Эскаватор тёти Поли

 Полина Павловна -  пожилая женщина из маленького городка, уютно расположившегося  меж Уральских гор. Зелёный от насаждений летом и заснеженный зимой, он приветливо принимал гостей пеших и на автомобилях.

Приехали гости и к Полине Павловне... из самой Москвы! Внучатые племянники Галя с Павликом, не забыли проездом навестить тётушку.
-Как вы живёте, тётя Поля? Мы еле добрались до вас: ни одного светофора, ни одного указателя.
- Так вот и живём, детки, мы уже привыкли. Это вам в диковинку после Москвы вашей. У нас и домов выше, чем два этажа нет. Вы на каком живитЕ?
-На пятнадцатом, над нами ещё есть три этажа.
-Погостите у меня на земельке. Не надо залезать на верхотуру, всё под рукой. Водички из колонки напротив принесите. Ведёрки на жёрдочке увидите., - хлопотала  тётушка возле печки.

На столе, как на скатерти — самобранке  появляются пирожки с калиной, ватрушки со сметаной, калач свежеиспечённый. Жаркое в жарёхе притягивает внимание гостей.
-Это что за блюдо такое, тётя?- интересуется молодёжь.
- Гуся вам приготовила с картошечкой, помидорки свои, огурчики, кушайте на здоровье, отдыхайте с дороги.  Пойду постелю вам свеженькое бельишко.
 -Всё такая же тётя поля — хлопотунья,- наклонилась гостья к брату. -  помнишь, как она к нам приезжала? Всё удивлялась высоте зданий, людскому потоку на улицах, магазинам. У них здесь всё по-другому: не многолюдно, тихо, спокойно.
Со стола убрано, можно и прилечь, но воспоминания трёхлетней давности не дают покоя молодежи. 

- А помнишь, Павлик, как она первый раз в метро спускалась? - услышала Полина Павловна уже в дверях. Вышла, чтобы не мешать, «Пусть понежатся в тишине», подумала она, усаживаясь поудобней на лавочке под окнами.

Скворец щебетал что-то своим скворчатам, выглядывающим в круглое отверстие своего домика на высокой берёзе, готовым уже вылететь не сегодня — завтра. Вот также и её сын однажды покинул своё гнёздышко. Уехал и не думает возвращаться. А мать уже не справляется с хозяйством.

Дом ремонта просит: замазывать да белить надо... Где же ей по лесенкам прыгать с такими ногами, совсем в коленях не сгибаются. Огород, хоть и небольшой, прополки требует. Цветов вон насадила у скамеечки — красота... А запах какой — не надышишься... Вечером особенно, раскрывается ночная фиалка и ароматом заполняется двор.

- ЗдорОво живёшь, Полюшка!-  прервала размышления соседка. Вместе когда-то работали в пошивочной .
- Присаживайся, Берта, и ты не хворай!
- Приехали племяннички? Надолго ли?- смахнула невидимую соринку с фартука Берта.
- Проездом, сколько погостят, я и этому рада. Всё не одна. Отдыхать уложила, так они в воспоминания вдарились. Вишь, ездила когда я к им в Москву-то. Смешно им надо мной.

- А чё ты там наделала смешного? Ты не рассказывала.- вопросительно посмотрела соседка.
- Вот и я говорю, что не смешно. Под землёй меня решили прокатить. Спускаться — ступеньки, да не сразу ступеньки-то начинаются, а сперва дорожка бежит. На неё надо прыгнуть, я и прыгнула с разбегу. Хохочут. Глядь, а я уже на ступеньке стою! Как я на ней оказалась? И ступенька едет, и я с ней. Вот чудо! Им смешно, а я понять не могу. Доехали до низу - опять уж я на дорожке оказалась, ступеньки нет подо мной. Пока разглядывала, куда она подевалась, дорожка кончилась. Если бы не схватил под руки меня мужик здоровенный, я бы нос себе расквасила. А им опять смешно. Эскаватор, говорят, это тебе не просто так. Здесь надо всё вовремя делать, а то зажмёт, сбросит и ещё что- нибудь сделает...

- Тетя Поля, не эскаватор, а эскалатор!- в голос поправили племянники, незаметно появившиеся у открытого окна.
- Вот и я говорю, что нехорошо над нами, старенькими, хохотать.- обидчиво парировала тётушка.
-Тётушка, родненькая, не обижайся! Мы не со зла. Мы любим тебя.- выскочив прямо в окно, уселся рядышком Павлик, приобняв за плечи родственницу.

-Чё тут обижаться... Это тебе не лапу куриную сунули под ватин,- проворчала Берта.
-Что за лапу? Здравствуйте, тётя Берта.- Галя тоже присоединилась к компании.
-Доброго здоровьица, молодка. Вот был смех, когда Поля лапу куриную подкинула Валентине, что стояла на первых примерках в пошивочной.
- Зачем, зачем ты это сделала, тётя? Она что, лап боялась?- Ещё ближе подошла Галя.

