русский итальянец

Переплетение корней российско- итальянских судеб!
Наследница дворцов, камней- и нищенство последних буден...




ИЗ ИНТЕРНЕТА
(на Э.К. не обращать внимания- не убирается)


http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post126968487/

ЗАГОВОРИВШИЙ ПОРТРЕТ. ГРАФ ДЖУЛИО ЛИТТА.
(данных об авторе статьи нет)

Воскресенье, 23 Мая 2010 г.
               

                Знакомство.

    Русские  всегда обожали Италию.               

                Италия – роскошная страна,

                По ней душа и стонет и тоскует.

                Она – вся рай, вся радости полна,

                И в ней любовь роскошная веснует.

 Так писал об Италии Н. В. Гоголь.

   Русские ехали туда, где «веснует роскошная любовь», наслаждаться яркой, неповторимой природой, вглядываться в произведения искусства, вдыхать эту особую атмосферу – воздух, век за веком рождающий гениев.

   Русские ехали учиться.

   Итальянцы приезжали в Россию служить. Им тоже нравилась чужая страна. Огромная, абсолютно непредсказуемая, где среди болот вдруг по мановению руки императора, как мираж, вставал сказочно красивый город, формировались армии, в дремучих лесах возникали заводы. Россия всегда нуждалась в Мастерах:  инженерах, архитекторах,  художниках,  скульпторах, мореходах, строителях.  Итальянцы  ценили те неограниченные возможности, которые им могла предоставить Россия. Аристотель Фиораванти, Растрелли, Кваренги, Росси, Ротари, Желярди…  Список  имен знаменитых  итальянцев, служивших России, можно продолжать бесконечно. Но меня заинтересовал  персонаж менее известный  -  граф Джулио Литта .

                литта (471x599, 39 Kb)

                Граф Юлий Помпеевич Литта Джулио Ренато

                Литта-Висконти-Арезе.  Портрет работа неизвестного

                художника.

 

        Однажды, бродя с друзьями по Эрмитажу, я наткнулась на его портрет работы неизвестного художника, датируемый 1800 годом. Веселый взгляд, гордо откинутая голова, на груди крест   Мальтийского ордена. Его же портрет кисти Кипренского я обнаружила и в Музее В. А. Тропинина и художников его времени в Москве.

Кто Вы, граф Джулио Литта? С чем  ехали в Россию, в чем состояла Ваша  миссия?

 

                Христиане всех стран, соединяйтесь!

    Потомок древнего аристократического рода Юлий Литта, будучи с 12-ти лет отданным на воспитание иезуитам, проявлял удивительные  способности к гуманитарным наукам: литературе, истории, философии. Но выбрал совсем другую стезю – стал профессиональным моряком. Есть основания предполагать, что стать писателем или ученым ему помешал… великий Леонардо.

    Это сейчас  его отец, итальянский дворянин Помпео Литта, находится на службе в австрийской армии, пусть и в качестве генерального комиссара. А раньше Литты и Висконти, родственники по материнской линии, были правителями Милана. Купались в роскоши, окружали себя произведениями искусства. Сам Леонардо да Винчи искал места при миланском дворе. Правда, это было при другом герцоге – Лодовико Сфорца. Леонардо был приглашен в Милан в1482 году, как скульптор и инженер. И инженерные дела были в то время едва ли не главными в его жизни. Идеи одна фантастичнее другой буквально взрывали его мозг: парашют, воздухоплан, танк, прожектор, катапульта, робот, легкие переносные мосты для армии, наконец, просто велосипед. Эти вещи даже не имели еще своих привычных названий. Их видел только он в своем воображении. Эпоха явно отставала от него. Время этих изобретений придет спустя почти 4 века – в конце 19  - начале 20-го. А сейчас нет подходящих материалов, не готова «техническая база». Единственное изобретение, получившее признание при жизни – колесцовый замок для пистолета. Но он не отчаивался. Была область, где все зависело только от него. В ней он и стал великим. Это живопись. Он рисовал, он шел вопреки старым традициям от частного к общему, от практики и собственного опыта к гениальным обобщениям.

