Сто решений в шахматах. Невзирая на лица

На диаграммах представлены душещипательные моменты из моей недавней молниеносной партии с очень сильным партнёром.
Партия не безошибочная.
Привожу её вполне официальную запись.
Сайт Самара-Чесс
Партия:
Белые - veralivan (1710)
Чёрные -     surmico (1471)  Выиграл    
№ игры: 37817557
Блиц  по 5 минут на игру плюс 0 секунд добавки за один ход
Старт: 03:38
Конец: 03:49
Дебют: А40. Гамбит Энглунда
Исход: Кончилось время
Победитель: Чёрные

Site "Online chess portal https://chess-samara.ru
White "veralivan" Black "surmico" Result "0-1"
1. d4 e5 2. d5 Bc5 3. c4 d6 4. e4 f5 5. Nc3 Nf6 6. Bd3 O-O 7. exf5 e4 8. Bc2 Bxf5 9. Nge2 Nbd7 10. O-O Ne5 11. Nd4 Bg4 12. f3 exf3 13. gxf3 Bh3 14. Rf2 Bxd4 15. Qxd4 Qd7 16. Ne2 Bf5 17. Qc3 Bxc2 18. Qxc2 Rae8 19. Bf4 Ng6 20. Bg3 Nh5 21. Nd4 Qh3 22. Ne6 Rf7 23. Ng5 Qf5 24. Qxf5 Rxf5 25. Ne6 Re7 26. Kg2 Nhf4+ 27. Nxf4 Nxf4+ 28. Bxf4 Rxf4 29. Rc1 Re3 30. b3 g5 31. h3 h6 32. Rcc2 Kf7 33. Rce2 Rxe2 34. Rxe2 Rf6 35. Kg3 h5 36. Re4 h4+ 37. Kg4 Kg6 38. b4 a6 39. c5 b6 40. cxb6 cxb6 41. f4 gxf4 42. Rxf4 Rxf4+ 43. Kxf4 Kf6 44. Kg4 Ke5 45. Kxh4 Kxd5 46. Kg5 Kc4 47. h4 d5 48. h5 d4 49. Kf4 d3 50. Ke3 Kc3 51. h6 d2 52. h7 d1Q 53. h8Q+ Kxb4 54. Qf8+ Ka4 0-1
Финал в партии такой:
"И пусть он выдаст мне миллион шахов" но моя пешка прорвётся в ферзи"
Кстати именно это сказал о своей финальной партии с Фединым из Северодвинска Борис Радевич. Если бы партия продолжалась, мой партнёр получил бы прекрасную возможность увидеть наработки нашего совместного с Борисом Артемьевичем анализа такого окончания.

