Разбор по Мф. 27, 38-44

(У меня собралось довольно много конспектов разборов по разным книгам Библии. Иногда ко мне обращаются, и я даю доступ к тем или иным папкам гугл-драйва с этими конспектами. Недавно я подумал, что после минимальной обработки можно эти заметки выкладывать и здесь на проза.ру. Может быть, кому-то эти записи покажутся полезными и интересными. Старые конспекты выкладывать, пожалуй, не буду, а появляющиеся новые попробую некоторое время публиковать, посмотрим, приживется ли идея. Сделаю некоторые предуведомления. Большей частью это будут рабочие заметки, сделанные на бегу, т.е. я, скорее всего, не буду здесь подробно рассматривать связь каждого фрагмента с контекстом, выделять основную мысль, рассматривать историко-культурный фон и т.п. Чаще это будут некоторые опорные точки, которые я фиксирую для себя письменно и, при необходимости, развиваю потом мысль устно, отталкиваясь от них. Кстати, конспекты разборов (как и конспекты проповедей) я пишу в два этапа: до разбора (до проповеди) и после. Т.е. после разбора я дописываю в конспект мысли, возникшие в ходе обсуждения).

Здесь описаны три группы людей, злословивших Иисуса, когда Он висел на кресте: 1) проходящие (39); 2) первосвященники, книжники, фарисеи и старейшины (41); 3) распятые с Ним разбойники (44). Злословие буквально со всех сторон. У КНМ была проповедь, где он подчеркивал, что Иисус всегда посреди: посреди круга учения, посреди страдания, посреди прославления… И отсюда переход к мысли о том, что у нас бывает время, когда надо встать посреди. Павел вошел в эту позицию центра внимания. Но это привело и к росту проблем, гонений.

По поводу второй группы: представители религиозной власти пришли либо по долгу служения, либо, что более вероятно, из злорадства. Их столько раз побеждал Иисус в публичных диспутах, что они не могли отказать себе в удовольствии прийти посмотреть на верх Его унижения. Поразительно сочетание стремления к святости в этих людях и острого чувства злобы, злорадства. Такое немыслимое сочетание качеств (пусть в меньшей степени) встречается, увы, у верующих и в наше время: когда человек, кажется, стремится к святости и не замечает, как причиняет боль ближним.

1Пет.1:22: “Очистив души… постоянно любите друг друга от чистого сердца”. 1Тим.2:8: “…чистые руки без гнева…”. Подлинное очищение сердца приводит к любви.

“Теперь ваше время и власть тьмы”. На примере этих людей видно, как действует власть тьмы. Ослепление к истине и озлобление.

Пс.68:27: “кого Ты поразил, они [еще] преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают”. Мысль КНМ: Христа, пораженного за наши грехи, еще преследовали книжники и фарисеи, умножая Его страдания. Нам надо от этого уклоняться: когда видим, что Бог кого-то наказал, нельзя усугублять эти страдания, умножать их.

Стих 40: “если Ты Сын Божий…” Ни Отец Небесный, ни Иисус не ответили на это обвинение и предложение. Не на все обвинения надо отвечать, даже (и особенно) когда есть, что ответить. Для этого просить мудрости, сходящей свыше, и терпения.

Стих 42: “других спасал, а Себя Самого не может спасти”. Для спасения других бывает надо отказаться от своего спасения.

Стих 43: “уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему”. Почти дословно цитируют Пс.21:9. Они были специалистами по ВЗ и знали его большими фрагментами наизусть. Не думаю, что они специально процитировали, чтобы исполнить то пророчество. Но у нас бывает такое: место Писания вспоминаем не кстати, используем его не в прямом смысле, а применительно к бытовой ситуации, наполовину в шутку. Возможно, что-то такое произошло здесь: они хотели поддеть Иисуса побольнее, и им вспомнилось это место Писания.

Кстати, первосвященники, книжники, фарисеи и старейшины похожи здесь на друзей Иова. Т.е. они видят конкретный факт и делают из него напрашивающийся вывод: человек страдает, попадает в разряд неудачников, лишается благословений Божьих, выходит, он чем-то неугоден Богу, у нас же все в порядке, значит, мы более правы перед Богом, чем он. Т.е. не надо делать скоропалительных выводов на основании, казалось бы, очевидных фактов. Нам почти всегда неизвестны мотивы человека, его подноготная (а она бывает не только грязная, но и чистая) и сопутствующие обстоятельства. “…не судите никак…”

Стих 43: “уповал на Бога…” Почему они выделяют эту черту? В чем им было видно упование Иисуса? Предположу: удивительно для них выглядело Его поведение на судах, на которых Он почти ничего не сказал и не защищался. Выглядело это именно как упование на Бога. Возможно, в этом смысл их издевки.

Разбор прошел 12 февраля 2016 года.


Рецензии