Сто решений в шахматах. Три мата

Играя в шахматы на время – блиц! В такой игре                всегда нужно помнить и понимать, что в условиях острейшей нехватки секунд можно совершить ошибку. Причем ошибок много и классифкация их – дело крайне неблагодарное.
Мне посчастливилось вырасти шахматным композитором, то есть автором собственных шахматных задач и этюдов.
Как решатель шахматных композиций, я довольно прилично выступал в разнообразных конкурсах в юности. Мои собственные композиции несколько раз даже публиковались. И в силу этой «заточенности» на нахождение неочевидных, пародоксальных ходов я с детства научился «видеть» матовые финалы. Я могу подставить пешку, зевнуть ладью, пропустить коневую вилку. Но не заметить мат я не в состоянии. У меня просто чудовищная интуиция именно на матовый финал. Его я чувствую «кожей». Вот и центральная из трёх представленных на диаграммах позиций возникла из форсированного размена, когда я просто ощутил – это кратчайший путь к цели!
Моим партнёрам конечно не виден мой «матовый» опыт. За пятьдесят пять лет практик мне довелось сыграть  не менее ста тысяч партий, поставить не менее пятидесяти тысяч матов (это всё сильно заниженные цифры) и увидеть игру несметного числа кандидатов, мастеров, международных мастеров и гроссмейстеров. Я уже умалчиваю о не менее чем тридцати тысячах шахматных задач и этюдов мною решенных и сотнях композиций мною составленных. При всем при этом я остаюсь шахматным художником.
В известной пословице «от Тартаковера» говорится: «Если я выбираю между матом в три хода или взятием ферзя, я беру ферзя, потому что мат может и не получиться».
Как шахматный художник я играю с точностью до наоборот: менее всего мне хочется «взять ферзя», а вот отдать ферзя в погоне за призрачным матовым финалом – это всё моё!
Обратите внимание на левую позицию: как идеально для мата расставлены пешки! Одна – черная – отнимает у короля белых поле угрозой взятия, другая – белая – отнимает у него поле просто стоя на нём! Мат на этой диаграмме очень напоминает мат, поставленный Морфи в знаменитой партии графу Изуару и герцогу Брауншвейгскому. Поэтому такой мат я называю «Мат Морфи»!
Изумительна конструкция мата на правой диаграмме.
Из нескольких способов матования короля двумя ладьями самый эффектный – это мат «ножницами», когда ладьи, не делая шахов, последовательно отсекают у короля диагонали и вертикали. Так вот здесь именно так одна ладья отбирает вертикаль, другая горизонталь, а собственная  - третья ладья!!! – ладья создаёт иллюзию «угла» так как для кроля «доска кончилась».
Помните у Агнии Барто это знаменитое гениальное шахматное:
«Ой, ой! Доска кончается!»
А дальше о флажке на шахматных часах в условиях отстрейшего цейтнота:
«Сейчас я упаду!»
Так что не забывайте – это Его Величество Блиц!


Рецензии