История местных названий Продолжение Из цикла Посё

       Нельзя не упомянуть и об истории такого названия, как Кобылья гора. Работали здесь в первые годы существования Юго-Камского завода приписные крепостные крестьяне, для которых за малейшие повинности придумана была суровая практика наказания. Провинившегося привязывали к широкой плахе – “кобыле” – и до потери сознания пороли мочёными ивовыми прутьями. Прутья эти пожарные, выполнявшие роль палачей, мочили в специальной бочке, всегда имея их наготове.
   
   Жили крепостные в специальных казармах ниже по течению речки Юг. Казармы построены были буквой “П”, а в центре их был плац со знаменитой “кобылой”. С тех пор гору, где люто наказывали подневольных крестьян, прозвали в народе Кобылья гора. Если спросить нынешних школьников, откуда взялось такое название, то, наверняка, многие ответят, что на горе пасли кобыл. Вот почему так насущно необходим на уроках хотя бы небольшой краеведческий компонент.
   
     Достопримечательностью посёлка стала Костяная гора, что находится в четырёх километрах от Юго-Камска вниз по течению речки Юг на правом её берегу. В 1964-м году учитель географии Евгений Кузьмич Семёнов, увидев воочию вместе со школьниками-туристами, что на горе находится обилие всевозможных костей, обратился к пермским археологам с просьбой провести там раскопки. Результаты их оправдали самые смелые ожидания: археологи открыли могильник древних людей, проживавших в этом месте пять-восемь тысяч лет назад в Гляденовскую эпоху.
      
     Примечательно, что до двадцатых годов прошлого века улицы в Юго-Камском заводе – именно так назывался он тогда – не имели названий. Большая часть домов вытянута была по Казанскому тракту, соединяющему губернский город Пермь с Казанью. Двигались по этой дороге купеческие караваны, по ней же гнали колонны арестантов на каторгу в Сибирь. Народ сам стал давать названия отдельным районам: так возникли Запруд, Заюг, Мостовая, Кекурка, Кунгурка, Чуваковка.  Наибольшую известность получила улица, прозванная в народе Кетовская, по фамилии купца Кетова, дом которого стоял на углу этой улицы и Казанского тракта. По этой улице провожали на кладбище покойников, бытовало даже выражение для тяжело больных: “Скоро отправлять по Кетовской”.
    
     В советское время Кетовская стала улицей Куйбышева, а в посёлке появились новые районы. Один из них, прилегающий к Нижнему Варваринскому заводу, получил название Зона. В годы Великой Отечественной войны здесь были бараки пленных немецких солдат, окружённые колючей проволокой, охраняемые конвоирами.  Позднее за хорошую работу многие пленные были освобождены, заграждение исчезло. А ныне исчезли и старые бараки.
   
    Существующий по сей день пруд называют Верхним, построен он был вместе с заводом в 1746-м году. Вскоре после постройки Варваринского завода ниже по течению Юга был создан ещё один пруд – Нижний. Датой его рождения можно считать 1833-й год –  год пуска Нижнего Варваринского завода. Пруд был мелководным, просуществовал он более ста лет и вскоре после закрытия Нижнего завода в шестидесятых годах прошлого века был спущен за ненадобностью.
      
    Наш старенький дом по улице Комсомольской стоял в четырехстах метрах от пруда. В детстве я хорошо запомнила, как из осушаемого пруда соседи тазами и вёдрами таскали карасей. Немного поживились дармовой рыбкой и мы: несколько дней бабушка жарила на сковороде карасей в масле и сметане. Через тридцать лет совхоз “Юго-Камский” попробовал возродить хотя бы часть пруда для разведения в нём рыбы, но замыслу не суждено было реализоваться.
      
      В посёлке имели свои названия и некоторые магазины. Один из них в народе долгое время называли “Петуховский”, по фамилии купца Петухова, которому принадлежал и этот дом, и торговая лавка, находившаяся в нём.
   
     Долгое время в посёлке бытовало ещё одно памятное название. На пустыре за речкой Медянкой, напротив нынешнего здания полиции, стоял хлебный магазин, прозванный   “Бабье горе”. Долгое время в нём на разлив продавали водку, вино и пиво, вот и возникло такое название.  Мужики из этого заведения приходили домой пьяные и, в ответ на недовольство жён, устраивали им скандалы с мордобитием. Однажды приезжие из Перми люди шли вдоль главной улицы и искали, где можно купить хлеб. Увидев идущую с хлебом девочку, спросили, где она купила его:
– Да вон там, в “Бабьем горе”, – девочка указала на дощатый дом за речкой.
   Ответ настолько ошеломил приезжих, что долго пребывали они под его впечатлением.
 


Рецензии