратился к Стивенсону с просьбой спасти их жизни. Тот согласился, но на следующих условиях. Между кораблями натягиваются веревочные мостки. По ним пираты, со связанными руками, по одному переходят на другой корабль. Следующий начинает движение, когда отсюда будет дана отмашка (у каждого надо проверить как завязаны руки, и проводить его на определенное место в трюме).
Среди сдавшихся пиратов была одна смуглая девочка. По своей гибкости и телодвижениям, она была похожа на обезьянку неопределенного возраста. Едва успел подняться на борт последний пират, как их судно пошло ко дну.
Стивенс созвал свою команду. Что делать? Ни кормить, ни поить такую банду у них ресурсов нет. Он предложил свернуть с курса, и в ближайшем городке сдать их в полицию.
Вызвали капитана пиратов. Объяснили ему ситуацию. Он упал на колени с просьбой не делать этого. Сдать их в полицию, это значит, большинство из них лишить жизни, ибо многие поклялись живыми в руки полиции не сдаваться.
Он предложил, что недалеко от их курса расположен необитаемый островок.
Пусть их высадят там. Это все равно изоляция от общества, а заберет ли их кто-нибудь оттуда, одному Богу известно. Единственная просьба - оставить им пару ружей, чтобы охотиться и не вытянуть ноги от голода. И пару топоров, чтобы соорудить какое-то жилище.
Обдумав это предложение, Стивенс и его команда решили согласиться.
К утру они подплыли к указанному островку, и в том же порядке стали выгружать пиратов. Руки были развязанными только у последнего пирата. Он нес ружья и топоры. А патроны были у капитана. Он все же отвечал со стороны пиратов за все. Им оставили немного хлеба и соли, и не прощаясь отплыли.
При выходе пиратов произошел один казус. Девочка ни за что не хотела опять оставаться с пиратами, и всеми силами отказывалась сойти на берег.
Капитан пиратов сказал, что она сирота. Ей лет 13-14 , у них на корабле оказалась случайно, и так и прижилась в качестве юнги.
Али попросил ее оставить, и Стивенс согласился.
Судно вернулось к своему курсу. Команда была очень горда, что их судно по всем параметрам превосходило пиратское.
По курсу впереди были эмираты, и они решили зайти в один из их портов, чтобы пополнить запасы провизии и воды, получить свою почту и немного отдохнуть.
В порту их ждала удивительная встреча. На пристани к ним подошла немного смуглая женщина удивительной красоты, и на блестящем английском языке стала с ними разговаривать. Их удивило ее знание морских терминов и мореплавания в целом.
Она оказалась женой русского морского офицера, капитана первого ранга. Сейчас, пока дети в лагере, а муж в походе, она гостит у своего отца, эмира, которого приехала навестить на несколько дней. Стивенс и его друзья очень заинтересовались этой романтической историей, и с удовольствием приняли приглашение нанести визит хозяевам.
К счастью, у них одежда была на все случаи жизни, в том числе и на такой. Эмир и его окружение очень дружелюбно приняли моряков, особенно узнав, что они совершают плавание в познавательных целях Хозяйку дома окружал целый сонм удивительных красавиц. Среди них одна особенно бросалась в глаза. Она была скромнее всех одета, и почти без украшений.
Как выяснилось, она была дочерью одного из наиболее приближенных к эмиру лиц.
Во время прогулки по парку, Джо шепотом спросил у хозяйки: «А вон ту девушку нельзя утопить?». «Зачем?» - страшно удивилась хозяйка. «А затем - ответил Джо - чтобы я ее спас, и может быть у нас повторилась бы Ваша история».
Хозяйка искренне рассмеялась, затем немного задумалась, а потом посоветовала : «А ты пока пиши ей письма, особенно с описаниями природы. Она это очень любит. Я посоветую ей принимать твои письма. Ну а дальше - все в твоих руках». Джо поклонился, и испросил разрешения иногда писать и хозяйке , когда очень будет нужен совет. Она кивнула ему головой.
Прием завершился очень дружески. И хозяева и гости были довольны друг другом. Перед уходом хозяйка шутливо заявила, что среди гостей только один молод, и она его представит своим юным соотечественницам.
Она по очереди подвела его к каждой, дав Джо возможность заглянуть в глаза и перекинуться парой слов.
Хозяйке показалось, что когда он общался с облюбованной им девушкой, у него слегка дрожал голос.
Через несколько дней Стивенс и его друзья отчалили. Судно по традиции провожают друзья и близкие люди. Джо был до глубины души тронут, когда в числе провожающих увидел дочь эмира, и вместе с ней и ту девушку, которая отныне очень нередко будет ему сниться.
О том, что Джо влюбился, очень скоро стало секретом Полишинеля. Он стал более задумчив, часто что-то писал, по нескольку раз правя текст.
Во время плавания больше всех поразила девочка, оставшаяся им от пиратов.
Никто не мог сравниться с ней по быстроте и ловкости лазания по мачтам и реям. Особенно радовался Али. Во-первых, она носила почти такое же имя – Ли.
Во-вторых, они смогли общаться на каком-то никому неизвестном языке.
В-третьих, он получил в ее лице бесценную помощницу.
В заключение мог бы сообщить, что команде настолько полюбились морские дальние переходы, что после завершения кругосветки, они еще много плавали вместе. Ли заметно выросла, стала похожа на женщину, влюбилась в Али, и они поженились. Только судьбу Джо я пока не завершаю, может быть когда-нибудь вернусь к ней. Счастливого пути!!


Рецензии