В Гаване пишется эпоха

Встреча христианских лидеров – глазами политиков, ученых, священников, общественных деятелей


Академик Андрей Кокошин, академик РАН, декан Факультета мировой политики МГУ:

"В силу авторитета нашего Патриарха, главы Русской Православной Церкви, и главы Римско-католической церкви их прямой диалог, безусловно, может оказать определённое влияние на политические процессы.  Это действительно очень важное событие.

Безусловно, сейчас в фокусе внимания - вопросы судьбы христиан на Ближнем Востоке, особенно в связи с тем, что происходит в Сирии и вокруг неё. Мы знаем, что были очень серьёзные проблемы в Египте, когда там к власти пришли радикальные исламистские силы, и подобная трагедия не должна повториться.

Но значение этой встречи глав двух крупнейших христианских церквей выходит за пределы собственно ближневосточной тематики. Тут нужно также иметь в виду вообще важность формирования общих подходов двух Церквей к проблемам развития цивилизации и даже её сохранения, к проблемам моральных, этических ценностей, без которых цивилизация не может существовать".

Леонид Решетников, директор Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенант:

"На мой взгляд, значение этой встречи, прежде всего, геополитическое. В самом деле: идёт мощнейшая борьба и жесточайшие репрессии против христиан на Ближнем Востоке. Но я бы добавил ещё: гонения на христиан в Западной Европе, в странах Евросоюза, где принято немало ограничительных законов, рекомендаций, направленных в конечном итоге против христианских ценностей. Есть попытка оказать давление и на Россию. В этой ситуации, когда христиан практически уничтожили в Ираке, Афганистане, в ряде других стран, мощнейшие удары нанесены по ним в Сирии… В этой ситуации, кому как не руководителям двух крупнейших христианских конфессий встретиться и поговорить о том, а как нам, христианам, защищаться?  Что касается других аспектов – я имею в виду межконфессиональное сотрудничество, взаимодействие чисто по вопросам веры, то не думаю, что они получат какое-то развитие на этой встрече. На мой взгляд, не больше, чем информационное. Думаю, просто ещё далеко не все готовы к этому. Надо ведь ещё понять, по каким вопросам мы будем говорить с ними и ради чего мы будем говорить с ними по этим вопросам, какой должен быть смысл этих разговоров. Поэтому мне кажется, с точки зрения политических процессов в мире, особенно в том, что касается ситуации с христианством на Ближнем Востоке, эта встреча оправданна и нужна. Что касается других тем, то вопросов, которые накопились за тысячу лет, с кондачка не решить. Это будет длительный процесс".

Александр Рар, политолог, политический обозреватель (Германия):

"Я считаю, что эта встреча, скорее, политическая, нежели религиозная. Мы сейчас находимся на очень опасном отрезке времени. Одни говорят о столкновении цивилизаций, другие приводят аргументы, что традиционные христианские ценности в Европе находятся в опасности, причём в такой, в какой они не были сотни лет, что идёт в европейских обществах определённая перемена ценностей, замена традиционных ценностей на какие-то постмодернистские. Во многих странах, в многих обществах происходит дезориентация по этому поводу, начинают столкновения появляется мощный исламский фактор в европейской культуре, идут споры о том, может ли эта мощнейшая религия ислам приспособиться к европейским традициям или нет. У нас в Германии эти споры очень актуальны.

Поэтому очень важно, чтобы христианский мир высказал свою точку зрения на то, что происходит, согласовал какую-то совместную позицию. Всё же христиане – эти христиане, они друг к другу ближе. Ещё некоторое время назад такая встреча, как сейчас на Кубе, была бы очень сложной, а то и немыслимой, потому что церковные споры стояли во главе угла и разделяли европейский мир. А сегодня христианские церкви понимают, что они должны сплотиться вместе против этих вызовов. С этой точки зрения встреча очень важная.

Кроме того, у нас есть политические конфликты, особенно украинский конфликт, которые разрешить, в конечном итоге, могут только христианские церкви, потому что там есть много общего. В Сирии идёт преследование христиан, там происходит прямое столкновение между исламским миром и христианским миром. По этим вопросам я ожидаю взаимопонимания и хотелось бы даже надеяться на создание каких-то рабочих групп.

По религиозным же, догматическим вопросам я сегодня сближения трудно представляю.