  Молодой Литта рассматривал «Мадонну с младенцем». Он неплохо знал историю искусства и прекрасно понимал, каких вершин достиг, чего добился   Леонардо в своем творчестве: картина перестала быть раскрашенным рисунком, четко очерчивавшая предмет линия растворилась, рассеялась в воздушной среде его картин. Луч света чуть заметно играл на гладких волосах склоненной головы юной матери. Манил голубой пейзаж за окнами. Литта оторвал взгляд от картины. Нет, чтобы заниматься искусством, нужны не просто способности, нужен талант. Non e quovis lingo fit Mercirius. Abi taun viam.

    И эта дорога  вела молодого человека в Россию. Его звали туда любовь и долг. Он ехал в эту страну  уже  во второй раз. 

   Первый раз его приглашала Екатерина Вторая, как эксперта по военно-морскому делу.  В начале 1789 года Джулио приехал в Петербург, а через два месяца в возрасте 26 лет стал самым молодым генералом в истории Российской империи. И это высокое звание ему удалось оправдать: под командованием принца Нассау-Зигена он участвовал в победном Роченсальмском морском сражении против шведов.

                (699x479, 82Kb)

                М. Петров-Масляков. Роченсальмское сражение.

Но потом удача отвернулась от молодого моряка. Он вышел в отставку и вернулся в Италию.

   Теперь он возвращался в качестве полномочного посланника Мальтийского ордена, членом которого являлся. Нужно было постараться разрешить спор об острожском наследстве. Это -  программа минимум. Но была еще и программа максимум: покорить сердце любимой женщины – Екатерины Скавронской, несмотря на данный при вступлении в орден обет безбрачия, жениться на ней, а еще… объединить два народа в  единой вере. С первой частью программы все прошло как нельзя лучше – Екатерина, оставшись вдовой, в 1798 году ответила согласием, папа Пий 6-й  по ходатайству Павла 1-го снял с графа обет безбрачия, и они поженились.

                (426x525, 25Kb)

                Э. Виже-Лебрен. Портрет графини Екатерины Скавронской.

Свадьба была пышной. Г.Ф. Державин сочинил торжественную оду на этот брак:

                Так ты, жених, о милый ангел,

                Магнит очей, заря без туч!

                Как брак твой вновь позволил Павел

                И кинул на тебя свой луч.

                Подобно розе развернувшись,

                Любовь душою расцвела,

                Ты красота, что, улыбнувшись,

                Свой пояс Марсу отдала.

 Но, что самое удивительное, Литта едва не выполнил и вторую, самую фантастическую часть плана.

                (379x599, 44Kb)

                С.Щукин. Павел Первый.

   Воцарившийся на русском троне Павел не только разрешил все проблемы с острожским наследием, но пошел гораздо дальше. После захвата Мальты французами, объявил остров частью России  и  27 октября 1798 года  стал Магистром Мальтийского ордена. В Россию, в Гатчину были перенесены святыни Мальтийского ордена. Торжественно шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал граф Джулио Ренато Помпео Литта, везший на красной подушке золотой ковчег с частью десницы Иоанна Крестителя. Для личной охраны великого магистра создается новый полк – Кавалергардский, граф Литта становится его первым шефом.

                (479x600, 97Kb)

                Гвардейцы Кавалергардского полка.

Павел мечтает объединить в Мальтийском ордене все духовные и военные силы дворянской Европы, он видит себе объединителем  двух христианских церквей – католической и христианской. Джулио Литта – правая рука императора, его самый преданный помощник.

   Все оборвалось в одночасье. Сначала, вследствие интриг, его увольняют со службы. А в марте 1801 года от рук заговорщиков погибает Павел Первый. Слишком фантастичны были идеи. Слишком непоследователен реформатор.

    Граф Литта  не смог воплотить в жизнь свою мечту -  объединить в одной вере два народа, с которыми был теперь кровно связан.

   Но может это и не было его главным предназначением, его миссией в России? 

