Благотворительность в католическом монашестве

Игорь Баранов

Благотворительность в традиции католического монашества

В современном мире понятие благотворительности трактуется очень широко, ее мотивация бывает самого разного рода: она может осуществляться и в целях получения налоговых льгот, в иных случаях используется в качестве рекламы. Символическим примером разного типа благотворительности может служить деятельность двух знаменитых женщин, умерших в 1997 г. с промежутком в пять дней: принцессы Дианы и Матери Терезы Калькуттской. Если у принцессы Дианы каритативная деятельность – это составная часть роли первой леди (хотя, конечно, это нисколько не исключает искренних христианских мотивов и личных заслуг), то в случае Матери Терезы – это полное самопожертвование, неотъемлемая часть жизненного призвания.
У христианской благотворительности – лишь одно основание, а именно, евангельская заповедь любви к Богу и ближнему. Иисус говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40). А в Первом послании апостола Иоанна сказано: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Ин 4, 12). И в этом смысле христианское милосердие, благотворительность как проявление любви следует воспринимать как способ существования, вид духовной пищи, путь ко спасению, к которому призван каждый христианин. В католических монашеских институтах – и в целом в институтах посвященной Богу жизни – это призвание к деятельной любви, к благотворительности приобретает радикальных, самоотверженный  характер. Главная направленность такой благотворительности – не только в том, чтобы обеспечить нуждающимся материальную помощь, но и в оказании духовной поддержки, в свидетельстве о Божьей любви к каждому человеку.
В определенном смысле все деятельные (то есть не созерцательные) мужские и женские монашеские ордена и конгрегации (а в общей сложности их не менее 500) в той или иной мере имеют и каритативную направленность. Но во многих монашеских институтах она играет приоритетную роль, которая подчеркнута в их уставах и конституциях: помощь больным, бедным, обездоленным. В ряде случаев такая специфика деятельности отражена в самих названиях монашеских институтов: Служители Божия Милосердия, Госпиталиты Святого Духа, Госпитальные францисканки, Францисканки – сестры страдающих, Миссионеры – служители бедных, Сестры социальной опеки под покровительством св. Антония (с красноречивым латинским сокращением SOS), Служительницы бедных, Конгрегация малой миссии для глухонемых, Священники Милосердия Божия.
Но лишь небольшая часть монашеских институтов, созданных с целью ведения благотворительной деятельности, носит такие «говорящие названия». В качестве примера можно привести Конгрегацию миссионерок Божественной любви, основанную Матерью Терезой Калькуттской. Однако в латинском названии этой конгрегации фигурирует слово “Caritas”, означающее ту самую сверхъестественную добродетель любви, ту милосердную любовь, к которой нас призывает Иисус. Поэтому неудивительно, что и централизованная благотворительная организация Католической Церкви носит название “Caritas”.
Одна из особенностей монашеской благотворительности, в том числе в современных условиях, заключается в том, что она может охватывать самые труднодоступные и нецивилизованные регионы. И неслучайно, что каритативная направленность характерна для многих миссионерских монашеских институтов, которые действуют и в тех странах, где не существует постоянных иерархических структур Католической Церкви.
Деятельность Конгрегации миссионерок Божественной любви, основанной в 1946 г., заслуживает отдельного разговора. Монахини этой конгрегации несут служение больным СПИДом и прокаженным, детям-сиротам и одиноким старикам; они в числе первых спасателей оказываются там, где произошли стихийные бедствия (так было, к примеру после страшного Спитакского землетрясения в Армении в 1988 г.). С конца 1988 г. монахини стали работать и в России, открыв дом для детей с ограниченными возможностями (в том числе с синдромом Дауна) и приют для бездомных. Поскольку монахини всегда должны быть готовы к тяжелой физической работе (например, в условиях эфиопской пустыни во время помощи голодающим), в правилах их жизни – отказ от использования некоторых видов современной бытовой техники. До настоящего времени конгрегация переживает бурный численный и ныне насчитывает около 5000 членов; при этом монахини несут служение в более чем 120 странах мира. Интересно, что Мать Тереза основала также мужскую ветвь своей конгрегации и две созерцательные конгрегаций, что красноречиво подтверждает внутреннее единство созерцательного и деятельного направлений монашества.
