Начертательная Геометрия

Не хотел бы чтобы эта история, омрачила память людей, которые преподавали нам, а до нас нашим родителям. Они тоже люди, и я всегда видел только партнёрское отношение со стороны этих людей. Я некогда не оказывался с ними по разную сторону баррикад. Но то, что они люди, это факт. И эта история не о их слабостях или внутренних натянутых отношениях, которые всегда имеют место. Знаю, что одному читателю, эта история может показаться обидной, но скажу так.  Мой отец, Комоцкий Вячеслав Генрихович, проработал главным инженером ГПП "Кавминводаканал" 10 лет.С 1973 по 1987 сменилось 5 разных директоров. И в 1973 году и в лихие 90-е коллектив его выбрал Директором, он в это время работал начальником ПТО, после очередного «УШЛИ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ» и возвращению в профессию. И не смотря на такой авторитет и уважение 1000 коллектива, он принял решение и уволил, на мой взгляд, классного главного инженера Магомеда Бастанова. Это решение настолько было не справедливо, что Магомед больше в профессии не работал. Я несколько раз возвращал отца к обсуждению этого решения, при различных производственных ситуациях которые у меня самого случались, и отец, всегда сводил наше обсуждение не к оправданию своего решения а к мотивации его принятия. Он говорил: "Проработав 10 лет главным инженером, мне проще работать Директором без главного инженера, либо с каким ни будь дураком". Этот и другие моменты, за которые не дают грамот, не делают мои отношения с отцом менее уважительными, на оборот. Осознание того, что это человек, с его недостатками и слабостями в тех жизненных условиях, которые ему отвела судьба, сумел достичь уважения своих коллег по профессии и не только, делают его недостатки и слабости тактическими приёмами в большой стратегии под названием Жизнь.
 Но люди остаются людьми, и они зачастую, не прощают ошибок. Ну а люди, у которых ещё мало жизненного опыта, они просто пытаются, как то использовать, ту или иную ситуацию с максимальной пользой для себя. Вот и мы, будучи студентами, были зачастую таковыми.
Когда у нас в расписании появилась Начертательная геометрия, мы первым делом пошли в библиотеку и попросили учебники. Это произошло до нашей первой встречи с нашим преподавателем Богомоловым. И стоило нам выложить на стол Начертательная геометрия (курс лекций), часть I. Богданов А.И., как Богомолов пришёл в ярость, и эти лекции полетели с первых пар в сторону двери. Потом, пауза и на доске появились названия учебников, по которым мы должны были учиться. Скажу честно, но больше то Богомолова, мы никогда не слышали причин, такого взрыва эмоций. Но я жил в общежитии с Мамуевым Ильясом, он  был студентом пятого курса и вообще самым старшим чеченцем среди студентов в Новочеркасске, так как отслужил в армии, он поступил на рабфак и только после этого в НПИ. Ильяс был моим штурманом в студенческой жизни, он многому меня научил, приоткрыл мне некоторые тайные механизмы, которые заставляли безупречно работать столь большой и при этом воистину великую машину НПИ.
Я первым делом спросил его, и после других старшекурсников и они рассказали кучу разных историй про то, как студенты использовали, на первый взгляд ровные отношения между двух преподавателей. Богданов в 1986 году вышел на пенсию, и мы услышали только отголоски этой истории, но ещё годом раньше случалось, что Богданов и Богомолов вели одну группу вместе. И стоило одному из них указать на эпюре недоработки или вообще почеркать чертёж, студент уже на следующей паре, выбрав момент, когда в аудитории остаётся только другой преподаватель бежит к нему, а тот после жалоб на несправедливое отношение к гениальному творению, зачастую посматривал чертёж на просвет, даже не разворачивая. Кто-то хвалился, как он пробил учебник соткой, привязал его за собой на верёвочке и тем самым обеспечил себе экзамен. Но это всё студенческие байки и истории, о правдивости которых я предложу Вам высказаться в рецензии или в опросе в конце моей истории. Но моя история о том, как вроде бы одни и те же преподаватели, при равном знании и умении учить предмету, одни становятся легендами, а другие просто классными хотя бы по тому, что они частичка нас, нас как личностей, нас как специалистов.
Начертательная геометрия, страшна не теорией, а своими эпюрами, для тех кому природой не дано пространственное мышление. Богомолов, практически на втором или третьем занятии подозвал меня и пригласил пройти в соседний чертёжный зал. На стене весели под стеклом в рамке четыре эпюры. Он подвёл меня к ним и сказал: "Это образцы тех заданий, которые Вы должны сделать в этом семестре, но здесь не хватает одного, последнего. Я предлагаю Вам, не тратить время на первые четыре, а сразу приступить к последней эпюре. Торопиться не надо, ваша задача сделать образец, к тому времени, когда Ваша группа закончит первые четыре эпюры. Если Вы справитесь, я Вам поставлю экзамен автоматом, и зачту первые четыре эпюры"