                «Мадонна с младенцем»

   Раздумывая о судьбе графа  в России, я вдруг вспомнила, что едва ли не самым ценным экспонатом Эрмитажа является «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи.  Старинные шедевры часто называли по имени владельца. «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта»… Неужели  это тот самый Литта? В общем и целом, да. Есть основания предполагать, что  именно он привез с собой в Россию жемчужину Италии – «Мадонну с младенцем» Леонардо да Винчи.

                (470x600, 82Kb)

                Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

    Итак, она в России, ей  ещё предстоят тяжелые испытания. Взбалмошная, непредсказуемая Юлия Самойлова, любимая внучка и наследница Литта передаст картину другим наследникам – племянникам графа.  «Мадонна» возвратится на родину. Но  где-то наверху её судьба уже навсегда свяжется с нашей северной холодной страной. Перевезенная в Италию картина «заболеет». То ли от перемены климата, то ли от перенесенных  тягот путешествия, то ли от тоски. Станут выцветать и отслаиваться краски. И в 1864 Антонио Литта, новый владелец картины, сделает русскому императорскому двору удивительное предложение. Предложение, от которого невозможно отказаться: купить картину за 100000 франков. 12 января сделка состоится. И «Мадонна» отправится в обратный путь. В Россию картина прибудет просто в плачевном состоянии. Приглашенные специалисты разведут руками: ничего сделать нельзя – доска, на которой написана картины практически сгнила. «Вылечит» шедевр эрмитажный столяр Александр Сидоров. Тщательнейшим образом переложит красочный слой на холст.  И только благодаря его золотым рукам «Мадонна Литта» выживет, навсегда оставшись в России.

    Перенесет эвакуацию во время Великой Отечественной войны.  Благодаря отваге и беспримерному мужеству директора Эрмитажа академика Орбелли,  счастливо избежит опасности быть проданной частным коллекционерам в послереволюционные годы, когда из Эрмитажа исчезли «Мадонна Альба» Рафаэля, «Венера перед зеркалом» Тициана и многие другие шедевры. И будет вечно объединять людей, к какой бы национальности они не принадлежали, какую бы религию не исповедовали, в благоговейном чувстве восторга перед красотой и высокой жертвенностью материнской любви.

    Конечно, иногда, как полагается знатной даме, она будет выезжать. Ненадолго.   В 2003 году посетит Италию.  Будет выставляться в Риме, Венеции и, конечно, в родном Милане, где  среди восторженных зрителей, очевидно, будут и потомки  Юлия Помпеевича Литта, которому Россия, в конечном счете, и  обязана этим  итальянским сокровищем. Ведь это он познакомил их – Россию и «Мадонну с младенцем», он связал их своей судьбой. Не в этом ли и заключалась его главная духовная миссия для нашей страны?

   Но граф Литта, конечно, ничего  обо всем этом не знает. Он не властен заглядывать в будущее.  Он живет в Петербурге, заседает в Государственном совете, совершает ежедневные прогулки по Невскому и Английской набережной, удивляя прохожих своей колоссальной фигурой и величественной осанкой, посещает театр, перекрывая своим звучным бархатистым басом не только другие голоса, но и часто звуки оркестра,  в огромных количествах поглощает обожаемое мороженное и воспитывает  маленькую внучку Юлию.

                Внучка.

   «Мадонна Литта» в России. И наша страна, в духовном долгу перед Италией, если можно так сказать.

   Ответить адекватным образом на подобный дар совершенно  невозможно. Вообще, удивлять итальянцев какими-то достижениями в области изобразительных искусств дело бесперспективное. И все-таки одному россиянину это удалось. Карлу Брюллову в 1833 году, когда он написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». Шедевр был создан в Италии. Итальянцы пришли в восторг. Они боготворили Carlo il Grande, устраивали бесконечные паломничества в его мастерскую, окружали любовью и обожанием. Любовь была взаимной: художник обожал Италию, страну, дарившую ему   вдохновенье, будившую его неуемную фантазию. И все-таки гениальное произведение искусства  вряд ли  бы состоялось, не встреть он здесь, в Италии свою музу  – «русскую римлянку» несравненную Юлию Павловну Самойлову.  Ту самую Юлию Павловну Самойлову, которая небрежно, царственным жестом отправила «Мадонну с младенцем» в далекое путешествие.

