Мягкая глина или Старые беспредельщики

    Деревня Быковка всегда была для меня летним раем, отрадой и возможностью познавать мир во всех его проявлениях. Жил я там с бабушкой и дедом с конца мая по начало сентября. В ту пору было мне лет 9 или 10.
    Июль выдался жарким, с множеством интересных развлечений и морем свободы. Рыбалка, катание на великах до соседней деревни, купание и простое безделье. Да, еще в то лето было много слепней, нещадно жалящих всех - и животных и людей.
    Мы бездельничали с другом Валеркой, развалившись в поле на траве, в центре которого было небольшое песчаное пятно-выход на поверхность песчаного грунта, из которого сельчане добывали песок для печной кладки. Мы сидели на краю этого карьерчика диаметром 3-4 метра и страдали от жары и скуки. Валерка грыз какую-то травинку, отгонял слепней и молчал, а я бездумно копал ямки в песке, глубоко запуская в песок руки, чтобы почувствовать его прохладу.
    Валерку я любил как лучшего деревенского друга. Мы дружили с 2 лет, когда нас обоих вывели наши мамы на прогулку по тихой деревенской улице. С тех пор каждое лето мы проводили вместе, а наша дружба прошла многие испытания. Мы влюбились в одну и ту же девчонку, наши деды не могли друг друга выносить, мы иногда дрались из-за ерунды и во всем соревновались. Но, тем не менее, мы все-таки доверяли друг другу. Настолько, что когда Валерка вдруг вскочил с травы, скрестил ноги и, изменившись в лице прошептал «Леха, я хочу срать», я уже знал, чем это закончится.
    Вокруг не было ни деревца, ни кустика, ни лопушка. Солнце висело в зените, будто смеясь над Валеркой и его проблемами.
    «Леха, мне нужна бумага»,-прошипел Валерка, краснея вовсе не от  смущения, а от внутренних усилий.
    «Где же я тебе в поле найду бумагу»,- удивился я.
    «Ну хотя бы лопух»,- взмолился Валерик.
    Я огляделся. Ближайшие лопухи росли примерно метрах в 200 от песчаного карьерчика. Я, желая выручить друга бросился к дальним зарослям калины, под которыми рос лопух с шикарными листьями. Я бежал и, на удивление, не чувствовал стыда или унижения даже не смотря на тот факт, что Валерка был на год младше меня. Все для лучшего друга.
    Тем временем, пока я добывал лучшему другу лучший в округе лопух, Валерка не терял времени даром. Для своих нужд он выбрал самую глубокую из тех лунок, что я с таким бесцельным усердием выкопал вокруг места, где сидел…
    Я вернулся тогда, когда Валерик с довольной улыбкой закапывал ногой одну из ямок…
    Лопух мой был как никогда кстати.
    …Через 10 минут мы вновь погрузились в бесцельное созерцание жаркого марева июльского дня.
    Наше внимание привлекли дальние звуки людских голосов…Вдалеке медленно поднимаясь по пологому склону луга устало брели мои соседи - баба Маня, ее дочь лет 30-ти и внучек Димка. Брели они с полуденной дойки своей коровы, что паслась в сельском стаде. В руках баба Маня несла 8-ми литровое ведро свежего парного молока. Догонявшему взрослых короткими перебежками Димке было лет 5-6. Он был вредненьким и хулиганистым мальчишкой, жадиной и страшным завистником. Всклокоченный клок его волос был мокр от пота, а язык свой он, по обыкновению, высунул, что свидетельствовало о физических или умственных усилиях.
    Мы с Валеркой переглянулись и поняли друг друга без слов…Отомстить Димке за его вчерашнее предательство в пользу девчонок было делом чести.
    Подождав, пока вся кавалькада уже почти прошла мимо нас, мы негромко подозвали Димку, который, опасаясь нашего праведного гнева за вчерашнее, шел чуть поодаль, скрываясь за своей полной теткой.
    «Да не бойся ты, Димка»,-заговорил я с маленьким сорванцом. «У нас тут дело к тебе есть, клад мы ищем!»
    «Какой клад?»,- глаза Димки бешено завращались и он остановился как вкопанный.
    «Старый клад, царский. Давай найдем, да разделим по-честному. Там 5 золотых монет! Мы с Валеркой берем себе 2, а 3 монеты - тебе». Предложение, учитывая Димкину жадность, было более чем щедрое. И он, конечно, согласился…
    «Димка, погоди!»,-сказал я, видя, что Димон уже готов копать землю чем угодно, хоть своей сандалией.
    «Там еще один секрет есть!»,-закрутил интригу я,-«Говорят, что монеты лежат под слоем мягкой глины, из которой можно лепить игрушки и свистульки».
    Меня просто понесло в моем вранье. Я придумывал сюжет по ходу самой пьесы. Благо, Димка был слишком мал, чтобы критически мысля подойти к этой легенде. Мыслил тогда он только в одном направлении: золото, монеты, мягкая глина, свистульки…
    «А где это?»,-с нетерпением повторил Димка.
    «Да здесь, здесь»,-указал Валерка на песок, уже не помня точно то место, которое он 20 минут назад зашвыривал ногой. Мы скрывали улыбки, не веря, что наш план так легко осуществляется.
    Золотая лихорадка началась. Димка, высунув свой язык, копал с неистовой яростью, раскидывая песок вокруг себя. Ситуация осложнялась лишь тем, что ни я, ни Валерка не помнили точного места заложения «клада». Каждый раз, когда в очередной ямке не оказывалось ни монет, ни мягкой глины, наш кладокопатель поворачивался к нам с кислой физиономией и вопросом в глазах: «Где же золото?». В эти секунды мы должны были моментально сменить ели сдерживаемые улыбки на озадаченные этой проблемой физиономии.
    После третьего раскопанного напрасно ровчика, Димка начал смутно догадываться, что его в чем-то надувают. Но вот, последняя попытка наконец-то увенчалась успехом. Я наконец-то угадал то место, где Валерик зарыл свой клад!
    Восторгу маленького сорванца не было предела. Нащупав что-то мягкое, на ощупь напоминавшее глину, Димка заорал так сильно, что я невольно оглянулся в сторону проулка, куда совсем недавно скрылись Димкины родственники.
    «Мягкая ГЛИНА!!!»,-закричал Димон вознося свои запачканные «глиной» руки прямо к небу, будто удачливый нефтедобытчик после пробивки скважины. Он был счастлив…
    Восторг Димки продолжался ровно столько, сколько его обоняние могло его обманывать…
    «Говно!!!»,- был следующий вопль Димки и мы поняли, что пора «делать ноги», пока Димон, обезумев от обиды, не начнет вытирать о нас свои перепачканные «глиной» ручонки.
    Мы бежали с Валеркой через поле и ели держались на ногах от смеха. Живот охватили мышечные спазмы от приступа неистового хохота…Где то далеко за спиной выл Димка.
    ...Жестоко обманутый, Димка не разговаривал с нами ровно 2 дня. Потом вынес нам по бутерброду с плавленым сыром и все вернулось в свое русло. В русло жаркого беззаботного лета 1983 года…

15.04.2009 г.


Рецензии