Урок русского языка

         
         

          В одном из кабинетов городской средней школы в конце мая 1972 года проходил необычный урок русского языка. Необычность его заключалась в том, что на нём присутствовали представители отдела народного образования местного Совета. Проверка являлась плановой: проверяли знания учащихся накануне сдачи экзаменов восьмиклассниками по русскому языку. В проверку попали все школы, но не все восьмые классы в них. Проверка считалась выборочной. В данной школе было  четыре восьмых классов. В какой из них «нагрянет» проверка, директор школы Семён Денисович Куликов не знал.
       
         Как потом выяснилось, «повезло» восьмому «Б». Учительница русского языка Елизавета Антоновна Чернова больше всего боялась именно за этот класс.
       Поскольку урок  необычный, то учительница начала его не со своего выступления, а с опроса по всему школьному курсу русского языка, обратив особое внимание на орфографию, морфологию и синтаксис. То есть, на то, что восьмиклассники должны знать, получив билет на экзамене. Учащиеся и их учительница не могли понять, почему этого не сделали сделали прямо на экзамене. Секрет же заключался в том, чтобы заранее проверить готовность их к этим самым экзаменам. И принять соответствующие меры. Понятно, к кому они будут приняты в первую очередь. Как известно, все дети ходили, ходят и будут  в дальнейшем ходить в школу для того, чтобы находящиеся там учителя, получающие заработную плату, их научили чему-то. В конкретном случае – свободно владеть русским языком.
      
        На первый вопрос быстро ответила Лида Снегурова:
      - С помощью прописных букв выделяются имена собственные. Также они указывают на начало текста или нового предложения. Ну и употребляются при написании аббревиатур, причём не только собственных, но и нарицательных.
       
        Приводить примеры к сказанному посчитали не нужным.
        Желающих давать понятия частям речи, начиная с существительного оказалось много. Отвечали правильно. Члены комиссии сидели, слушали и только улыбались: не эти вопросы по русскому языку пришли они проверять.
        После того, как Вася Самоделов, немного запутавшись, всё же смог объяснить всем присутствующим, чем отличается причастие от  деепричастия, представитель комиссии с разрешения Елизаветы Антоновны задал свой вопрос: «Кто и когда ввёл в русский алфавит букву «Ё», и когда она употребляется?»
       
         Чернова, до этого стоявшая у своего стола, присела молча на стул. К её большому удивлению она увидела только две руки. Одну из них  сразу «отметала» напрочь.
       
        … Месяц назад в 8 класс поступил новенький ученик  Серёжа Устюжанин. Его родители переехали из села в город. До этого он обучался в национальной школе на своём родном языке. Однако русский язык любил не меньше. Попал Серёжа в новый для себя коллектив в тот день, когда учительница русского языка и литературы проводила сочинение по роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Как известно, в национальных школах произведения русских классиков изучались не в полном объёме. Это обстоятельство особо учитывалось и при поступлении в высшие учебные заведения.
      
         Школе, конечно, далековато до вуза, поэтому Чернова разбираться в таких тонкостях не стала и «влепила» Устюжанину за сочинение «двойку». Хотя в своей родной школе он ниже «четвёрки» ни по одному из предметов не получал.
      
         На следующий день состоялось плановое родительское собрание, на котором присутствующая учительница русского языка, не стесняясь в выражениях, чуть  не довела маму Серёжи до инфаркта. Однако та вступать в "дискуссию" с  учительницей не стала, сказав при этом только два слова: «Вам видней»…
      
        Как бы там ни было, но из двух, готовых отвечать учеников, она подняла Костю Антонова.
      - Кирилл и Мефодий, - не моргнув глазом ответил Костя.
      - А зачем? – последовал вопрос.
      - Чтобы букв в алфавите стало больше.
      - А сколько их сейчас?
      - Можно я сейчас сосчитаю?
      - Считай.
      
        Загибая пальцы, Антонов стал считать. Пропустив букву «Й», с трудом одолев ряд букв «К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т», он "засыпался" на последних буквах алфавита, не зная куда  ставить мягкий знак и твёрдый. То, что алфавит заканчивается буквой «Я», Костя, к радости учительницы, знал. Он считался её «любимчиком», получая на уроках «пятёрку» за «пятёркой». Там он являлся героем. Но здесь, в присутствии посторонних проверяющих, Костя превратился в антигероя.
     - Отличные знания, ничего не скажешь, - улыбаясь, произнёс член комиссии, задавший вопрос.
      
         Антонов сел на своё место. А учительница быстро подняла отвечать на поставленный вопрос свою «любимицу» Зою.
      - Букву «Ё» ввёл своим указом Пётр Первый,- сообщила всем Зоя.
      - Зоя, садись. А ты, Кристина, что нам скажешь?
      - Ленин,- отвечала Кристина.
      
        Довольно, Елизавета Антоновна, - обратился к учительнице представитель комиссии. Знания Вы даёте "замечательные". А почему Вы не поднимете ученика, который  в самом начале поднимал руку?
       - Не могу, он у нас новенький. Всего-лишь месяц. Пришёл из национальной школы. Русский язык даётся ему с трудом.
       - Тем более, давайте посмотрим, как учат язык в национальных школах. Поднимите его, пусть ответит на рассматриваемый вопрос.
        - Поднимайся, Устюжанин и отвечай, как тебе велят.
         
        Члены комиссии только покачали головой: если до этого учеников учительница поднимала по именам, то здесь прозвучала только фамилия. К  тому, же непозволительным тоном. Все замерли.
        - Букву «Ё» в русский алфавит предложила ввести в 1783 году на заседании Академии Российской словесности Екатерина Дашкова, - начал отвечать ученик.- Официально же в алфавит буква была введена в 1786 году. Употребление буквы «Ё» обязательно: в книгах, адресованных детям младшего возраста, в учебных текстах для школьников младших классов и для иностранцев, изучающих русский язык. Также желательно её написание для предупреждения неправильного опознания слова и для указания правильного его произношения. Ну, и конечно, в фамилиях.
         
         Выслушав ученика, представитель комиссии задал "провокационный" вопрос классу: «Кто мне скажет, в слове «майор» надо обязательно писать букву «Ё», или можно обойтись, как обычно буквой «Е»?».
        Чернова вся покраснела, давление, судя по всему, подскочило, но помочь своим подопечным она не могла: учеников для ответа поднимала не она. А все поднимающиеся в один голос советовали писать букву «Ё». И только, когда очередь дошла до Серёжи Устюжанина всё стало на свои места: надо писать две буквы «Й» и «О» вместе.
      
         Подводя итог проверки, председатель комиссии сообщил, что в "чёрный" свой список школу заносить пока не будут, ибо если в школе есть ученики, хорошо знающие правила русского языка, то не всё ещё потеряно.
      
         На прошедшем после инспекторской проверки родительском собрании учительница русского языка и литературы  принесла маме Серёжи  публичное извинение. На что та ответила: «Никогда не спешите судить о людях, пока Вы хорошо их не узнаете». Последовала ли этому совету педагог в дальнейшей своей педагогической работе? Весьма сомнительно!

13.02.2016 г.

Фото из Интернета

      


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.