Cудьбы морские
КАЖДЫЙ ИЗ НИХ, ВЫБИРАЯ СВОЮ ДОРОГУ В ЖИЗНИ, КОНЕЧНО, НЕ МОГ ПРЕДСТАВИТЬ, КАКОЙ ДЛИННОЙ И НЕИЗВЕДАННОЙ ОНА СТАНЕТ, СКОЛЬКО НЕОЖИДАННЫХ ПОВОРОТОВ ВСТРЕТИТСЯ НЕ НЕЙ. ЭТИ ПАРНИ, ИМЕВШИЕ СВОЮ МАЛЕНЬКУЮ РОДИНУ, ПОКИДАЛИ ЕЁ В НАДЕЖДЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ДАВНЮЮ МЕЧТУ ДЕТСТВА - СТАТЬ МОРЯКАМИ И УВИДЕТЬ МОРЕ.
К О М А Н Д И Р Ф Л А Г М А Н А.
Уроженец небольшого литовского местечка Кеменай в Паневежском районе – Антанас Кашкелис выбрал учёбу в школе торгового флота России, позднее поступив на военную службу. В 1904 году, закончив кронштадские курсы морских прапорщиков, был направлен на товарно – пассажирский пароход «Хабаровск». Судно, ранее ходившее на каботажных линиях Приморья, перебазировалось на Балтику. Однако, служба на этом пароходе, бывшая недолгой, прервалась зачислением моряка в 10 – й флотский экипаж. Его приписали на транспорт «Ливония», который вместе с боевыми и вспомогательными судами, вошёл в состав 2 – й Тихоокеанской эскадры Н. Небогатова, направлявшейся в зону боевых действий с Японией. Печальная участь эскадры прошла перед глазами Антанаса Кашкелиса, чудом уцелевшего на пленённом транспорте. После возвращения в Россию он попадает в Сибирский флотский экипаж, откуда отправляется в запас. Немало повидавший на своём веку, Антанас стремится повысить свою квалификацию. После окончания Александровской морской школы дальнего плавания во Владивостоке он получает аттестат капитана. С началом первой мировой войны снова призван на флот. Исполняет обязанности вахтенного офицера на пароходе «Царь», делавшем переходы на линии Либава – Копенгаген – Нью – Йорк. В период с 1914 по 1915 годы назначается старшим офицером транспорта «Онь». Места его службы постоянно меняются, с запада на север, в Архангельск – на тральщики. После командования тральщиком «Скум» получает назначение командиром целой группы судов. Службу в российском флоте Антанас Кашкелис заканчивает в 1918 году мичманом. Он отмечен рядом наград: орденом св. Станислава 3 – й степени, св. Анны 3 – й степени с мечами и орденской лентой, юбилейной медалью в честь 200 – летия Гангутской битвы.
Имея за плечами большой опыт морской службы, Антанас после революции 1917 года возвращается домой, в Литву. В 1919 году вступает добровольцем в литовскую армию. Ему присваивают звание капитана артиллерии. Занимает ряд переходных должностей в армейских подразделениях, получает майора. Командование знает о богатом прошлом моряка Кашкелиса, литовскому военному флоту очень нужны такие люди. Кораблю пограничной охраны «Президент Сметона» необходим грамотный командир. 1 декабря 1927 года им становится Антанас Кашкелис. Его служба на корабле очень точно отмечена в лаконичных выводах аттестации: « Старый опытный моряк, хорошо знающий своё дело, смел, несколько медлителен, полностью достоин занимаемой должности, морально устойчив. Политически пассивен, морально устойчив. Среди моряков пользуется почётом и уважением, как высококлассный специалист.» Будучи командиром корабля, Антанас Кашкелис делает всё для оснащения его новым подготовленным экипажем, добивается перевооружения и ремонта судна. Осенью 1934 года «Президент Сметона» отправляется в Лиепаю на ремонт. Благодаря усилиям своего командира корабль становится флагманским кораблём вмф Литвы. Однако, служба в литовском флоте тоже подошла к концу, и 1 декабря 1939 года морской капитан Антанас Кашкелис увольняется в запас с правом ношения формы. За заслуги перед Литвой его награды пополнились новыми орденами и медалями.
В 1940 году он и его семья были репрессированы, но судьба и в этот раз осталась к нему благосклонна. А. Кашкелису удалось эмигрировать в Германию, где 12 апреля 1944 года он умер в местечке Шхийвельбейн. Прожив долгую и насыщенную событиями жизнь, Антанас Кашкелис смог осуществить свою мечту, став опытным морским капитаном.
Его корабль – «Президент Сметона», сменивший ряд названий - «Президент», «Пирмунас» («Передовик»), «Коралл» при переходе из Хельсинки в Таллинн 11 января 1945 года затонул, наскочив на мины, на расстоянии около 20 миль от берегов Эстонии. Лежит на глубине 75 м. Погибли 28 человек и 27 были ранены.
Свидетельство о публикации №216021301014