Скажу честно, за явной выгодой предложения, я увидел вызов. Да и приятно когда твоя работа весит под стеклом, да ещё и в рамочке.
Я приступил к работе, на следующем занятии. Мне пришлось забежать вперёд в изучении предмета, но это была интересная творческая работа совместно с Богомоловым. Это тот случай, когда не по разные стороны баррикад, а по одну сторону. И вот тот день настал, мой чертёж занял почётное место в ряду пяти эпюр как образец для выполнения студентами работ нашего курса и последующих. И если я не ошибаюсь, он провисел до тех пор пока Компьютерные технологии не изменили программу подготовки студентов в ЮРГТУ(НПИ).
Я не заставил себя долго ждать, подошёл к Богомолову и протянул зачётку. Но он глянул на меня поверх очков, и говорит: "Не торопись, придёшь на экзамен, там и поговорим".  Надо сказать, что такой поворот событий для меня был неожиданным, но я на самом деле хорошо знал предмет и в общем, эту новость воспринял спокойно, но какой студент откажется от «халявы».  Конечно, я  в глубине души надеялся, что автомат всё равно я получу, просто в день экзамена. Но в остальном всё было честно. На лекции я больше не ходил и первые четыре эпюры мне были зачтены.
Шло время, и вот сессия. На консультацию перед экзаменом я пришёл пустой, ну как пустой. Надежда умирает последней зачётку я с собой взял на всякий случай. И вот беглый рассказ по всем темам семестра, за всё время на меня ни разу взгляд не был направлен. Я начал как то переживать, и когда в конце консультации Богомолов предложил для примера решить один из билетов, я сказал себе: "Не будь дураком". Я попросил девчат листик и карандаш, листик мне вырвали из тетради в клеточку. Он получился с оторванным уголком, карандаша не нашлось, и мне дали ручку.
Богомолов говорит: "Билетов будет столько, сколько студентов в группе. И для суеверных  студентов я для примера решу билет №13".  Я с усердием переписал всё с доски, особо не вникая в содержание, и свернув листок, вчетверо положил в нагрудный карман пиджака. Перед выходом из аудитории я ещё раз попытался встретиться взглядом с Богомоловым, но он мне не дал и шанса. Не помню, чем я был занят ночью перед экзаменом. Обычно я спал. Студенты шутили, что когда у всех окна не горят у Комоцкого учится, зато когда у всех свет горит всю ночь, Комоцкий спит. И если честно, я действительно в сессию спал крепко, так как в моей зачётке я подсчитал было приблизительно 75% экзаменов и зачетов, проставленных «автоматом». Но Начертательная геометрия в эти 75% процентов не вошла. Когда я утром проснулся, я с ужасом понял, что проспал экзамен. У него была поговорка : "Кто рано встает, тому Богомолов дает!" Имелось ввиду, что кто первый отвечает есть шанс сдать экзамен. Бегом собрался и, не завтракая побежал в Главный корпус. Захожу в аудиторию, все уже сидят и полным ходом готовятся. И как Вы понимаете моё опоздание, лишило меня возможности, подойти перед экзаменом и ещё раз напомнить об обещании Богомолова, мне поставить экзамен. Разговор у нас был с глазу на глаз, и устраивать публичные разборки я посчитал не правильным. Захожу в аудиторию, виновато прошу разрешения, приступит к экзамену. Богомолов взглянул на меня поверх очков, и говорит: "Тяните билет". Я положил зачётку на стол, а тянуть то не из чего. На столе лежит один единственный билет. Я не присутствовал в аудитории, когда группа тянула билеты, но когда я взял тот единственный оставшийся, то его номер был 13. Помню только, я сделал так, как будто у меня 21. Я достал из кармана свёрнутый в размер карты вчерашний примерный билет, и со звуком "ХА", хлопнул им и ладонью по столу, даже не развернув.
Богомолов невозмутимо, развернул мой клочок бумаги с оторванным уголком, и со словами: "Первый раз, вижу, что бы так быстро и так правильно отвечали на билет", поставил мне отлично. И это был экзамен, а не автомат.
P.S.
Я уверен, что многие студенты НПИ, вспомнят добрые истории о Богданове. И я это сделал бы это с удовольствием, но я учился у Богомолова, и не только пространственному мышлению, но выдержке и вере в данное слово.

***
~Рабочая тетрадь тематических задач по начертательной геометрии. Авторы: Богданов   А.И., Севастьянова Н.И., Исаева В.А., Богомолов В.И.
~Начертательная геометрия(курс лекций), часть I. Богданов А.И.
~Методика проведения практических занятий по начертательной геометрии. Авдеев Д.Т., Богданов А.И.
~Начертательная геометрия (руководство для самостоятельного выполнения индивидуальных занятий). Богданов А.И., Севастьянова Н.И.


Рецензии