Однажды, превозмогши дали

      Недавно,  как-то невзначай, разговорилась в маршрутке с очень приятной женщиной – сидели рядом.  И вдруг она сообщает, что недавно приехала из  Азербайджана, из ШушИ. А в ШушЕ и я бывала, только очень давно, когда  мы ещё были одной большой и дружной страной…
      И вспомнился мне забавный «Шушинский» эпизод.
      Был конец апреля. Прихожу на работу, а там сообщают, что мне выделена путёвка в ШушУ,  Азербайджан. Что путёвка горящая, что в ШушЕ  очаровательная природа, что нужно брать с собой и купальник, что после этого курорта все напрочь забывают о своих гастритах и т.д., и т.п.
       «Под всеми парусами» мчусь в поликлинику, стремительно оформляю курортную карту, потом торопливо собираю вещи, в  их числе и купальник.
       В самолёте рядом, по счастливой случайности, оказалась женщина, которая тоже летела в ШушУ, в мой санаторий. По возрасту она была старше меня, но оказалась очаровательной собеседницей.             
        Вот мы и в Баку. Из аэропорта отправляемся   на автовокзал, там покупаем билеты, знакомимся ещё с двумя своими «друзьями по несчастью» - с Верунчиком и Ванечкой – так они шутливо представились. До отправления свыше трёх часов, и  мы с удовольствием пошли  осматривать город. Попутно я купила самую большую и самую красивую коробку конфет и бутылочку коньяка для врача. 
       И, наконец, усаживаемся в автобус. Поездка приятная, недолгая «светская» беседа  с соседкой – и вот конечный пункт нашего путешествия – ШушА. Но не успели мы выйти из автобуса, как неожиданно и мгновенно нас окутал  густой и плотный туман цвета молока. Стоя рядом, держась за руки, мы друг друга не видели. Такое явление природы наблюдали впервые. Но не успели мы как следует испугаться,  а необыкновенный туман так же быстро рассеялся.
        В санаторий дошли без происшествий. По желанию нас втроём поселили вместе, в одном номере, а Ванечку – напротив.  Но Надежде и Верунчику досталась врач женщина с русской фамилией, а мне - мужчина по фамилии Ахмедов. Имя и отчество его знаю, но только на слух. Звучало как Шамсаддин Хонларович (правильность правописания не гарантирую). Как я ни просила и меня записать к доктору Федосеевой – моё желание не смогли удовлетворить. Норма пациентов у неё была полностью исчерпана. Затем  мы, оставив вещи в номере, отправились в лечебно-административный корпус.
        Доктор мой оказался невысокого роста, с чёрными кудряшками и хорошо «наметившимся» животиком. Он ослеплял «золотой улыбкой» - казалось, что он так и родился с золотыми зубами. Я улыбнулась в ответ, сказав, что ожидала увидеть врача-женщину, поэтому приготовила конфеты. А раз уж так случилось, то конфеты дарю жене Вашей, а коньяк – Вам. Он тут же сообщил, что его жена – воспитатель детского сада, что у них трое деток и что в выходной у младшего будет «маленький свадьба» - обряд обрезания. И ещё сказал, что несколько месяцев назад у него лечился декан университета нашего южного города. Что они с ним быстро подружились и тот посвятил ему стихи.
       Порывшись в верхнем ящике стола он извлёк тоненькую папку и, вынув оттуда листочек, передал его мне для прочтения. Стихи были явно «слабоваты». Я поняла, что смогу написать лучше и тут же пообещала сочинить ему  стихи  к  следующему  посещению.
         Мой доктор после этих обещаний излил на меня «новую порцию золота» и попросил лечь на кушетку для осмотра. Я же стала убеждать его, что в этом нет никакой необходимости, что диагноз и все анализы имеются в курортной карте.      И попросила его не тратить время на ненужный осмотр, а просто сразу назначить мне полный объём имеющихся процедур. Доктор согласился. Теперь мы сияли оба и расстались друзьями.