                Ей нет соперниц, нет подруг,

                Красавиц наших бледный круг

                В ее сиянии исчезает…

               

                С своей пылающей душой,

                С своими бурными страстями,

                О жены Севера, меж вами

                Она является порой

                И мимо всех условий света

                Стремится до утраты сил,

                Как беззаконная комета

                В кругу расчисленных светил.

     Так писал о ней Александр Сергеевич Пушкин. И лучше сказать невозможно. Вот она на  знаменитом холсте: прекрасная мать, в ужасе прижимающая к себе дочерей, рядом с художником с кувшином на голове – это тоже она, и в центре – упавшая, умирающая, но по-прежнему великолепная даже в самой смерти.

                (699x490, 85Kb)

                К. Брюллов. Последний день Помпеи.

   Юлия П.авловна Самойлова, урожденная Пален. Одаренная  необыкновенной «южной» красотой, знатная, по материнской линии её род восходил к самой Екатерине Первой, давая возможность на равных общаться с императорской фамилией, невообразимо богатая, редкостно для женщины своего времени образованная.  «Мимо всех условий света» она  носилась из Италии в Россию, сорила деньгами, дерзила императору Николаю Второму. «Уходящая с бала…»  Взбалмошная, прекрасная, непостижимая.  Ею восхищался Пушкин, в Италии на её вилле гостили  Н.В.Гоголь и Кипренский, для неё играли Лист, Доницетти, Россини.   

                (419x599, 72Kb)

                К. Брюллов Портрет графини Самойловой,

                удаляющейся с бала у персидского посланника

                (с приемной дочерью Амалией)

   Она  - внучка того самого    Джулио Литта, теперь русского сенатора Юлия Помпеевича Литта. Неродная, приемная, но любимая, обожаемая со всей пылкой страстью итальянской души, не остуженной суровыми русскими морозами. Наверное, это обожание, эта безграничная любовь,  окружавшие Юлию, и сформировали её удивительный характер, её нрав: своевольный и нежный, независимый и жертвенный, зажегший вдохновеньем душу великого Карла Брюллова.

                (430x600, 72Kb)

                К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и

                арапчонком.

   Получается, что и «Последним днем Помпеи», мы в какой-то степени обязаны графу Литта…

   Так причудливо сплетались судьбы русских и итальянцев, складываясь в великолепную сияющую мозаику нерасторжимой духовной связи двух стран – Италии и России.    

                (562x683, 48Kb)

                О. А. Кипренский. Портрет Ю.П. Литта               

Я снова пошла в музей Тропинина. Граф Литта смотрел на меня с полотна. Он немного постарел, но не изменился. Исчез молодой задор, но остались мужество и любовь к жизни, вера в себя и спокойная доброжелательность к окружающим.  Какие тени прятались  в глубине темного фона за его спиной? Пороховой дым морского сражения,  курносый лик грустного императора – романтика, веселый призрак маленькой девочки, замершей перед склонившей голову Мадонной? «Он любил Россию, это многое объясняет», - подумала я. Граф едва заметно пожал плечами. Мы расстались друзьями.

               

    Использованы фото Википедии.               

 
2) ИЗ ВИКИПЕДИИ

Литта, Джулио Ренато


Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе на Викискладе
Граф Джу;лио Рена;то Ли;тта-Виско;нти-Аре;зе, известный в России как Ю;лий Помпе;евич Ли;тта (итал. Giulio Renato de Litta Visconti Arese; 12 апреля 1763, Милан — 26 января (7 февраля) 1839, Санкт-Петербург)  — государственный деятель, обер-камергер, первый шеф кавалергардского полка. Брат кардинала Лоренцо Литта.