Невзирая на лица

Отдельный вопрос – рейтинги на шахматных порталах.
Директор шахматной школы в Екатеринбурге Анатолий Григорьевич Адабаш вёл «свой» учет рейтингов играющих в воскресных блиц-турнирах шахматистов. Понятно, что с использованием программного продукта. Так вот в его турнирах мне доводилось добираться до рейтинга в 2445.
В ранних версиях шахматных сайтов мой рейтинг прыгал от 2200 до 1800.
На сайте Самара-Чесс он сейчас колеблется между 1350-1550.
Поскольку вообще рейтинг Эло – достаточно устойчивая математическая абстракция, то  не совсем понимаю, отчего у разных организаторов он оказывается различным. Вникать в это в реальности нам нет никакой необходимости.
В шахматах надо играть «невзирая на лица».
Мне доводилось играть и плотно общаться со многими мастерами и гроссмейстерами.
Не откажу себе в удовольствии рассказать вам, как я однажды  хорошо познакомился с одним, впоследствии весьма известным, юным мастером.
Тогда я заканчивал учебу в Ленинградском университете, где изучал, как специальность, историю античной философии.
В переводе на русский – древнегреческие и древнеримские философские школы.
Увлекся я ими задолго до университета, еще в пятом классе школы, благодаря Зингре, у которой в гостях впервые взял в руки диалоги Платона.
Взял, раскрыл, и уже не расставался всю жизнь.
В связи с этим увлечением многие годы я подбирал в букинистических и иных магазинах книги на древнегреческом языке и, наконец, написал дипломный трактат на семьдесят процентов текста – а это было около трехсот страниц! – на древнегреческом языке, обильно цитируя Феофраста и Аристотеля, Зенона и Парменида, Демокрита и Гераклита на аттическом и ионическом диалектах, а Тита Лукреция Кара и Сенеку, Светония и Эпикура на латыни.
Но у меня подрастали два ребёнка.
Денег, несмотря на работу в две смены, катастрофически не хватало, и я был вынужден постепенно распродавать свою греко-латинскую библиотеку.
И тут я становлюсь организатором и директором областного шахматно-шашечного клуба и вскоре знакомлюсь с одним молодым еще совсем кандидатом в мастера, которому был не чужд интерес и к Платону и к Сенеке.
А играл он, как ему казалось, на порядки сильнее меня.
И вот как-то он предложил мне матч из десяти партий на следующих условиях: если я проигрываю ему «десять – ноль» - я дарю ему одну из своих древнегреческих книг.
А если делаю хотя бы одну ничью – он эту самую книгу покупает на моих условиях, то есть по моей цене.
«Моя» цена была написана на самой книге рукою букиниста и меня вполне устраивала.
И мы сели блицевать. И случилось чудо: две-три партии и я или выигрываю, или делаю ничью! В его сознании сие не укладывалось! Так не должно было быть. Но было! Каждый раз после такого события мы торжественно подходили к моему книжному шкафу – книги я держал в основном на работе – так было удобно и для учебы и для продажи – и я вместе с ним любовался обложками и торжественно предлагал очередной шедевр.
Цена была не маленькая – по тем временам.
Реализация книг, которые Архангельские букинисты в отличие от букинистов Свердловска и Питера брать не торопились, шла бойко.
К утру я продал ему около пятнадцати томов и он просто умирал от ярости и желания побить меня набалдашником от массивного канделябра, хранимого мною тут же «для красоты».
Я честно предлагал ему остановиться, или, пощадить канделябр и хряснуть меня стеклянным графином.
После чего странная игра возобновлялась.
В конце концов он пришел к выводу, что слухи о моей слабой игре сильно преувеличены, и что, по его мнению, я вполне могу оказаться и в кандидатах, и в мастерах.
На что я ему утешно сообщил, что для меня все это пошло и мелко.
Что звания и титулы меня не прельщают, что мой великий Учитель - Сократ - не закончил ни восьми классов нашей славной общеобразовательной школы, ни захудалого техникума, и, похоже, писать так толком и не научился.
А вот поди ж ты!
И по случаю рассказал ему великий анекдот о трёх попугаях.
Анекдот известный, но для молодых, кто чудом не слышал или подзабыл осмелюсь напомнить:
В зоомагазине продаются три попугая.
Один за сто долларов.
Второй за двести долларов.
Третий за пятьсот.
Покупатель интересуется:
- Отчего первый так дорог?
- Он говорит на иностранном языке!
- А второй?
- Он говорит на двух иностранных языках!
- А третий знает пять языков? – «догадывается» покупатель.
- А третий вообще не знает языков – отвечает продавец.
- А за что же такая цена?
- А два первых попугая называют его «шеф!».
В итоге мы с моим партнёром подружились на многие годы.
И благодаря одному его совету в дебюте мне довелось обыграть в первенстве Архангельска чемпиона этого города.
Дела, разумеется, давние.
Но главный урок в них такой – не обращайте внимание на звания и титулы.
Будьте сами собой, старайтесь в каждом эпизоде играть с максимальной отдачей, а остальное – игра Всевышнего.
В конце концов – не везёт в рейтингах, повезёт в Любви!


Рецензии