        Не могу уже точно вспомнить, через сколько дней нужно было снова идти на приём. Остановлюсь на дне, вернее позднем вечере, перед второй встречей с врачом. Было уже 22.00. Как всегда, у нас в гостях был Ванечка. Они втроём – Верунчик, Ванечка и Надежда – играли в карты. А я сочиняла обещанные стихи для доктора. Закончив, вынесла своё «творение» на суд нашей «честной компании» и уселась переписывать стихи начисто. В комнате царило оживлённо-лучезарное настроение. Моя «писанина» не мешала мне принимать участие в общей беседе. А стихи  у меня получились вот такие:
Однажды, превозмогши дали,
В ШушУ мы вечером попали.
Считали: город славен, светел,
Но нас неласково  он встретил.
Сначала все мы огорчались,
В тумане белом «потерялись».
Так захотелось нам домой –
Долой ШушУ!  Домой! Домой!
Но вдруг туман ушёл, и дали
Под  ясным солнцем заблистали.
Тогда мы все повеселели,
Тогда «шушинцев» рассмотрели.
Мужчины все в ШушЕ прекрасны,
Умны, добры, и в меру страстны.
Они сильны, как горы эти,
Но всё ж доверчивы, как дети –
Всех женщин одарят вниманьем,
Но, словно птицы, постоянны.
А женщины решили наши,
Что всех других Ахмедов краше.
Он обаятелен, он строен,
Он всяческих похвал достоин.
Ахмедов только поглядит –
И всё проходит, не болит.
Родные забываем дали,
Мужей, детей,  беды-печали…
С ним рядом на душе светло –
С врачом нам просто повезло!
Но время быстрой птицей мчится,
С   ШушОй придётся нам проститься.
А сердце просит: «Время, стой!
Жаль расставаться нам с ШушОй!»
Увы, оно нас не поймёт,
Крылами самолёт взмахнёт,
Перенесёт нас в край родной –
И снова со своей семьёй.
И окунёмся вновь в работу
И в повседневные заботы.
Но иногда, как светлый рай,
Мы вспомним Карабахский край,
Где можно было помечтать,
С чужим супругом станцевать,
На время своего забыть…
Короче, снова юной быть.
Но верим, что в Шушу вернёмся,
Ахмедову вновь улыбнёмся.
На нас он глянет – и мы  снова
Мечтать, любить и жить готовы!
      Когда мне оставалось дописать всего несколько строк, вдруг раздаётся лёгкий стук в дверь. «Войдите!» - почти одновременно произнесли мы все разом, с удивлением уставившись на дверь. Дверь открывается – и на пороге в белом халате наш (вернее, мой)  доктор Ахмедов. Оказывается, у него сегодня ночное дежурство по корпусу. Доктор  поздоровался и выразил лёгкое  порицание за то, что мы ещё не спим, и что в палате у нас мужчина. Я стала ему говорить, что заканчиваю  писать стихи для него. Предложила посидеть у нас буквально минут 5-10 и я смогу их ему вручить. Но врач попросил после окончания занести ему написанное в кабинет дежурного доктора. Я согласилась, и он ушёл продолжить обход корпуса.
     Окончив, быстренько спускаюсь на первый этаж. Спрашиваю у дежурной, в кабинете ли дежурный врач. Она утвердительно кивнула. Постучав и услышав «Войдите!» открываю дверь.  Вижу очень удобный кабинет, напоминающий маленькую гостиную.   Два кресла, диван,  а  перед диваном  стол, уставленный всякими «вкусностями».
     «Вы ожидаете гостей? Вот, возьмите, пожалуйста!» - протягиваю ему стихи. Он: «Сегодня я жду только одного гостя, вернее гостью – Вас!»            -        «Ну, спасибо! Только я после десяти уже не ем, – отвечаю. – А вот обещанные стихи я готова Вам прочесть».
«Садитесь, пожалуйста!» - любезно предлагает доктор.
     Сажусь в кресло и читаю приведённые выше рифмованные строчки. Лицо врача по мере чтения расплывается  довольной «золотой» улыбкой.
     «Спасибо, очень понравилось!» - говорит мой Ахмедов, подходя взять исписанные странички.  Я тоже улыбаюсь в ответ. Отдав своё «творение» говорю «до свидания» и быстро подхожу к двери. Но доктор вдруг стремительно подбегает ко мне, пытаясь обнять. Резко высвободившись из его рук рывком открываю дверь. Врач старается меня удержать, схватив за руку и говоря: «Ты что такой дикий? Ты что, не женщина? Ты что, сумасшедший?» Дальнейших его слов не слышу, быстро выскочив за дверь. Ловлю на себе удивлённый взгляд дежурной и стремительно поднимаюсь в свою комнату.   
