Революционная песня

       Мама получила начальное образование до революции в глухой провинции Саратовской губернии. Позже она окончила школу рабочей молодежи, исторический факультет 2-МГУ и в 47 лет с успехом защитила кандидатскую диссертацию. Однако проблемы начального образования давали себя знать.
       На столе, рядом с лекциями, всегда лежали словари и справочники по грамматике. Часто мама спрашивала не только, как написать какое-либо слово и где поставить ударение, но и просила объяснить правило. Внимательно выслушивала объяснение и постоянно повторяла:
- Ты меня всегда исправляй. Я же со студентами работаю.Неудобно…
  Один раз, после замечания по поводу ударения в слове «наверх», я сказала: 
- Мам, сколько раз ты меня просишь что-нибудь взять или положить
на антресоли (там лежали ее архивные материалы) и каждый раз говоришь неправильно – «нАверх». Я тебя уже  и исправлять устала.
- А ты придумай для меня что-нибудь необычное, чтоб я запомнила.
Учитывая мою память и психологию.
  Я призадумалась. Что-нибудь  необычное… Стала подбирать стихи, песни, пословицы. И вдруг – озарение!
- Мама! Гениально! Ты же любишь революционные песни. Вот и вспоминай каждый раз: «Наверх вы, товарищи, Все – по местам!»
- Замечательно! Как просто!  Уж теперь-то я не забуду, - сказала мама и несколько минут тихонько, но с большим драматизмом напевала слова старой песни о русском крейсере «Варяг», который был затоплен   нашими  моряками в проигранном с японцами сражении.
  Прошло несколько дней.  Мама попросила меня положить папки с материалами на антресоли.
- Так  к у д а  нужно убрать эти папки? – с гордостью опытного педагога спросила я, выделяя слово «куда».
  Мама замялась, на лице отразилось напряжение поиска и вдруг ... радостно запела:«Вихри враждебные веют над нами…»


Рецензии