Судьбы морские 2

                С У Д Ь Б Ы      М О Р С К И Е      2


       Л Е Д О В Ы Й      П Е Р Е Х О Д      А.  Д А Р Г И Н А В И Ч Ю С А.    

Земляк  Антанаса  Кашкелиса – Адольфас  Даргинавичюс  родом  из  небольшого  села  Тельшяйского  района  попал  на  службу  во  флот  на  Балтику. В  1910  году  закончил  техническое  отделение  Петербургской  морской  школы  и  служил  механиком  на кораблях. Учился  на  мичманских  курсах  и  в  апреле  1917  года  произведён  в  мичмана. Набирался  опыта, изучая  силовые  установки  различных  судов, был  назначен  старшим  механиком  на  ледокол  «Трувор», стоявший  в  Гельсингфорсе  (Хельсинки).
Работу  механиков, обслуживающих  паровые  машины  тогдашних  пароходов, а  особенно  ледоколов, нельзя  назвать  лёгкой: постоянное  пребывание  на  нижней  палубе  ввиду  поломок, грохот  работающих  механизмов, угольный  чад  топок  котлов.   
К  весне  1918  года  кайзеровские  войска  продвигались  по  всему  фронту, создавая  угрозу  захвата  балтийской  эскадры, стоявшей  в  замёрзших  портах  Ревеля  и  Гельсингфорса. Перед  ледоколом  «Трувор», на  котором  служил  А. Даргинавичюс, встала  задача  вывести  базировавшиеся  корабли  из  ледового  плена. Две  недели, пробивая  путь  во  льдах, ледокол  «Трувор»  вёл  в  Кронштадт  караван  кораблей  эскадры, спасая  от  пленения. Вместе  с  другим  ледоколом  «Ермак»  были  успешно  перебазированы  236  кораблей, включая  6  линкоров, 5  крейсеров, 59  эсминцев и 12  подводных  лодок.
А. Даргинавичюс  после  службы  в  России  вернулся  в  Литву  в  1921  году. Служил  в  литовской  армии  на  разных  технических  должностях. Командование, учитывая  его  большой  опыт  обслуживания  судовых  установок  и  просьбу  командира  корабля  «Президент  Сметона», переводит  его  инженер – механиком  на  это  судно. В 1937  году  А. Даргинавичюс  получает  звание  капитан – лейтенанта. Служит  на  флагманском  корабле «Президент  Сметона»  до  1940  года и  по  своей  просьбе  увольняется  в  запас. Во  время  второй  мировой  войны  находился  в  немецком  концлагере  Штутгофф  (около  Гданьска). А. Даргинавичюс  умер  у  себя  на  родине  в  1974  году. Он  знал  о  печальной  судьбе  своих  кораблей, как «Президента  Сметона», так  и  ледокола  «Трувор», последний  тоже  подорвался  на  мине  25  августа  1941  года  в  Финском  заливе, у  мыса  Юлинда – Нина, по  пути  из  Таллинна  в  Кронштадт. Спаслись  22  человека, остальные – погибли.

Эти  моряки, хорошо  знавшие  друг  друга, большую  часть  своей  жизни  отдали  служению  флоту  России  и  Литвы.   

Примечания:

Корабль  «Президент  Сметона»  построен  в 1917  году  на  верфи  G. Seebeck  в  Гестемюнде   как  тральщик  «М – 59». Приобретён  18  июля  1927  года. Водоизмещение – 525  т, две  паровые  машины  «Шульц»  с  двумя  топками  каждая, общая  мощность  - 2000  л.с.., скорость  до  17  узлов, запас  угля – 120  т, осадка – 2,2   м, 2  мачты, экипаж – 70  человек. Вооружение  в  1935  году – два  20  мм  «Эрликона», 2  тяжёлых  пулемёта  «Максим», два  лёгких  пулемёта  - «Брно», 38  карабинов  V.Z – 24  и 5  револьверов  «Маузер». 

Паровой  ледокол  «Трувор»  построен  в  Дании  в 1896  году  на  верфи  «Burmeister & Vein», получив  название  «Слейпнер». Куплен  Морским  ведомством  России  и  включён  в  состав  Балтийского  флота  в  феврале  1914  года. Скорость – 10/13  узлов, водоизмещение – 1150  т, экипаж – 48  человек.


Февраль 2016 г.                Вячеслав  Прытков.            


Рецензии