Поэт Руси печальных дум
Прошло ровно 90 лет со дня гибели поэта Сергея Есенина. О нем нельзя сказать, что он умер, по многим причинам. Главная из них состоит в том, что жива его позия.
Что такое поэзия? Поэзия - это молодость, зрелость и мудрость народная. Именно поэтому мы должны и обязаны беречь ее истоки и приумножать ее ресурсы, содействуя полноводному течению в нашей жизни, нашем сознании. Поэт отражает сознание народа в каждую историческую эпоху. Я говорю о поэте-классике, который может не только отражать, но и воздействовать, вопреки всем препонам, на это сознание.
Россия даже в самые тяжелые времена была богата поэтами, имена которых хранит и передает из поколения в поколение. Одним из таких и является Сергей Есенин. Творчество его проходило в годы, потрясшие весь мир. Годы революции и гражданской войны в России.
Нельзя не согласиться с утверждением Владимира Маяковского о том, что "большое видится на расстоянии". Эта поэтическая "глыба", как вулкан, была видна в Европе и Америке уже при жизни - его любили и ненавидели.
Есенин был другим.
Литературовед и критик Дмитрий Святополк-Мирский, находясь в зарубежье, писал в журнале "Воля России" (1926 г. №5): "Есенин сейчас самый любимый из новых русских поэтов... Не любить Есенина для русского читателя теперь - признак или слепоты или, если он зряч, какой-то несомненной дефективности".
Это его главная, однозначная оценка влияния творчества Сергея Есенина даже в зарубежье. Оно было настолько сильным, что, как известно, В.Маяковский был вынужден однажды выступить со своим стихотворением, отвергающим строки С. Есенина:
В этой жизни умереть не ново,
Но и жить конечно не новей...
Этот же критик не идеализировал С. Есенина: "Есенин не великий поэт: не Блок, не Анненский, не Пастернак". И далее отмечает: "У него много плохих стихов, и почти нет совершенных. Но... во всех его стихах есть особое очарование, какая-то особая трогательность, которая так влечет к нему и заставляет так человечески любить". Критик из дальнего, как принято сейчас говорить зарубежья, сумел разглядеть талант соотечественника и воздать ему должное.
В отличие от мэтров, литчиновников и многочисленных псевдопоэтов, окопавшихся на литературном фронте в стране, возрождающейся из пепла гражданской войны. Это был именно фронт, где велась не только идеологическая борьба, но и за место под солнцем. Борьба не на жизнь, а на смерть. Она детально представлена в биографическом романе о В.Маяковском в серии "ЖЗЛ". В.Маяковского критик так же включил в число ярких талантов, не признающим, однако, поэзию Есенина.
Вслед за критиком попробуем и мы разобраться, в чем именно состоит привлеательность поэзии Есенина, по крайней мере , лучших ее образцов. К числу их, прежде всего, относят "На родине", "Русь советская" и некоторые другие стихотворения, как правило, раннего периода его творчества. Сюда же критик относит "Трехрядицу", "Песни забулдыги", "Кобыльи корабли", пленитеьный по его словам, "Сорокоуст".
В числе их я прежде всего поражен трагедией "Жеребенка" написанного с такою нежностью, которую можно сравнить лишь с любовью матери к своему новорожденному и долгожданному дитя. Не каждому так дано совместить "дуралея"- жеребенка и стальных коней, паровоз, который теперь покупают за тысячу тонн кожи и мяса коней. Печенега и русских пленниц-красавиц, которых он готов обменять на арабского скакуна... Все слилось воедино в "Сорокоусте" - тоска по уходящей в прошлое Руси и безмерная любовь к родной земле, нищему мужику, пропахшему соломой и утопающему в самогонке.. Сердечная тоска по ней звучит во многих лучших стихах поэта:
Проплясал, проплакал дождь весенний,
Замерла гроза.
Скучно мне с тобой, Сергей Есенин
Подымать глаза...
Отговорила роща золотая...
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
В тяжелые минуты отчаяния поэту приходят трагические строки о своей судьбе и бренности жизни:
И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
Режет серп тяжелые колосья,
Как под горло режут лебедей.
Он вернулся в отчий дом после восьмилетней жизни вдали от России, где его помнили, но он почувствовал себя уже чужим, где "поют агитки Бедного Демьяна". Это стало началом конца его творчества, увядания жизни, приведшего к трагическому исходу. Непреодоленные подобного рода противоречия погубили и "певца Олоненского края" Николая Клюева, не мене талантливого поэта, с еще более трагичной судьбой. И жизнь Владимира Маяковского оборвалась не только потому, что "лодка любви разбилась о быт".
Мы пережили подобные неурядицы, противоречия и трагические события, связанные с развалом СССР. События эти разрушили не только постсоветское пространство, но изменили весь миропорядок, в котором хаос не преодолен до сих пор. Как не преодолены и в самой России негативные последствия "демократических" преобразований последнего десятилетия ХХ- го века. Но культурная жизнь, в том числе и литературная продолжалась, несмотря на все невзгоды.
Мне довелось в одно время навестить один из литклубов Москвы. Там интересно было узнать, тем более увидеть, чем живет литературная столица. Оказалось не только живет, но и хранит традиции подвижничества, издает книжки молодых неизвестных поэтов. В том, что это поэты, вряд ли кто усомнится, прочитав, например:
Я пришел.
Черный ветер
Срывает с крыш
И швыряет мне в лицо
Сажу и пепел.
Я дома.
Пример взят из книжги стихов Льва Лобарева "Птицелов", изданной в 1997 году творческой студией "Зеленй Джаспер".
Позволю себе еще очень короткое:
Нам не дано выбирать времена,
как не дано никому.
Родиной нам стала не страна,
а не подвластный уму
Образ,
рожденный холодной тоской
в теплом кафе на Тверской.
Буду рад узнать, что жива эта студия, жив и здоров уже состоявшийся поэт. Что он не пал жертвой тех "лихих" лет, которыми умиляются ныне и тогда уже сытые. Их образ Родины рожден много дальше кафе на Тверской. На вилле Лазурного берега, иных местах, где нет у них, и не может быть по ней тоски.
"Кому нужны стихи, когда кушать либо нечего, либо слишком много? А творчество, рожденное только голодом или сытостью, потребляется ими же и бесплодно по определению" - утверждается в предисловии "Птицелова". Сегодня искусство, в том числе и литература обслуживает Сытых. И потому оно бесплодно... "Достоянием Республики" объявляется попса, пошлятина, щедро проплаченная сытыми и пресыщенными всем нуворишами. В голодной и нищей России поэты гибли не только от голода или холода, но чаще от диктата или, наоборот, холодного равнодушия государства и общества к своему будущему, которое формируется светлыми умами, в том числе писателей и поэтов.
Поэзия должна питаться новыми, свежими силами, тогда и старое наследие будет востребовано потомками. Сергей Есенин востребован и потому жив в песнях и памяти народной. Жив и будет жить, пока мы будем растить молодежь, в том числе и литературную, на примере его беззаветной любви к родине:
Я буду воспевать
всем существом в поэте
шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Свидетельство о публикации №216021301227