Хлеб детства
У каждого из нас на всю жизнь остались воспоминания из далёкого детства о любимых продуктах или блюдах, которым вы и сей час отдали бы своё предпочтение.
До сих пор хорошо помню голодное время 1944 года, когда шла война, когда стало понятно, что отца нет в живых, и мы с мамой с берегов озера Балхаш, что в Казахстане, перебрались на ПМЖ на Алтай- историческую родину моих родителей. Мне в ту пору шел 9-й год. Старшая сестра моей матери Дарья, которая приняла нас, была на много старше, и я её звал бабушкой. С ней жили её внуки безвременно умерших родителей Гоша и Маша, которые были немного старше меня, хотя и считались мне племянниками. Хлеба не было, но в достатке была картошка и молоко от кормилицы – буренки, на которой, кстати, весной, пахали огород. Рано утром баба Дарья ставила в русскую печь большой чугунный котёл с намытой в мундирах картошкой, а за тем, уже готовую, потрескавшуюся от жара печи, вынимала ухватом наружу. Наступала наша очередь снимать мундиры с рассыпной, поджаренной картошки. После этой процедуры баба Дарья высыпала сваренный картофель на лист, обмазывала его крылышком от петуха, смоченного в льняном ароматном масле. И вновь ставила на угли в печь. От желтых обжаренных клубней картошки в русской печи шел такой восхитительный аромат, который я помню и сейчас. А хлеб в ту пору мы ели редко и очень мало. О хлебе плохо говорить грех, но он тогда отпускался по карточкам, булка походила на скворечник, наполовину пустой с осевшей липкой тёмной массой внутри, которую трудно было делить на маленькие доли, но мы были рады и этому.
Намного позднее, когда мне было за тридцать, когда можно было себе ни в чём не отказывать, я оказался в командировке в селах области с напарником на автомобиле. Столовые в селах были редкость, а мотаться по дорогам приходилось много, так как мы были в патруле на дорогах района от ГАИ. Зато в те года в небольших пекарнях в каждом селе пекли свой хлеб. Такого хлеба в наших магазинах вы сейчас не встретите. Булки весом в килограмм, верхняя поджаристая корочка достигала высоты половины самой булки, а ароматная, пористая мякоть моментально вызывала выделение слюны, что подтверждало на все 100% учение академика Павлова о условном рефлексе. К такой булке прилагалась 3-х литровая банка деревенского молока, что было доступно в местных условиях, и мы были по - своему счастливы.
*** 13.02.2016. ***
Свидетельство о публикации №216021301592