Cудьбы морские

                С У Д Ь Б Ы      М О Р С К И Е.   

КАЖДЫЙ  ИЗ  НИХ, ВЫБИРАЯ  СВОЮ  ДОРОГУ  В  ЖИЗНИ, КОНЕЧНО, НЕ  МОГ  ПРЕДСТАВИТЬ, КАКОЙ  ДЛИННОЙ  И  НЕИЗВЕДАННОЙ  ОНА  СТАНЕТ, СКОЛЬКО  НЕОЖИДАННЫХ  ПОВОРОТОВ  ВСТРЕТИТСЯ  НЕ  НЕЙ. ЭТИ  ПАРНИ, ИМЕВШИЕ  СВОЮ  МАЛЕНЬКУЮ  РОДИНУ, ПОКИДАЛИ  ЕЁ  В  НАДЕЖДЕ  ОСУЩЕСТВИТЬ  ДАВНЮЮ  МЕЧТУ  ДЕТСТВА  -  СТАТЬ  МОРЯКАМИ  И  УВИДЕТЬ  МОРЕ.               
                К О М А Н Д И Р      Ф Л А Г М А Н А.    

Уроженец  небольшого  литовского  местечка  Кеменай  в  Паневежском  районе – Антанас  Кашкелис  выбрал  учёбу  в  школе  торгового  флота  России, позднее  поступив  на  военную  службу. В  1904  году, закончив  кронштадские  курсы  морских  прапорщиков, был  направлен  на  товарно – пассажирский  пароход  «Хабаровск». Судно, ранее  ходившее  на  каботажных  линиях  Приморья, перебазировалось  на  Балтику. Однако, служба  на  этом  пароходе, бывшая  недолгой, прервалась  зачислением  моряка  в  10 – й  флотский  экипаж. Его  приписали  на  транспорт  «Ливония», который  вместе  с  боевыми  и  вспомогательными  судами, вошёл  в  состав  2 – й  Тихоокеанской  эскадры  Н. Небогатова, направлявшейся  в  зону  боевых  действий  с  Японией. Печальная  участь  эскадры  прошла  перед  глазами  Антанаса  Кашкелиса, чудом  уцелевшего  на  пленённом  транспорте. После  возвращения  в  Россию  он  попадает  в  Сибирский  флотский  экипаж, откуда  отправляется  в  запас. Немало  повидавший  на  своём  веку, Антанас  стремится  повысить  свою  квалификацию. После  окончания  Александровской  морской  школы  дальнего  плавания  во  Владивостоке  он  получает  аттестат  капитана. С  началом  первой  мировой  войны  снова  призван  на  флот. Исполняет  обязанности  вахтенного  офицера  на  пароходе  «Царь», делавшем  переходы  на  линии  Либава – Копенгаген – Нью – Йорк. В  период  с  1914  по  1915  годы  назначается  старшим  офицером  транспорта  «Онь». Места  его  службы  постоянно  меняются, с  запада  на  север, в  Архангельск – на тральщики. После  командования  тральщиком  «Скум»  получает  назначение  командиром  целой  группы  судов. Службу  в  российском  флоте  Антанас  Кашкелис  заканчивает  в  1918  году  мичманом. Он  отмечен  рядом  наград: орденом  св. Станислава  3 – й  степени, св. Анны  3 – й  степени  с  мечами  и  орденской  лентой, юбилейной  медалью  в  честь  200 – летия  Гангутской  битвы. 
Имея  за  плечами  большой  опыт  морской  службы, Антанас  после  революции  1917  года  возвращается  домой, в  Литву. В 1919  году  вступает  добровольцем  в  литовскую  армию. Ему  присваивают  звание  капитана  артиллерии. Занимает  ряд  переходных  должностей  в  армейских  подразделениях, получает  майора. Командование  знает  о  богатом  прошлом  моряка  Кашкелиса, литовскому  военному  флоту  очень  нужны  такие  люди. Кораблю  пограничной  охраны  «Президент  Сметона»  необходим  грамотный  командир. 1  декабря  1927  года  им  становится  Антанас  Кашкелис. Его  служба  на  корабле  очень  точно  отмечена  в  лаконичных  выводах  аттестации: « Старый  опытный  моряк, хорошо  знающий  своё  дело, смел, несколько  медлителен, полностью  достоин  занимаемой  должности, морально  устойчив. Политически  пассивен, морально  устойчив. Среди  моряков  пользуется  почётом  и  уважением, как  высококлассный  специалист.» Будучи  командиром  корабля, Антанас  Кашкелис  делает  всё  для  оснащения  его  новым  подготовленным  экипажем, добивается  перевооружения  и  ремонта  судна. Осенью  1934  года  «Президент  Сметона»  отправляется  в  Лиепаю  на ремонт. Благодаря  усилиям  своего  командира  корабль  становится  флагманским  кораблём  вмф  Литвы. Однако, служба  в  литовском  флоте  тоже  подошла  к  концу, и  1  декабря  1939  года  морской  капитан  Антанас  Кашкелис  увольняется  в  запас  с  правом  ношения  формы. За  заслуги  перед  Литвой  его  награды  пополнились  новыми  орденами  и  медалями.
В  1940  году  он  и  его  семья  были  репрессированы, но  судьба  и  в  этот  раз  осталась  к  нему  благосклонна. А. Кашкелису  удалось  эмигрировать  в  Германию, где  12  апреля  1944 года  он  умер  в  местечке  Шхийвельбейн. Прожив  долгую  и  насыщенную  событиями  жизнь, Антанас  Кашкелис  смог  осуществить  свою  мечту, став  опытным  морским  капитаном.
Его  корабль – «Президент  Сметона», сменивший  ряд  названий  - «Президент», «Пирмунас» («Передовик»), «Коралл»  при  переходе  из  Хельсинки  в  Таллинн  11  января  1945  года  затонул, наскочив  на  мины, на  расстоянии  около  20  миль  от  берегов  Эстонии. Лежит  на  глубине  75  м. Погибли  28  человек и  27  были  ранены.         


Рецензии