Джулио Ренато родился в 1763 году в Милане, в семье Литта, принадлежащий к миланской аристократии. Отец, итальянский дворянин Помпео Литта (1727—1797), служивший в австрийской армии в качестве генерального комиссара — отдал своего младшего сына в иезуитский св. Климента, где юноша сразу же продемонстрировал удивительные способности к гуманитарным наукам: литературе, истории, философии. В 17 лет он вступил в орден Леванта и Пелопоннеса. Воспитанник иезуитов оказался прирождённым моряком, и вскоре Литту сделали командором, доверив ему одну из четырёх галер Мальтийского ордена («La Magistrate»).

В 1787 году великий магистр Роган решил устроить для Литты своеобразное испытание, послав его в Италию инспектировать орденские владения, принадлежавшие великому приорству Ломбардскому. Кроме финансовой эта миссия имела и дипломатическую подплёку. Россия и орден сближались на почве совместной борьбы с турками, чему мешали тогдашние союзники Порты — французы. Магистр Роган не видел выгоды в ссоре с Францией, и все переговоры велись на нейтральной итальянской территории. Братья-рыцари предоставили русским имевшиеся лоции Средиземного моря и даже согласились обеспечить «кадрами». Когда Екатерина II обратилась к Рогану с просьбой прислать ей «сведущего в морском деле человека», Роган уверенно рекомендовал Литту как офицера, снискавшего себе «славу и всеобщее уважение».

Граф Литта, как сообщал в письме к Екатерине II её поверенный на Мальте капитан Псаро, «с жаром ухватился за этот случай отличиться». Кроме того, в Россию графа влекли, вероятно, и романтические чувства — в ту пору он был увлечён графиней Екатериной Васильевной Скавронской (урождённой Энгельгардт), вдовой российского посланника в Неаполитанском королевстве.


В начале января 1789 года Джулио прибыл в Санкт-Петербург, а через два месяца последовал указ о принятии «мальтийского кавалера и тамошнего флота капитан-командира Джулио Литты на русскую службу с чином капитана 1-го ранга, с пожалованием капитаном генерал-майорского ранга».

Так 26-летний мальтийский рыцарь стал самым молодым генералом в истории Российской империи. Столь высокий чин достался ему в значительной степени авансом. Отчасти это объяснялось стремлением Екатерины укрепить наметившийся союз с орденом, отчасти тем, что сам Литта смог привлечь внимание государыни и произвести нужное впечатление на петербургское общество. Во всяком случае, как писали мемуаристы, «его богатырский рост, мужественная осанка и привлекательная, многообещающая физиономия сразу склоняли всех в его пользу». В любом случае Литта горел желанием оправдать оказанное доверие. Балтийский флот готовился покинуть Кронштадт и, обогнув Западную Европу, войти в Средиземное море, чтобы «устроить туркам новую Чесму». Литта целыми днями учил матросов и офицеров, руководил ремонтом судов и снабжением, решал организационные вопросы. Но поход отменили, и Балтийскому флоту пришлось воевать с другим противником — шведами. Литта стал фактическим заместителем командующего галерным флотом принца Нассау-Зигена и вместе с ним прославился победой в Первое первой битве при Роченсальме (1789), за которую получил орден св. Георгия 3-й степени.

В Роченсальмском сражении русский галерный флот, одним отрядов которого командовал Литта, одержал блестящую победу. Перед русским командованием стояла задача нанести удар по шхерному флоту шведов, активно содействовавшему сухопутным войскам Финляндии. Русская гребная флотилия подошла к Роченсальмскому рейду накануне. Утром 13 августа отряд из 20 русских судов вступил с противником и неравный бой, в ходе которого было потоплено 33 и захвачено в плен 9 шведских судов. Шведам пришлось оставить Роченсальмский рейд; русская армия перешла в наступление и отбросила неприятеля за реку Кюмень. Однако за первым Роченсальмским сражением последовало второе, и здесь удача оказалась на стороне неприятеля (1790). Войну, которую Россия уже почти выиграла, пришлось закончить на условиях статус-кво, а полководческая репутация Литты и Нассау-Зигена оказалась подмоченной.

