Стройотряд. Глава 1. Сборы

            Всё изложенное ниже не плод воображения, а реальные истории с реальными людьми, которые произошли в далеком уже 1989 году. 
            Получилось все почти случайно. Как оно обычно и происходит. Задумываться о том, что когда-нибудь по каким-нибудь глубинным причинам меня 19 летнего студента в компании таких же раздолбаев потянет на севера даже и не пытался. Но все когда-нибудь случается однажды…
            Однажды в сентябре, мой сосед по общаге, шебутной и веселый парень из славного города Якутска, Женька Емельянчик, вернулся в родную комнатенку и вывалил из сумки упакованные пачки полноценных еще советских рублей. Удивление, казалось, повисло в воздухе весьма плотной субстанцией. Чуток повисев, оно быстро трансформировалось в банальное зеленое земноводное, в просторечии именуемое жабой. В свое оправдание замечу, что грызть эта тварь стала не меня одного. А Евгений, удовлетворившись произведенным эффектом, важно сообщил, что это он не банк с налету взял, а получил свои кровно заработанные «грОши» за ударный труд в районе северного городка Усинска. На такое чудо пришли посмотреть, даже, из соседних комнат и в результате откормленное зеленое создание получило новые жертвы.
              Отступление для справки. Сейчас многие, особенно молодые ребята, не в курсе, что был такой, в советские времена, замечательный способ отдохнуть от учебы и срубить деньжат, как студенческий строительный отряд. В ЛИАПе, где я учился в те лохматые года, отряды в целинках отправлялись по нескольким направлениям. Самыми привлекательными были Астрахань, где можно было оторваться на бахче с арбузами и позагорать, и Коми АССР, где тогда завершалась финальная комсомольская стройка в районе Усинского месторождения нефти и газа. Поскольку места там были северные, то гарантировали бешеные по тем временам надбавки за сложность и напряженность работ. То есть, к примеру, за два месяца отряда можно было получить от тысячи до двух деревянных. Что в нашей средней полосе было немерянным богатством, особенно для вечно нищих студентов.
                Итак, оказалось, что наш Женька успел в конце предыдущего учебного года аккуратно прилипнуть, в хорошем смысле, к некоему Диме, с которым в составе какого-то ЛСО (линейный студенческий отряд) и имел честь где-то работать. По рассказу его там тоже хватало приключений.  Отряд вроде как разбежался, и они с Димой рванули в составе небольшой группы в самостоятельное плавание, как бригада шабашников, в совсем другое место. И оказались в районе Усинска. Аж где-то за полярным кругом. И так там поработали, что на будущий год решили набирать свой отряд и ехать туда уже целенаправленно не дикой бандой, а с «крышей» в виде Всесоюзного стройотряда, комитета комсомола ЛИАП и т.д..  В общем, как вы понимаете, лед тронулся и запись в новообразованный коллектив пошла полным ходом.
                Говорить о комсомольском энтузиазме в то время было уже даже и не смешно, поэтому основной мотив был, конечно, сугубо меркантильный, чего уж там…..
                Как я уламывал «отпустить» меня «не знамо куда» родителей даже вспомнить страшно. В принципе до этого самого момента был почти классическим домашним мальчиком, несмотря на уже 2 года, проведенных в общаге. И тут вдруг нате;. Уговорил…
               В общем, к концу года банда охочих до северных денег молодых людей оказалась набрана, маршрут утвержден, на куртки пришиты все строевские эмблемы и стройотряд «Полюс» был готов выдвигаться в район вахтового поселка Харьяга. Где это географически большинство из нас и близко не представляли. Знали только, что вроде как изрядно за полярным кругом и то ли на территории Коми, то ли уже в Архангельской губернии. 
Как и положено, отряд включал нескольких старшекурсников. Командиром стал Дима (фамилию уже и не помню), мастера звали Саша, комиссаром был (куда же без него, ведь курировал все это комитет комсомола) Андрюха Астратов. Был в отряде и неофициальный духовный лидер Олег Бояринцев – полноватый, веселый и очень талантливый парень, для которого этот выезд был финальным в студенческой жизни. Кроме того было много тех, кто поехал первый раз, как я и мой одногруппник Дима Прокопьев. Там же оказался и будущий сосед по общежитию и настоящий друг Олег Самсонов, с которым до сих пор самые теплые отношения, несмотря на разные места проживания. Оказалось, что до поступления в ЛИАП он жил в г. Ухта, что тоже на территории Коми, и потому тут же подвергся форменному допросу новичков, как абориген края. Естественно где-то рядом с начальством, на правах, старожила и квартирьера ошивался, уже известный, Женька, внося своё неповторимое понимание и долю раздолбайства в организацию поездки.


Рецензии