Но! В идеале я видел бы такой результат этой встречи: чтобы христианские церкви нашли общую рабочую платформу, создали совместные рабочие группы. Для того, чтобы взаимодействовать по вызовам современных опасностей и проблем, стоящим перед миром. Чтобы обе церкви выработали какие-то общие позиции в плане того, как относиться к жизни в условиях глобализации. Чтобы  высказали свои точки зрения на то, как решать проблемы мирового порядка. Как избегать бойни и как останавливать конфликты, которые нарастают в нынешнее время".

Патриарх Игнатий, Предстоятель Сиро-Яковитской церкви (Сирия):

"Встреча Папы Франциска и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла будет чрезвычайно полезна для укрепления христианской веры на Ближнем Востоке.

Мы горячо благодарны России и Русской Православной Церкви за защиту Сирии и жертвенный вклад в борьбу с терроризмом. Предстоящая встреча будет исторически первой между Московским Патриархом и Папой Римским. Мы надеемся на хороший результат встречи в интересах христиан на всем Ближнем Востоке.

Сегодня мы благодарим вашу страну на жертвы, которые она несет ради Сирии в борьбе с терроризмом. Это великая жертва ради блага всего сирийского народа и региона в целом. Мы определенно молимся за хороший исход этой встречи и надеемся на конкретные шаги их Святейшеств для консолидации христиан в регионе".

Заместитель декана философского факультета МГУ им М.В.Ломоносова  Алексей Козырев:

"В 90-е годы мне доводилось дважды бывать в Ватикане и встречаться с Папой Иоанном Павлом II. Это была встреча понтифика с представителями православной интеллигенции. Еще тогда Папа высказал желание лично передать Патриарху Московскому и всея Руси (в ту пору Алексию II) список иконы Казанской Божией Матери, которую он нам показывал и которой он нас благословлял. Но так случилось, что этот чтимый образ был передан одним из кардиналов, и сейчас он находится в Казани, в монастыре на месте обретения иконы. Церковная встреча на высшем уровне не состоялась. В течение 90-х между Православием и Католицизмом не раз были моменты сближения и моменты отдаления. Папа неоднократно упоминал в своих энцикликах имена Владимира Соловьева, Вячеслава Иванова, представителей русской религиозной мысли. Но недоверие росло – оно было связано, в частности, с событиями вокруг униатской церкви.

Во времена понтификата Бенедикта XVI эта встреча была еще менее возможна, поскольку Ратцингер не был сторонником идеи " христианские Церкви-сестры", которая была характерна для первой половины понтификата Иоанна Павла II.

Но теперь времена другие, сам мир стал другим - постсекуляристским. Терроризм стал окрашиваться в религиозные тона. Постсекуляризм вообще характеризуется возвращением к религиозным догмам, но в извращенном, уродливом, пародийном виде. Ислам извращается и преподносится в виде ваххабизма, отдельные христианские страны пытаются вывести идею "национального Бога", который помогает только одному народу…

Диалог в эту эпоху очень важен, и особенность его в том, что он приобретает и культурный, и политический характер. Как мы увидели, речь не идет о догматическом сближении. Хотя прозвучавшее от Папы предложение сблизить пасхалии у православных и католиков само по себе является очень серьезным, раньше подобного от католической Церкви невозможно было услышать.

Русская Православная Церковь сегодня, возможно, не первая по численности среди христианских деноминаций, но первая по значимости в мире. Другие поместные Церкви это тоже чувствуют. Патриарх Московский – очень влиятельная фигура мирового масштаба.


Епископ Маркелл Бельцкий и Фэлештский:

"Встреча двух лидеров самых крупных Церквей в мире – Святейшего Патриарха Кирилла и Римского Понтифика Франциска – продиктована острой необходимостью. Я уверен, что после встречи этих двух иерархов спадет напряженность во всем мире. Уверен, что после этой встречи легче решится вопрос с терроризмом. И полагаю, что эта встреча будет способствовать прекращению геноцида христиан в разных странах, в частности, на Ближнем Востоке.

Не стоит опасаться!

Святейший Патриарх Кирилл ни на йоту не отступит от нашей православной традиции. Но наоборот, после этой встречи мы обретем большую уверенность, поскольку градус накала в отношениях между православными и католиками пойдет на спад. Полагаю, встреча принесет только положительные результаты, и об этом мы молимся Господу Богу".
http://tsargrad.tv/topic/v-gavane-pishetsja-jepoha


Рецензии