       Мои «девушки» не спят, они прощаются с Ванечкой. Удивились, что я возвратилась так быстро. И переключились на завтрашний день. Назавтра у нас намечалась прогулка в горы сразу после завтрака. А нашим «гидом» вызвался быть Артур, местный юноша. Он обещал принести к нашему «прогулочному обеду»  «мёртвая курица» (запечённая курица со всеми азербайджанскими «кулинарными секретами»  и травами-специями).
       Утро выдалось искристо-солнечным. Надев купальники, а поверх них спортивные костюмы, встречаемся у столовой. Артур уже нас ожидал. Наскоро позавтракав, собрав всю «команду» - 14 человек, трогаемся. Горы встречают нас как желанных гостей. Их склоны покрыты изумительным «разноцветьем», по-весеннему  очаровательно-чистым. После каждого часа ходьбы – привал, на котором по очереди рассказываем забавные были и небылицы, вспоминаем анекдоты, новые и давние. Настроение – превосходное!
      В 14.00 обедаем. Артур очень искусно сумел разделить свою «мёртвую курицу» на 14 персон.  Её вкусовые качества вызвали всеобщее восхищение. А после «коронного» блюда ели нашу «обеденную сборную» - каждый принёс то, что любил больше всего, чем хотел угостить или удивить других.
     В конце «трапезы» Артур достаёт ручку и довольно большой блокнот. Затем просит всех по кругу говорить ему своё имя, отчество, фамилию и домашние координаты. Ещё он просит каждого рассказать, чем примечателен его город. Все пытались убедить других, что их  город – один из самых достойных и очаровательных мест во всей Вселенной. Доходит очередь до меня. Назвав себя, свой адрес, я говорю, что мой родной Херсон не зря слывёт «Городом невест» -  у нас второй в Союзе по значимости и мощности  ХБК – хлопчато-бумажный комбинат с великим множеством девушек-ткачих. Глаза Артура загорелись, он сообщает, что как раз и ему, и  брату его пора жениться, что они с удовольствием взяли  бы в жёны украиночек. Затем он спрашивает,  сколько  у меня комнат. Я с готовностью отвечаю, что четыре. Артур не успокаивается. Следующим был вопрос:  если они с братом  приедут, можно ли будет несколько первых дней пожить у меня. Отвечаю, что если несколько, то можно. У Артура возникает очередной вопрос: «А как отнесётся к нашему приезду ваш муж?» Улыбаясь, будучи абсолютно уверенной, что ни сам Артур, ни, тем более, какой-то его брат никогда не приедут в Херсон, я  хвастливо заявляю: «А ничего не будет. У меня замечательный и очень гостеприимный муж».  На этом вопросы Артура были исчерпаны. Но в своём блокноте против моей фамилии он начертал сразу три жирных восклицательных знака.
       Но вот и окончен наш оздоровительный курс. Мы возвращаемся домой, и жизнь продолжается в своём обычном русле. Отцвела весна, отзвенело лето, наступила золотая осень. Однажды, возвратившись после работы, узнаю от сына, что мне звонил какой-то мужчина, который не представился, но сообщил, что перезвонит вечером. Я слегка заинтригована. В ожидании неведомого звонка даже  оттягиваю время выгуливания собаки. И телефон зазвонил.
       В трубке звучал совершенно незнакомый мне мужской голос, но  спрашивал он именно меня, Екатерину Сергеевну. Отвечаю, что я действительно Екатерина Сергеевна. Тогда «голос» представился: «Это я,  Артур!»  Среди наших знакомых не было ни одного с именем Артур. Как бы заметив моё замешательство «голос» поспешил мне на помощь. «А помните ШушУ? Прогулку в горы и «мёртвая курица»?      Разумеется, теперь я вспомнила. Вспомнила  и спросила: «Ну, что нового в вашей ШушЕ?»