Деликатная Екатерина пыталась утешить того и другого, но, когда они подали в отставку, особо удерживать их не стала. В 1792 году Литта вернулся в Италию и некоторое время жил в Риме у своего брата Лоренцо, который к тому времени стал одним из приближённых Папы Римского.


В 1794 году Юлий Помпеевич (как его звали в России) во второй раз приехал в Санкт-Петербург, на сей раз в качестве полномочного министра (посланника) Мальтийского ордена. Стоявшая перед ним задача, заключалась в том, чтобы разрешить тянувшийся ещё с XVII века спор об острожском наследстве. Речь шла об одном из приорств, оставленном ордену польским князем Острожским, на доходы которого претендовали крупные польские феодалы. С тех пор как Речь Посполитая исчезла с карты Европы (1795), судьба «наследства» зависела от воли Екатерины, но она вовсе не торопилась с ответом. Большие изменения произошли с восшествием на престол её сына Павла I, который с детства был поклонником мальтийских рыцарей. Зная об этом, Литта решил воспользоваться ситуацией и устроил своеобразную театральную постановку. Ноябрьским утром 1796 года в ворота Гатчинского дворца въехали запыленные кареты, в ноябре месяце пыль выглядела совсем неуместно. Весь антураж, в сущности, должен был играть роль фона для заготовленной Литты речи, которую граф тут же начал декламировать перед императором: «Странствуя по Аравийской пустыне и увидя замок, мы узнали, кто тут живёт…»

Всё это произвело на Павла I большое впечатление. Император вернул ордену доходы с Острожского приорства, даже увеличив их в 2,5 раза (до 300 тысяч злотых), выпустил особую конвекцию об учреждении Российского великого приорства из десяти командорств, которые «исключительно могли быть даруемы русским поданным». И наконец в ноябре 1798 года, уже после захвата Мальты французами, Павел I стал Магистром Мальтийского ордена, а сам остров провозгласил «губерниею Российской империи».


Портрет графини Екатерины Скавронской 1790, Э.Виже-Лебрен

Любовная история Юлия Помпеевича имела счастливое завершение — ему удалось покорить сердце Екатерины Скавронской. По личной просьбе Павла I Папа Пий VI снял с графа обет безбрачия, который Литта давал при вступлении в орден, и он женился на той, которая, по словам современников, была «прекрасна собою» и имела «добрую душу и чувствительное сердце». Кроме того, Екатерина Скавронская владела огромнейшим состоянием. «Юлий Помпеевич оказался прекрасным хозяином и умело управлял обширными имениями жены» — утверждают современники. Он заботился о своих 500 крепостных, а в неурожайные годы безвозмездно снабжал крестьян зерном, строил им избы и заводил фабрики, чтобы дать беднякам возможность дополнительного заработка.

Законных наследников Литта не имел. Что же касается незаконнорожденных детей, у него были дочь и сын от некой француженки. Сын внешне напоминал отца и под псевдонимом Аттил (Литта, если читать направо) сделал театральную карьеру. Кроме того у Литты был роман с падчерицей, дочерью Е. В. Скавронской, графиней фон Пален, и окружающие утверждали, что сходство её дочери Юлии и Юлия Помпеевича несомненно.


Чтобы продемонстрировать свою преданность Павлу I, Литта принял русское подданство и был тут же осыпан наградами. Государь пожаловал ему одно из десяти командорств (приносившее 10 тысяч рублей дохода) и присвоил ему графский титул. Теперь Юлия Помпеевич стал дважды графом — российским и итальянским. И дважды командором, поскольку одно командорство у него уже имелось на далёкой Сицилии. Кроме того, Павел I создал новый гвардейский полк (Кавалергардский), которому отводилось роль личной охраны великого магистра, и первым шефом этого полка стал тоже Юлий Литта.

