Щелка в заборе

Конфликты

     Расскажите, что собираются строить за забором  возле троллейбусной остановки  на ул. Собинова? (А. Петухов)

     Такой вопрос  задал  нам один из читателей. Другие любопытные ярославцы, ожидая троллейбуса у нового банковского здания на улице Собинова, попросту заглядывают в щелку недавно появившегося  здесь забора. Но видно там немного. Вагончик-бытовка, ковш экскаватора, докопавшийся до воды, непрерывно гудящая компрессорная.

     Конечно, интересно узнать, чем еще удивит улочка в центре. Помните, год назад пришло в редакцию письмо от жителей дома 27а с этой улицы. Они негодовали, что из-за развернувшейся стройки троллейбусная остановка перенесена прямо под самые  их окна, а также тяжелые  автомашины ездят в опасной близости от крыльца. Вот тогда и довелось познакомиться с обитателями этого приземистого дома  -  бывших Оловянишниковых, приспособленных в советское время под коммуналки.

     Как и в любом старом доме, десятилетиями жили тут простые рабочие, чье детство и юность совпали в военным лихолетьем. Люди из старого дома поэтому недоучились, не догуляли, здоровье окончательно подорвали в сырых и затхлых стенах.

     А рядом вставало и украшалось большое здание необычной конфигурации. Судьба его тоже была непростая – отразилась на стройке перестройка. И предполагавшийся тут дом технического творчества не вынес роста цен. Но подключились к делу зажиточные организации, и стройка вновь закипела. Тогда, еще в лесах и подтеках раствора, здание уже интриговало лабиринтом коридоров, комнатой-сейфом, фойе с балконом.

     Теперь уже в мраморе и дереве, здание смотрится еще внушительнее. Бойкие  чиновники  удобно расположились  на трех этажах: банк «Ярославич», Ярославское отделение ВОИР, ассоциация делового содружества. Мебель вся – люкс, люстры – одна другой  причудливее. Тут меняют валюту, принимают гостей, изобретают, строят планы.
 
     А самые ближайшие планы уже обретают плоть. В подвале заканчиваются  работы в сауне  с обширной  комнатой отдыха для клиентов. Сбоку приклеилась  пристройка с  точно такой же, как на старых фотографиях, башенкой с шаром. Это гостиница. Мы побывали в ее еще не до конца  обустроенных номерах. Их всего три, один люкс – с собственным туалетом. Есть комната для деловых встреч, небольшая кухня.

     Что-то очень знакомое напоминала  вся эта обстановка. Может,  стоит назвать такие интерьеры, к примеру  «чернореченскими». На здание подобного типа мы наткнулись  в некрасовском лесу, возле  Черной речки, где торговый дом  «Яринвест» воздвиг  свой таинственный приют.

     Теперь вот  затеяно продолжение стройки, еще ближе к злополучному дому 27а. Сначала все не удавалось узнать, что же такое здесь сооружается. Представитель  заказчика – фирмы «Ярпромсервис» так хранил тайну, что без ведома Кировской администрации вообще вежливо отказался поддерживать разговор.

     Пришлось обращаться к первому заместителю  главы администрации А.М. Соколову. Он почему-то тоже не очень владел информацией, поэтому и договорились мы встретиться за забором. Тем более что у каждого из нас  было по жалобе  от жителей этого микрорайона.

     Тут-то наконец  и удалось узнать, что здесь будет. Генеральный директор «Ярпромсервиса» П.Д. Тарасов и его заместитель А.М. Бойко даже проектную документацию нам показали.  Итак, здесь будет трехэтажное здание  с красивой аркой и фигурной крышей – такое, как было сто лет назад. Первый этаж займет магазин изделий народных промыслов, второй – офисы нескольких фирм, в том числе и заказчика, третий – две  четырехкомнатные и три трехкомнатные квартиры. В одной из них, возможно,  будет жить генеральный директор. Впрочем, сказал он, квартиры так себе,  ничего особенного.

     Хорошо, что в этот момент нас не слышали проведавшие о визите начальников окрестные жители. У них проблемы, не с сауной связанные, не с паркетом и мрамором. Пожилой инвалид горевал, что траншея приближается к его крошечному палисаднику. Участница войны, астматик, возмущалась, что из-за работающих машин невозможно дышать. Больная пенсионерка, стараясь перекричать рев компрессора, жаловалась, что строители готовятся снести крылечко, и тогда в дом будет просто не войти. Жители с другого конца двора, с улицы Ушинского, завладели А.М. Соколовым. Там другой заказчик, фирма «Стройсервис», ломает кирпичный сарай, строит временные деревянные,  губит сирень и рябину. Впрочем, заказчик обещает отвести жителям коммуналок вместо сараек помещения в подвалах своего будущего  офиса. Жители ему, конечно, не верят.

     И работники администрации, и заказчики  бьют себя в грудь,  что взялись  за дело, исключительно думая о восстановлении облика старого центра, его благоустройстве, о реконструкции инженерных сетей, которые давно изжили себя. Строители вроде бы уже раскаиваются, что взвалили на себя такой крест. Однако с редким  единодушием  убеждают жалобщиков: разве не лучше  вместо этих старых сараев и помоек получить новое красивое здание? Странно, но собравшиеся  жители в восторг от этого почему-то не приходили.

     В спешке пообещалось кое-что. Администрация обратилась в мэрию с письмом о расселении в первом полугодии 1995 года нижнего этажа  дома 27а по улице Собинова. Компрессорную отодвинут чуть-чуть. Коммуникации, нарушив проект, проложат немного в стороне от  палисадника и крылечка. Старику на его грядки привезут машину торфа. У окна поставят специальные щиты. Заказчику  на «Стройсервисе» П.Ф. Григорьеву устроят строгую  разборку у  главы района.

     Чего не пообещаешь, если вот так обступят плачущие и бранящиеся жители, о благе которых  все эти заказчики и руководители обязаны были бы подумать прежде, чем ставить тут заборы. Но нет. Мощное здание на углу, похоже  уверенно разрастается, к нему пристраиваются  другие шустрые фирмы – ведь лозунг-то какой: реконструкция центра. А заботы о старых жителях в эту программу  так и не вписались.

     Рисунок  М. Жилкина

     Северный край, 28 декабря 1994 года
     Фото Л. Ватлиной (через 12 лет: слева направо дом 27а; строившийся дом;предполагавшийся дом технического творчества)


Рецензии