         «Да мы с Русланом, братом, уже несколько часов в Херсоне. Можно нам у вас остановиться? Муж возражать не будет?»       Я этого никак не ожидала, поэтому сразу  опешила  и слегка растерялась. Меня, если честно, абсолютно не прельщала перспектива пребывания в квартире двух совершенно посторонних мужчин. Да и муж, наверное, воспримет их приезд без «особого восторга». На том конце провода кашлянули, напоминая о себе. Я обычно всегда сдерживала данное слово или обещание. А весной я Артуру пообещала кратковременный приют. Поэтому, хочешь – не хочешь, а принять их нужно.
         «Хорошо», -  промолвила я, правда, без особого энтузиазма. А затем рассказала, как добраться до нашего проспекта. Хоть у меня, отнюдь, «душа не пела», я стала поспешно готовить «праздничный ужин».
         Раздаётся звонок. Я открываю дверь гостям, а тут же из кабины остановившегося лифта появляется и мой Дмитрий. Он с недоумением смотрит поочерёдно то на меня, то на молодых людей. Прямо в прихожей я ему объясняю: «Димуля, помнишь, я тебе рассказывала об Артуре из ШушИ, который водил нас по горам и кормил «Мёртвый курица»? Так вот, это он и его брат Руслан. Они приехали «покорять Херсонский ХБК», а точнее искать себе невест. И просят, чтобы мы их приютили на несколько дней».
            Хоть я не сомневалась в тактичности и воспитанности своего супруга, но всё-таки ждала его ответа с лёгким волнением. Дмитрий в очередной раз оказался «на высоте». «Ну что ж, - сказал он. – Женитьба – дело святое. Оставайтесь. А сейчас пойдём отведать чего-нибудь вкусненького из того, что приготовила нам моя Катюша. А как славно пахнет! Ну, что же вы стоите? Кладите вот сюда свои вещи и за мной мыть руки». Он улыбнулся и скомандовал: «Шагом марш!».  Юноши поставили вещи, улыбнулись ему в ответ и направились к ванной.
           А я поспешила на  кухню, в очередной раз благодаря Небо за дарованного мне супруга.  Вдруг мне пришло в голову, что если бы вот так приехали двое парней к Томке, моей давней подруге, то её Женечка, наверное, сразу сбросил бы с балкона их вместе с нею.
           Ужин прошёл непринуждённо и весело. Похоже, братья не испытывали ни малейшего смущения. Они оказались не лишёнными чувства юмора. Много рассказывали о своих национальных традициях.
           Утром ребята уходили вместе с нами. Приходили вечером. Первым нашёл "девушку своей мечты» Руслан. Она была родом из Новой Каховки. В ближайший выходной девушка пригласила ребят в гости к своим родителям. Братья  и на родителей её произвели приятное впечатление. Отец девушки помог молодым людям устроиться там же, в Каховке, на работу.
          И через девять дней юноши, тепло простившись с нами, покинули наши «апартаменты». Бывая в Херсоне, они иногда ненадолго заглядывали к нам  или звонили. Однажды Дима даже сказал, что в доме с этими парнями было веселее. Потом звонки стали реже, почти совсем прекратились. Но однажды они пришли, и пришли втроём – Артур,  Руслан и невеста Руслана Татьяна. Они принесли приглашение на свадьбу. К сожалению, из-за неожиданной болезни мамы Димы мы на свадьбе не были.
         Артур же всё никак не мог определиться. Последние сведения о них мы получили от него, Артура, которого встретили случайно на Площади Свободы. Он сообщил, что уже женился тоже. Избранницу зовут Зоя. А у Руслана с Татьяной растёт маленький Петька, названный так в честь отца Тани.
         Всё это вспомнилось мне за короткие минуты после разговора с женщиной из ШушИ.
        С лёгкой грустинкой подумалось: как молоды мы были…




 




   
 

   


Рецензии
Давно это было настолько, что уже и не поверят. Нет той страны....
А мнэ вспомнился адын грузин.... Тоже ночевал у нас. Подарил пятилитровую флягу чачи...
Тоже в санаторий хочу!!!


Виталий Сыров   02.02.2021 09:56     Заявить о нарушении
Отзыв понравился.
Улыбаюсь, отдавая дань памяти дружбе народов СССР.
А ведь это было же, было!
Сожалею, что в санаторий Вас отправить не смогу...
С улыбкой.

Евгения Гитальчук-Вирченко   05.02.2021 02:20   Заявить о нарушении