Спектакль Укрощение строптивой в Театре Сатиры
Правда, поначалу зрителя несколько озадачивает довольно муторное начало спектакля. Введение в курс дела занимает довольно продолжительное время. О чем речь в пьесе? У богатого итальянского купца Баптиста есть две дочки на выданье, и он всё гадает, как бы их пристроить повыгоднее. Вполне разумная озабоченность заботливого папаши. Однако поодиночке он работать не хочет: ему подавай опт! То есть. Пока старшая зам уж не выйдет, младшенькая Бьянко под венец ни ногой.
Одна из них строптивая и даже довольно-таки взбалмошная, а другая явная ей противоположность. Кроткая и утонченная. Но так как за девушками следует приданое от папашки, то и желающих на халяву поживиться этими денежками тоже не мало. Мужчины разного возраста и состояния пытают счастье получить благословение от Баптисты на брак прибегая к хитростям, конфликтам, уловкам и даже открытому подлогу.
Довольно тягомотное течение спектакля в начальной фазе прекращается, когда на сцене появляется Петруччио (актёр Игорь Лагутин). Не побоюсь сказать, что на нем, или скажем так – почти на нем - весь спектакль и держится, хотя есть и другие удачные актерские работы. Петруччио вызывает у зрителя с одной стороны осуждение за его наглость и беспардонность, а с другой невольно поддаешься обаянию этого образа плута и грубияна и недалекого умом человека одновременно. Чем-то персонаж Лагутина напоминает мне даже поручика Ржевского из многочисленных народных анекдотов.
Ну а кто ещё может обуздать строптивую «лошадку»? То есть своенравную, строптивую девицу? Тут как раз и нужен такой вот прохвост: абсолютно в себе уверенный, и не очень умный. Эта поразительная смесь качеств как раз и приносит ему удачу, в отличии от других более умных и честных кавалеров. Говорят, наглость – второе счастье. В случае с работой актера Лагутина (Петруччио) эта спорная истина находит свое подтверждение.
Один из таких колоритных кавалеров предстаёт перед зрителями в тёмных круглых очках. Гортензио (Родион Вьюшкин) в пластике своего образа вообще зашёл весьма далеко, и чем-то стал походить на кота Базилио из сказки про Буратино. Спорная трактовка образа, но Гортензио вышел запоминающимся прежде всего своим необычным внешним видом.
Спектакль "Укрощение строптивой" в Театре Сатиры на Маяковской идёт довольно долго: две части с антрактом и продолжительность его составляет более трёх часов. Действию частично не хватает динамики, и все три часа с лишним усидеть на одном месте не просто, но на выручку приходит следом за игрой Лагутина игра Лианы Ермаковой (Катарина в пьесе - старшая дочь купца Баптиста).
Поначалу она кажется зрителю просто задорной, вздорной девицей и с неукротимым излучением мужененавистничества, но потом, по мере раскрытия образа, в ней мы видим реальные данные хорошей комедийной актрисы. Эти её мгновенные переходы от одного эмоционального состояния к другому (например, от гнева к покорности) сделаны так зажигательно, что невольно хочется аплодировать.
Но вот кому хочется не просто аплодировать, но и руку пожать, так это сценографу данного спектакля. Костюмы и сценография «Укрощение строптивой» в театре Сатиры на Маяковский - это настоящая изюминка всего действа. На костюмы персонажей можно смотреть несколько часов и с великим удовольствием! Лакированные узконосый туфли и шитые золотом кафтаны и камзолы, залихватские береты а-ля художник с французского бульвара Монмартр, женские игривые чепчики, обтягивающие белые трико - все это так органично и реально интересно сделано, что создаёт ощущение праздника и попадаешь в Италию времен Шекспира. Даже придти и просто поглядеть на эти костюмы - одно это уже доставит искушённому театралу немалое удовлетворение. Сценограф и костюмер Валерий Левенталь здорово сделал своё дело.
Посмотрите, какой костюм на младшей дочке купца Бьянке! Золотистый и сидит как влитой, по ее фигурке. Бьянка (Анастасия Микишова) подвижна и грациозна, она как очаровательный волчок крутится на сцене.
Неплохо справились со своими эпизодическими ролями слуги господ (Иван Михайловский, сергей Беляев), но все же, повторюсь, в основном спектакль держится на тандеме Лагутин-Ермакова. Два самых чокнутых персонажа в хорошем смысле это слова оказались и самыми привлекательными. Но разве в жизни так не бывает?
Строптивое женское сердце в случае «Укрощения строптивой» является как бы щитом, которым Катарина огораживается от враждебного и меркантильного мира. Это ее самозащита, но в глубине души она не такая. И речь актрисы и ее персонажа в конце пьесы раскрывает нам ее с иной стороны. Как женщины, которая просто хочет любить и быть любимой. А Петруччио неожиданно даже для себя дает ей это. Вот так всё и совпадает, и у пьесы хороший финал.
В целом спектакль ныне покойного режиссера-постановщика Валентина Плучека "Укрощение строптивой" в Театре Сатиры можно рекомендовать любителям творчества Шекспира и всем тем, кто неравнодушен к жанру социальной сатиры или просто хочет увидеть удивительные творения рук театральных костюмеров.
Свидетельство о публикации №216021200189