Сработал стереотип мышления

            
                Я и лошадь,Я и бык,Я и баба и мужик.      



             В далёком 1961 году на советские экраны вышел художественный фильм «Любушка». С тех пор прошло много лет, но я никак не могу забыть забавную историю, связанную с этим фильмом, точнее даже, с его броским и зазывающим  названием.Оно,разумеется, преследовало и при Советском реализме обыкновенную коммерческую цель:кино - в массы, деньги - в кассы!Киношные,театральные,эстрадные,цирковые...
             Увы,и советской системе,советской политэкономии коммерция,прибыль  была также не чужда,не враждебна.Правда,советские идеологи внешне делали вид,что это не так,и законы экономики,искусства на СССР не распространяются.Время,практика... показали обратное словам и агиткам консервативных советских идеологов,типа "серого кардинала" Суслова.
             Естественно, кинозрители не могли не "клюнуть" на такое многообещающее заглавие и хлынули в кинотеатр безбрежной толпой. Ну, кто же упустит такой счастливый шанс, чтобы не посмотреть историю о любви. И, как ясно видно  из названия ленты, речь идёт не о жене, а о – любушке. О любовнице. Не каждая жена – любушка,любовница. Приятно лишний раз пощекотать нервы. Не так уж часто выходят на советские экраны фильмы с таким интригующим и манящим названием.Даже -маниловским,точнее,заманиловским.Заманухой.
             Наш небольшой местный городской кинотеатр «Октябрь»,который также был "на хозяйственном расчёте", легко перевыполнил дневной кассовый план только за счёт одного этого названия  фильма. От зрителей не было отбоя.Особенно от зрительниц,очень охочих до любовных интриг. Кассу кинотеатра "Октябрь" брали штурмом. А перед самим сеансом неудачники даже спрашивали лишний билетик.
              Конечно, сегодня, при наличии развитого телевидения и интернета, такое просто трудно себе  представить,не то что вообразить. Но, как говорится, из песни слов не выбросишь. Было такое счастливое время для районной киносети.
              И нужно только было видеть, с каким разочарованием и даже негодованием  обиженный и возмущённый зритель покидал фильм через несколько минут после его просмотра. Сиденья кресел в тёмном зале хлопали, как многочисленные выстрелы из пистолета в ночной тишине. Все считали себя глубоко обманутыми и оскорблёнными.Да и было от чего так сильно расстроиться. Зритель  весь был в сладостном предвкушении новой любовной драматической истории с любушкой…
               А на поверку что?
               А, оказывается, белобандиты в послереволюционное время
отобрали у русского крестьянина Никиты Лыкова прекрасного коня, а ему  оставили взамен старую и полудохлую клячу. Крестьянину ничего больше не оставалось, как выхаживать больную лошадь.Впоследствии она оказалась знаменитым орловским рысаком по кличке…Любушка.
               Да, Любушка – это вовсе даже не многозначительное и символическое женское имя, и тем более не любовница, как предполагал очень наивный и простодушный советский провинциальный кинозритель, а всего – навсего… кличка. Кличка домашнего животного. Сельскохозяйственного животного.Обыкновенная кличка,прозвище лошади, пусть даже и знаменитого орловского рысака…
                Как любили на Руси давать домашним животным... человеческие имена.Например,назвать бычка...Борька!? Корову Нюркой.Иногда делали это умышленно, в отместку,чтобы позлить конкретных людей.Например, соседей,которых не любили по какой-то причине.Кому же приятно,когда его именем на всю улицу зовут...грязную свинью?Нечистоплотного борова?..
                Со стороны людям,конечно,смешно,когда зовут собаку Эмма,а откликается на данное имя девочка или женщина,своя жена Эмма.Но хозяину имении вовсе не до смеха.Дело иногда может и до поножовщины дойти.Не каждый ведь поймёт,оценит по достоинству, а главное примет шутку.Особенно над своим человеческим именем,а,значит,и над собой.
                Но такой уж был простой и наивный наш непростой рядовой советский зритель, который не очень -то разбирался в тонкостях,деталях и хитросплетениях даже своего родного языка.Про иностранный и говорить нечего.Так, русский человек в быту мог запросто называть финскую девочку Тайми на русский лад - Таня.Или, к примеру,женщину в народе зовут Шура,а по паспорту она...Анна.
                А что есть стереотип мышления,у него даже и в мыслях не было. И он не мог простить такого жестокого коварного обмана советских кинематографистов. Это кому же пришло в голову так изощрённо назвать художественное произведение, чтобы слишком легко и непринуждённо ввести в заблуждение рядового советского кинозрителя. И до какой степени надо не любить могучий русский язык, чтобы назвать Любушкой, язык не поворачивается сказать, …обыкновенную лошадь. Клячу.Или,чего уж хуже,например,придумать такую странную,если не сказать смешную фамилию,как Лошак.
                Правда, у классика советской поэзии В.В.Маяковского на сей счёт противоположное мнение. Достаточно вспомнить его очень известное стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»:
               
                «Лошадь, не надо.
                Лошадь, слушайте –
                Чего вы думаете, что вы их плоше?
                Деточка,
                Все мы немножко лошади,
                Каждый из нас по-своему лошадь»
               
                Кто хоть немного знаком с творчеством советской писательницы Лидии Сейфулиной да и других писателей «деревенщиков», хорошо знает, что для простого русского мужика – крестьянина лошадь в домашнем хозяйстве было дороже, чем…жена. Нам сегодня трудно это понять, но такова была суровая реальная российская действительность, с жестокими требованиями которой нельзя было не считаться.
                Помнится, и наш  выдающийся советский киноклассик Э.А.Рязанов  тоже не обошёл лошадей своим вниманием и посвятил клячам отдельный художественный фильм. Он так и называется «Старые клячи».
                Я уж не говорю о том,что фамилия героев Клячкин шагает из фильма в фильм по советскому киноэкрану.
                И нельзя не сказать несколько слов о замечательном исполнителе главной роли Никиты Лыкова в фильме «Любушка» Евгении Шутове. Кстати, обратите внимание на его фамилию, которая напрямую связана с артистической деятельностью. Так что сама судьба выбрала ему профессию в жизни. И всей своей творческой деятельностью он доказал, что судьба не ошиблась в выборе. Особенно памятна всем кинозрителям роль Е.Шутова, которую он блестяще исполнил в классике советского кино, в фильме «Солдат Иван Бровкин». Так и видится незадачливое и глуповатое лицо колхозного бухгалтера, который  тщательно скрывает следы своего преступления на берегу реки.
                В фильме «Любушка» Е.Шутов также оказался на должной творческой высоте. В основном зрителям приходится видеть его в деревенских ролях, которые стали его амплуа. И вообще, этот замечательный артист, вспомните, например, хотя бы фильм « Коммунист», заслуживает отдельной статьи о своей творческой индивидуальности.
                Его запомнившееся и узнаваемое лицо стало таким же символом советской русской деревни, как и Марины Ладыниной,Николая Крючкова, Ивана Рыжова. 
                А о таком небывалом явлении в кино,как Леонид Харитонов или Леонид Быков и говорить не приходится.

       P.S.Фернандель.Когда я вижу лошадь,я вспоминаю этого замечательного французского комика.Когда я вижу его лицо,я вспоминаю лошадь.               


Рецензии