Помимо миссионерок Божественной любви, ныне действуют еще 8 различных конгрегаций Божественной любви понтификального права (то есть утвержденных Святым Престолом).
Одним из наиболее известных католических орденов, прославившихся своей каритативной деятельностью во всем мире, является Мальтийский орден (Орден иоаннитов), до сих пор повсеместно оказывающий помощь больным, жертвам военных действий и стихийных бедствий. Под его руководством действуют больницы, дома престарелых и инвалидов, лепрозории в Африке и Южной Америке, центры лечения диабета, Международный банк крови. В 1994 г. была создана Чрезвычайная служба помощи Мальтийского ордена. С 1993 г. орден оказывал большую помощь России, сотни тонн гуманитарных грузов (медикаменты, медицинское оборудование, детское питание, продукты, одежда и т.д.) были доставлены нуждающимся жителям российских городов.
Специфика самого Мальтийского ордена заключается в том, что он обладает международным суверенитетом (имея дипломатические отношения с 93 государствами), а большую часть его членов составляют миряне.
Еще один пример монашеской благотворительности связан с харизмой камиллианцев – Ордена регулярных клириков – служителей больных. Основанный в 1584 г. в Риме Камиллом де Леллисом, этот орден ввел, помимо трех обычных монашеских обетов, также обет «служения больным, даже с инфекционными заболеваниями». В дальнейшем камиллианцы ухаживали прежде всего за жертвами эпидемий и за теми, кто получил ранения на полях сражений. При этом монахи нередко сами погибали от заразных болезней. Камиллианцы, на черном облачении которых был изображен красный крест, оказывали экстренную медицинскую помощь и во время сражений, в том числе в битве при Сольферино в 1859 г., после которой у протестанта Анри Дюнана и зародилась идея создания об-ва «Красного Креста». В 1987 г. камиллианцы основали в Риме уникальное научно-образовательное учреждение: Международный институт пастырского богословия и охраны здоровья «Камиллианум», а в 1992 г. священник-камиллианец Богуслав Палечны создал Камиллианскую службу социальной помощи (KMPS) с целью оказания необходимой поддержки бездомным и неимущим. Существуют также женские конгрегации камиллианок (на белом облачении монахинь изображен красный крест), занимающихся прежде всего уходом за больными.
Широко известен своей благотворительностью Орден госпиталитов св. Иоанна Божьего, больше известный под названием «бонифратры», который был создан в 1537 г. в Гранаде для опеки больных. Этот вид служения в ордене также был закреплен в форме отдельного обета. На протяжении всей своей истории бонифратры отличались высоким уровнем профессиональной медицинской подготовки. Эта традиция сохраняется и в наши дни, а больницы, находящиеся в ведении бонифратров, оснащены новейшим медицинским оборудованием. Хорошо известна также специализация бонифратров в области траволечения.
У некоторых каритативных орденов при сохранении изначальной харизмы с течением времени происходила адаптация форм деятельности, в соответствии с новыми историческими условиями. В качестве примера можно привести Орден мерседариев, основанный в  XIII в. в Испании для выкупа христиан из мусульманского плена. За свою историю мерседарии спасли около 70 тысяч человек, пребывавших в неволе. Впоследствии, когда этот вид деятельности утратил свою актуальность, мерседарии стали работать в госпиталях и тюрьмах. А женская ветвь ордена ныне осуществляет разнообразную каритативную деятельность, в том числе в лепрозориях.
Еще один пример – Орден целлитов (или алексиан), сонованный в XIV в. в Германии для помощи бедным и для христианского погребения умерших, прежде всего от чумы и других эпидемий. Сейчас в задачи ордена входит работа в больницах и приютах, а также уход за кладбищами.
