Звучащее слово, одна из форм социокультурной реаби

«Звучащее слово»,   одна из форм социокультурной реабилитации незрячих.

                (из опыта работы.)

                Воробьёва В.Н.

Овладение искусством общения  является важнейшим компонентом реабилитации незрячих, так как это способствует успешной интеграции в общество зрячих.
 В настоящее время вопрос о лечебном воздействии слова на человека широко освещается  в исследованиях лингвистов,  нейрофизиологов, психологов и педагогов. Эту проблему впервые поставил величайший психолог XX века  Л.С. Выготский. В своей работе «Мышление и речь» он в частности писал: «Исследования показывают, что слово играет центральную роль в сознании в целом... Слово и есть самое прямое выражение исторической природы человеческого сознания.
Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».
Однако учение Выготского по-настоящему осмысливается лишь сегодня. Современными педагогами и психологами  разрабатываются  методы лечения лого неврозов и многих других заболеваний с помощью осмысления произведений художественной литературы. Суть этих методик заключается   в том, что человек пересказывая своими словами, понравившееся ему литературное произведение переживает, а точнее сказать, проживает вместе с героями их судьбу. В процессе обсуждения он избавляется от накопившихся негативных эмоций и во многих случаях сам находит выход и пути решения своей проблемы. В этой связи меня заинтересовали  разработки современного московского психолога А.Г Данилина. Он    считает, что звучащее слово может отозваться в душе человека какой-то мелодией, или цветовым орнаментом, написав эту мелодию или нарисовав рисунок участники проводимых им тренингов получают возможность увидеть свою проблему как бы со стороны.
Я думаю,   что такая работа была бы полезна для всех желающих познать себя, однако, на мой взгляд она особенно  необходима для лиц, недавно потерявших зрение. Недавно ослепший человек находится в стрессовом состоянии ему кажется, что у него нет будущего. Он стесняется даже говорить о своих проблемах;  думает, что разучился правильно излагать свои мысли, потому что   теперь не может увидеть лица собеседника,  ощутить пространство где происходит беседа, не может понять на каком расстоянии находится слушатель, поэтому у него  не получается соразмерить силу своего голоса. Кроме того недавно ослепший человек еще не знает о возможности овладения различными способами письма и чтения без зрительного контроля (чтение по системе Брайля или с помощью компьютера.) Всё это приводит к тому, что  человек, недавно потерявший зрение замыкается в  «своей скорлупе».
Вот почему  мною был организован факультатив  литературы, который посещают незрячие, прошедшие курс реабилитации и реабилитанты текущего набора, с целью помочь недавно ослепшим раскрыть резервные возможности организма, используя терапевтическое воздействие слова на душу человека.
Оптимальной формой  проведения занятий, позволяющей приблизиться к решению этой задачи стал «Литературный салон». Старинное слово салон подсказало мне  многообразные возможности организации занятий,  ведь  в светских салонах прошлых веков  людей объединяли именно литература и искусство.
Трудно перечислить  всё многообразие форм, использующихся на наших занятиях. Это и литературные семинары, и лекции, читаемые самими участниками группы, и обсуждения отдельных литературных произведений в виде диспута, и литературные игры-викторины, и  выразительное чтение по ролям, и даже встречи на природе или на дому у кого-либо из участников группы. Однако следует отметить главное: размышляя над литературными произведениями, в жарких спорах доказывая друг другу свою правоту, читая или слушая, иначе говоря, в любой форме соприкасаясь с прекрасным,  недавно ослепший человек сам того не замечая начинает говорить без стеснения, движения становятся более осмысленными, пластичными, раскованными и в конце концов   находит решения многих своих проблем. На каждом занятии мы наблюдаем терапевтическое действие звучащего слова.
Готовясь к занятиям я ставлю перед собой коррекционные задачи, цель которых, помочь конкретному реабилитанту - участнику группы в решении его проблемы. Каждому из нас кажется, что его проблема неповторима. На самом деле существует множество похожих проблем. Вот почему наши занятия проходят для одного и для всех. Наблюдая за тем как работают сознательно активизированные мною участники группы другие постепенно сами включаются в ситуацию. К концу занятия работают все присутствующие.
Надо сказать так же и о том, что данная работа способствует оптимизации всего реабилитационного процесса. Например, часто на наших встречах присутствуют бывшие реабилитанты, сумевшие преодолеть стресс вызванный потерей зрения. Они делятся своим опытом. Читают вслух отрывки из книг, изданных по системе Брайля; делают доклады, используя компьютер. После таких встреч недавно ослепшие с большим желанием овладевают способами чтения без зрительного контроля.
Кроме того мы решаем задачу дополнительного образования взрослых незрячих. Многие участники сами предлагают темы занятий, находят  уникальные материалы и делятся  своими знаниями.
Теперь приведу несколько практических примеров, характеризующих результаты данной работы (имена, в приведенных ниже примерах вымышленные.):