Активное влияние Литты на российского императора натолкнуло Павла I на замысел объединить все военные и духовные силы Европы для «крестового похода» против революционной Франции. Впрочем, мечты Павла I простирались ещё дальше: он уже видел себя объединителем двух церквей — католической и православной — и даже подумывал о том, чтобы занять место Папы Римского. Император понимал, что в реализации этого великого плана ему могут помочь братья Литты — Юлий и его старший брат Лоренцо (представитель Папы Римского в Санкт-Петербурге, поэтому в конце 1798 — начале 1799 года они становятся чуть ли не самыми приближенными к Павлу I лицами.


Гвардейцы магистра Ордена Иоанна Иерусалимского Во главе созданного Павлом Кавалеградского полка стоял Ю. П. Литта
Замысел императора был слишком необычным, а дальнейших ход событий в Европе сделал его попросту невыполнимым: англичане отбили Мальту у французов, но не проявили никакого желания уступать остров России. Так идея «крестового похода» оказалась похороненной. Одновременно в Петербурге активизировалась такие русские сановники, как Ростопчин, которых тревожило слишком большое влияние братьев Литта на государя. Из-за интриг Ростопчина в марте 1799 года старшего брата удалили от двора, а младшего уволили со службы и выслали в принадлежащую ему деревню. И несмотря на то, что, сменив гнев на милость, император в сентября вызвал Литту обратно в Петербург, ситуация при дворе и в мире изменилась настолько, что он не стал пытаться дважды войти в одну и ту же реку.

Дальнейшие события подтвердили, что граф верно оценил ситуацию. Павел I погиб от рук заговорщиков, а сменивший его император Александр I хотя и принял титул протектора (покровителя) иоаннитов, делами рыцарей совершенно не интересовался. В 1817 году деятельность ордена на территории России была свёрнута. Фактически это означало крушение всех замыслов Юлия Помпеевича, но он, кажется, уже считал подобный оборот событий неизбежным. Однако карьера его на этом не завершилась — он был пожалован в 1810 году в обер-шенки и в том же году обер-гофмейстером и главноначальствующим над гоф-интендантской конторой, с 1811 года заседал в Государственном совете, причем любил подавать записки, где выражал своё особое мнением по разным вопросам, и прослыл большим оригиналом.

Литта находился в Петербурге при вступлении на престол Николая I и участвовал в Чрезвычайном Собрании Государственного Совета 27 ноября, где Николай Павлович настоял на принесении присяги Константину Павловичу. Когда, по прочтении всех бумаг, великий князь повторил пред членами отказ от престола и снова потребовал присяги своему брату, тогда председательствовавший в департаменте экономии граф Литта сказал ему: «Следуя воле покойного императора, мы, не присягнувшие Константину Павловичу, признаем нашим государем Вас, поэтому Вы одни можете нами повелевать, и если решимость Ваша непреложна, мы должны ей повиноваться: ведите же нас сами к присяге». При Николае I Литта получил орден Св. Андрея Первозванного и в 1826 году был назначен обер-камергером.

Был председателем Попечительского совета заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге (1834—1839)[1].

Скончался Юлий Помпеевич 26 января 1839 года в Санкт-Петербурге, в своём доме на Миллионной улице, 7, где прожил около 40 лет. На церемонии отпевания присутствовал сам император Николай I. Похоронили графа в Царском Селе, в местной католической церкви.

Согласно завещанию Литты, всё его состояние было разделено между графиней Юлией Самойловой, двумя незаконными детьми и различными благотворительными учреждениями. Литта не любил роскоши и никогда не пускал «денег на ветер», поэтому об истинном размере состояния остаётся лишь догадываться. Предположения на этот счёт выдвигаются самые разнообразные.
P/S
Обессмертил главную наследницу баснословных богатств в своих картинах Карл Брюлов.
Но, ведя расточительно- бурную жизнь, "графиня к старости узнала самую чёрную нужду, расставшись даже с собственными портретами любимого человека и художника. Умерла в 72 года в Париже"("Итальянская Пушкиниана" И.Бочаров и Ю.Глушакова.,
стр.72-73)


Рецензии