Глава 19. Прорвемся, ребята!

-Сейчас тебе ногу подлечим. - Баба Ивга налила на одну из тряпок жидкость из флакона. - Меня еще моя бабушка раны исцелять учила. Только больно будет, не дергайся.

Я села рядом с братом и взяла его руку. Было немного страшно смотреть, как Митя кусает губы, как покрывается капельками пота его лицо. Видно, вправду больно.

-А что это ты так трогательно к вожатому относишься? - Баба Ивга усмехнулась, и у ее глаз появились добрые лучики-морщинки. - Давно замечаю.

-Аня сестренка моя. - Митя улыбнулся. - Только вы уж никому не говорите про это. А то ребята про нее думать начнут всякое.

-Что - всякое? Они же ребята хорошие, девочку не обидят.

-Мало ли, - пожала я плечами. - Будут ко мне по -другому относиться. Ну, как к избранной какой-то. Не хочу такого.

-Твое право, доню. Теперь лежи, не вставай. - Это баба Ивга сказала уже Мите. - Пару дней примочки поделаю - и заживет нога.

Вожатый хотел что-то ответить ей, но осекся.

-Ладно, пойду я к Костичке. Вдруг ей помочь чем-то надо. К деду Михайлу загляну: Генка-то удрал!

-То есть? - Уменя округлились глаза. - Как удрал? Куда?

-Так и удрал. Сел на своего Гнедого и ускакал куда-то. Стал Степан с конюхом коней колхозных считать, а Гнедка нетути!  И Генки нет!

-Вот оно как… - медленно произнес Митя. - Коня своего от опасности увел, сам ушел от  врагов. А я…

Я молча погладила его ладонь, пытаясь успокоить. Знала, что терзает брата: то, что он не поехал вместо Сергея Николаевича с ребятами, то, что он из-за больной ноги теперь практически беспомощен и не может увести от близкого дыхания войны нас - мальчиков и одну девочку.

В хату вошел Малютин:

-Митя, все выполнено. Зерно мы собрали с Жоркой, дрова я сам наколол. - Сева тяжело дышал: устал от колки дров. С его-то сердцем…

-Вот что, Сева, Аня. - Митя поманил мальчика к себе. - Сейчас сделаем так. Пройдитесь по селу, поглядите, что да как. Вернетесь - расскажете. Я же пока подумаю, как нам из села выбраться, чтобы фашисты нас не застали. Хорошо?

-Да, хорошо.

Мы с Севой вышли из хаты. Светило солнце, воздух радовал свежестью. Только вдалеке снова гудели самолеты и ухали взрывы.

-Бомбят где-то. - Малютин поежился. - Ань, они ведь могут и нас разбомбить? Налетят вот так, как на Жуковку… И мы, как девочки наши…

Не договорив, он отвернулся. Я прикусила губу: боль от утраты подружек снова сдавила сердце.

-Могут, Сева. Эти - могут. Только Митя умный, он придумает, как нам отсюда выбраться.

-Он ведь тогда… Митя на Жуковку ходил, да? - Сева повернулся ко мне. - Я знаю, он там был. Вернулся весь больной, сразу как будто постарел. А ночью я слышал, как он тяжело дышит: будто плакал. Вздохи такие - прерывистые…

-Ладно, Севка! - прервала я его. - Пошли по селу гулять.

Казалось, что в колхозе “Червоны зирки” все было спокойно. Но то и дело нам навстречу попадались хмурые, обеспокоенные люди. Кое-кто уже эвакуировался в соседние села, чтобы там переждать грядущую беду.

Над нами низко, почти касаясь крыльями верхушек деревьев, пролетел самолет. Теперь и я смогла разглядеть изломанный крест-свастику на нем.

-У. гад… - с ненавистью проговорил Сева, показывая самолету кулак. - Высматривает все, как и где бомбы свои скидывать. Эх, мне бы сейчас пушку, я бы его враз сбил!

Я молчала. Все мысли были о Мите. На него свалилось тяжелое испытание: гибель девочек, невозможность защитить нас. Ведь там, дома, тоже переживают его родители. А он тут, покалеченный телегой, почти не ходит. Про себя я решила, что отныне буду во всем помогать Мите и беспрекословно слушаться его.

Мы с Малютиным прошли по всему селу. Пока никакой паники не было. Но что-то страшное уже висело в воздухе, словно тяжелая скала, что грозит вот-тот рухнуть и придавить всех, кто окажется под ней.

Вернувшись в хату, я все рассказала Мите и вернувшимся с поля мальчикам.

Услышав о самолете со свастикой, Митя сильно встревожился:

-Значит, скоро и до нас доберутся. Коль уже летали, то и бомбить будут. Вот что, ребята. Завтра никто из вас на поле не идет! Остаетесь тут. Днем поспите, а вечером, затемно, попробуем уйти из села на Киев. Я буду с вами. Найдем поезд, идущий на Москву или другой город, сядем в него. Потом уже разберемся, что делать. Не бойтесь! -Он с улыбкой оглядел нас. - Прорвемся, ребята! Давайте руки!

Мы все пожимали ладонь вожатого, а я ободряюще взглянула на братишку. Его фраза “Прорвемся, ребята” вселила в нас всех уверенность.


Рецензии