1. Наташа Иванова - инвалид детства по зрению  не обучалась в спец. школе по желанию родителей. Получила надомное образование. Затем поступила в университет на заочное отделение филологического факультета. Главная проблема, с которой родители обратились к специалистам центра была в том, что девушка совсем не умела общаться. Она даже боялась разговаривать в  учебной группе.  На очередной встрече литературного салона девушка вдруг подняла руку и заговорила. Все были удивлены!  Позже Наташа  сама предложила тему занятия: «Жизнь и творчество Лидии Чарвской». Я поняла, что эта писательница интересна Наташе потому что она рассказывает о неизвестной ей институтской жизни.  И вот, девушка. Которая никогда не была в студенческом коллективе стала увлеченно рассказывать нам о жизни института благородных девиц; об отношении Люды Власовской с её подругой, о мелких институтских интрижках и о многом другом. На следующий день Наташа впервые в жизни начала общаться. У неё появились товарищи среди реабилитантов.
2. Иван Цветков  27 лет  незрячий с детства, с сочетанным дефектом  - аутизм. Окончил педагогический институт. Работает по специальности в школе для слепых детей города Чита, однако испытывает трудности в общении. Юноша пишет  неплохие стихи, но стесняется читать их публично. Я предложила ему принять участие в  международном фестивале самодеятельных поэтов, недавно проходившем в Петербурге. Сначала он отказался. Тогда я попросила его подумать зачем нужно выразительное чтение. В процессе нашей беседы выяснилось, что Иван испытывает большие трудности в своей работе, не может найти контакт  с аудиторией.  Я поставила перед ним конкретную задачу: прочесть небольшой отрывок из сказки. А Пушкина, так чтобы детям (его ученикам) захотелось самим прочесть всю сказку целиком. После нескольких попыток это всё- таки получилось, появились осмысленные интонации. Вскоре, ему захотелось попробовать прочесть свои стихи, так чтобы заинтересовать слушателей не знакомых с его творчеством. Результатом нашей работы стало выступление в центре, после которого Иван согласился принять участие в фестивальном концерте и с честью выдержал это испытание.
3. Иванова Светлана Фёдоровна - педагог  с двадцатилетнем стажем. Потеряла зрение в преклонном возрасте. Она замкнулась в себе, отмалчивалась, когда её просили что- либо рассказать. Я предложила ей принять участие в работе литературного салона. Узнав о  том, что предстоит разговор о творчестве М. Лермонтова она оживилась и сама предложила тему для обсуждения. Оказалось, что у неё много материала по данному вопросу, и ей захотелось поделиться со слушателями своими мыслями. В процессе работы я поняла, что ей требуется помощь в систематизации материала.
. Ниже приведу фрагмент коррекционного занятия (репетиции).
Учитель:- На Ваше сообщение отводится всего 10 минут. Необходимо уложиться в отведённое время, но волноваться не надо. Забудьте о выступлении. Сейчас мы просто поиграем. Я посредственный  журналист, мало читаю, Я никогда не занималась творчеством М. Лермонтова, а Вам, образованному педагогу придётся дать мне интервью. Итак, первый вопрос: - Когда Вы познакомились с творчеством М. Лермонтова.
Ученик:- С Лермонтовым я встретилась еще в школе.
Учитель: - Правильно ли я поняла, что к вам в школу в гости приходил Лермонтов.
Ученик: - Да что за глупости, да нет же.
Учитель: - Но по Вашей фразе слушатель поймёт  именно так.
Ученик:- Я начну сначала. Творчество Лермонтова меня интересовало еще в школьные годы. Я, юная девушка не понимала, почему у такого великого мастера слова все женские образы нарисованы, как клубочные картинки. Ну а потом я об этом забыла. Начались трудные послевоенные годы. Вы знаете как трудно тогда жилось… И она начала пространно рассказывать про свою жизнь.
Учитель - Время нашей передачи, к сожалению, истекло; мы уже беседуем 10 минут, а я так и не поняла, какое значение для вас имел Лермонтов.
- Ученик:- Я попробую еще раз. Уже в зрелые годы, когда я снова учила литературу со своими детьми я наткнулась на книгу Киреевского «История любви».  Книга поразила меня И вот что я поняла. Когда пятнадцатилетнего Лермонтова пригласили с бабушкой в усадьбу Сушковой… Ох да, эта была такая красивая усадьба, в журнале потрясающие фотографии. Жаль только я всех деталей не вижу.
Учитель: - Сейчас опять  кончится время, а мы услышим только про усадьбу. Расскажите, что произошло с юным Лермонтовым  в это время.
Ученик: - А, ну да, юный Лермонтов влюбился в Сушкову, которая была его старше, А она не поняла его любви и относилась к нему как  к ребёнку. Вообще- то так детей не воспитывают, вот  я своих детей…
Учитель: - Стоп, время. Что произошло дальше,  когда Лермонтов уехал?
Ученик: - Через несколько лет они встретились. И Лермонтов жестоко отомстил Сушковой. Эти события легли в основу неоконченной повести «Княгиня Лиговская. С этого момента наступил перелом, дальше она говорила чётко по теме. В конце я порекомендовала ей во время выступления представлять строгого журналиста, который следя за временем, часто перебивает и задаёт вопросы. Во время репетиции пришлось максимально обострить ситуацию. Это было рискованно, человек мог обидеться, но я пошла на риск.
В результате реабилитантка сделала блестящий доклад. 
В заключение следует отметить, что мы делаем лишь первые шаги в освоении арт. Терапии - терапии будущего века.
Автор данной работы надеется на  сотрудничество с факультетом коррекционной педагогики РГПУ им А.И. Герцена и всеми, у кого вызвала интерес  проблема, изложенная в данной статье.


Рецензии