Во многих монашеских институтах каритативная деятельность не отмечена отдельно в числе приоритетов, однако призвание к служению Богу и ближним естественным образом ее подразумевает. Это получило яркое подтверждение в традиции Ордена францисканцев. Помимо разнообразных форм благотворительности, в которых проявлялась деятельность францисканцев на протяжении истории – бесплатное питание для бездомных, помощь сиротам, инвалидам и др. – во францисканских храмах зародилась традиция собирать пожертвования для нуждающихся, получившая название «Хлеб св. Антония». А в 1976 г. была создана организация «Каритас св. Антония», которая осуществляет каритативные проекты во многих странах, прежде всего на территории Латинской Америки, Азии и Африки. Большую заботу проявляет эта организация о семьях вынужденных переселенцев. Разнообразную благотворительную деятельность осуществляют многочисленные женские францисканские конгрегации: францисканки – миссионерки Девы Марии (численностью более 6500 монахинь); елизаветинки; францисканки – госпиталитки Непорочного Зачатия (созданная в XIX в. конгрегация, специально созданная «для работы в больницах и милосердной помощи наиболее нуждающимся»); францисканки Семейства Девы Марии (основанная в 1857 г. в Санкт-Петербурге священником З. Фелиньским для опеки сирот, детей из бедных семей, больных и стариков, ныне насчитывает более тысячи монахинь); францисканки – служительницы Креста, опекающие слепых и слабовидящих в польском местечке Ляски (около Варшавы).
В деятельности Общества Иисуса (Ордена иезуитов) благотворительная деятельность не указана в числе приоритетов, но, с другой стороны, этот орден всегда активнейшим образом включался в решение наиболее актуальных задач, встававших перед Католической Церковью на том или ином историческом этапе. Поэтому, когда Святой Престол в 1922-1924 гг. осуществлял миссию помощи голодающим в России, эта гуманитарная акция проходила при активном участии священников-иезуитов.
История католической благотворительности знает героические примеры отдельных монахов, которые, не будучи членами каритативных монашеских институтов, посвятили свою жизнь служению обездоленным. Одним из таких подвижников был св. Дамиан де Вестер, в течение многих лет самоотверженно служивших прокаженным на острове Молокаи.
Каритативная деятельность, осуществляемая католическими монашескими институтами, в настоящее время во многом зависит от насущных потребностей того или иного региона. Свои особенности имеет благотворительность в странах с древней христианской традицией, иные – в условиях миссионерской деятельности. В соответствии с постановлениями II Ватиканского собора, католическая благотворительность ни в коем случае не может осуществляться с целью прозелитизма. Она оказывается всем нуждающимся, независимо от их религиозной и национальной принадлежности.
В сфере католической благотворительности на современном этапе следует подчеркнуть также важнейшую роль женских монашеских институтов и возрастание роли мирян, участвующих в каритативной деятельности монашествующих.


Рецензии
Спасибо, Игорь, очень интересное исследование. Тоже думаю поучаствовать волонтером в благотворительной организации.

Николай Мишин   26.01.2019 23:54     Заявить о нарушении
Это доклад для конференции. Я сделал его на основе материалов "Католической энциклопедии" (в 5 томах), в которой был и членом редколлегии, и одним из авторов (около 100 статей). Большую радость для меня доставляло в ходе продолжительной работы над энциклопедией (более 12 лет) сотрудничество с Валентином Никитиным, который написал очень яркие статьи, в том числе о Фёдорове.

Игорь Баранов 2   22.02.2019 12:33   Заявить о нарушении
Интересно, что в конце прошлого года, посвященного в нашей стране добровольчеству (волонтёрству), повсюду (начиная с к/т "Октябрь") показывали документальный фильм "Я волонтер", сделанный моим племянником Никитой Тихоновым-Рау и его женой-режиссером Ольгой Арлаускас. В Интернете его можно посмотреть.

Игорь Баранов 2   22.02.2019 12:57   Заявить о нарушении