-Это было очень давно, мы во вторую смену работали.- начала рассказ Берта,-  В магазин, что рядом с пошивочной, завезли кур. Ну, мы и напокупали штук по пять, притащили, поставили сумки вряд, а Валентина с нами не пошла.  Шутили, смеялись. Валентина рассказала, что не переносит вида куриных лап. Поэтому всегда покупает и готовит кур муж. Мы не очень-то и поверили, зная её мужа. Тогда Поля, выждав, когда та вышла из цеха по каким-то делам, отрезала куриные лапы от тушки и сунула под ватин, который подкраивала Валя. Когда она, вернувшись, откинула полотно, лапа вылетела прямо ей на халат. Что тут было! Валя побледнела, рукой почувствовав холод мороженой части курицы, дико закричала и повалилась на висящие  на кронштейне примерки. Мы перепугались не меньше её. Поля тогда бригадирствовала и отвечала за безопасность на рабочих местах. А тут сама устроила такое.  Вале плохо, Поле — тоже, отваживались с ними до конца смены. Благо, что это было вечером и заказчиков не было, никто не видел этой срамоты.

-Зато проверили — правду ли она говорит. Кто меня подзуживал? Кто? Ты первая и подзуживала! А сама что устроила мне? Расскажи! Нет-нет, куда намылилась?- крикнула Полина Павловна, останавливая поднявшуюся было со скамейки соседку.
Павлик и Галя молча наблюдали за разгорячёнными воспоминаниями подругами.
-Это не я,- пробовала сопротивляться Берта.- Я на утюжке стояла, много ты мне набросала работы, надо было всё переутюжить и раздать дальше по конвейеру. А ты торопила. Я запарилась, потому что пресс был неисправный и всё приходилось делать утюгом.

-Кто валялся на полу, когда я от заказчика зашла в цех?  Рассказывай!
-Это Валя, она меня пожалела. И, чтобы ты не заваливала, не торопила, а требовала отремонтировать пресс, решила проучить тебя.
-Тётя Берта, расскажите. Вы так интересно вспоминаете. - Павлик присел на корточки перед соседкой.

- Полюшку попросила помочь в примерке пальто на привередливую даму закройщица Зина. Она вышла, а Валя, помня историю с лапой, говорит «Давай, разыграем удар током! Падай на пол, раскинься». Взъерошили мне волосы, щёки намазали синим мелом, рядом положили огромный утюг. Лежу... она всё не идёт, заказчица что-то кричит. Понимаем, что назревает конфликт. Не успеваю я встать, вбегает в цех Зина, за ней Поля. Обе как вкопанные останавливаются: я, синяя лицом, на полу валяюсь... А Валя возится около меня, будто только что меня дёрнуло током и она выдернула шнур из розетки. Зина на полуслове, рот раскрыт от увиденного.

-Поля, прости меня, Поля, Полюшка моя, схватившись за сердце, грохнулась рядом со мной и начала синеть на глазах. Зина в это время уже набрала на телефоне 03 и вызывает скорую на удар током. Врачи примчались очень быстро, но спасали конечно, не меня. Я стояла тоже синяя, но здоровая. Прости меня, Полюшка. - Берта мяла Полину руку в своих щершавых от огородных работ, ладонях.
- Да, чё уж, там... всё пережито, всё прошло. Тогда нам быстро отремонтировали пресс, и ты уж так не парилась. - засмеялась Полина.

- Солнышко уж низко, а я все сижу. Пойдемте в избу чай пить. Гостей заморила с воспоминаниями-то. Айда, Берта, с нами за стол, - Полина, прихрамывая, пошла  в дом.
- Ой, пора козочку доить, -  засуетилась Берта.

Галя с Павликом остались на скамейке наблюдать за скворцом, прилетевшим к скворечнику с червячком в клюве. Скворчата так и не осмелились вылететь из гнезда. Раскрытые клювы требовали корма.
- В Москве я не видела, как кормят птенцов птицы,- Галя старалась понять кто из прилетающих родителей мама, а кто — папа.
- Давай-ка, лучше польём цветы на клумбе, я по воду сбегаю,- Павлик с вёдрами направился к колонке.

Галя, налюбовавшись на птиц, взялась за лейку. Бархатцы и календула  любимые цветочки тёти Поли, издавали неповторимый аромат сегодняшнего вечера, шумел ветерок в листве берёзы, посаженной её сыном. Вырос сын, выросла берёза. 

-Где вы запропастились? - вышла на крыльцо Полина Павловна.
-Идём-идём, прокричали в ответ племянники.

Дружно попили чай с вкусными оладушками и долго ещё сидели на крыльце, слушая уральскую тишину. Завтра опять придёт тётя Берта и, наверное, расскажет ещё не одну историю.


Рецензии