Такие обстоятельства Часть первая

 
Он полз в высокой траве вдоль канавы, в бессмысленном порыве пробраться к лесу. До леса оставалось метров триста. Если бы не старик, он мог бы уйти. Хотя не ушел бы. Все равно напоролся бы на солдат из оцепления.
- Вставай, - я передернул затвор винтовки.
Мы смотрели друг другу в глаза. Его взгляд был полон ненависти. Мой  равнодушия. Я направил винтовку ему в грудь.
- Ты не выстрелишь, - в голосе его не было страха. – Тебя накажут.
Я покачал головой. Не накажут. Убью при попытке к бегству.
Я   знал,  стрелять я не буду. Просто стоял и смотрел на него. Я ждал, что вмешаются либо старик, либо она. Никто не вмешивался. Они ждали, как я поступлю. Еще один экзамен. Здесь каждый твой шаг - экзамен.

И тут межу нами встала она.  Она не церемонилась и никого не стеснялась. Не   жизнь ее  сделала бесшабашной, она родилась такой. Она дышала полной грудью. При любых обстоятельствах. Она брала от жизни все из того, что имелось в ее распоряжении. Не думаю, что она его любила. Просто из троих она выбрала его. Их четверых. Был еще инструктор. Это было странным. Потому что именно мне предстояло сыграть роль ее мужа. Там. Какую роль отводили ему, я не знал. Вероятнее всего связника.
Я видел, как он дрожал, когда она уводила его прочь. Все-таки боялся. Дед ничего не сказал, он вообще говорил редко. Он присел под дерево и стал что-то строгать перочинным ножиком. Я присел рядом.

Инструктор гонял ее по легенде. Я слушал. Ее легенда была тщательно продумана. До мелочей. В отличие от моей. Потом он стал гонять ее на знание финского. По легенде она была финкой. Это было самым слабым местом.
- А если мы встретим настоящего финна? - небрежно заметил я.
- Мало вероятно. Вы пробудете там  пару дней. За это время… Много ты встречал в своей жизни финнов…
Да, с финнами мне видеться не доводилось. Хотя идея была превосходной. Внешне она сошла бы за кого угодно. Татарка, русская, немка, латышка, полька… Такой тип универсальный для любой нации. Женщина, которая и в тридцать пять сойдет за невзрачного подростка. Жидкие светлые волосы, острый нос и тонкие бесцветные губы. Такой хочется  только посочувствовать. Где они ее нашли? Главное, как они заставили ее на себя работать. Космополит. Человек без родины и без прошлого. Без привязанностей и без принципов. Чем они ее зацепили?

- Если за   неделю он не появится, уходите.   Найметесь к кому - нибудь на работу. Особо про себя не распространяйтесь. Дозируйте информацию. Пусть думают, что вы не те, за кого себя выдаете. Это не вызовет подозрений. Там сейчас много всякого сброда шастает. Встретились вы случайно, вместе пробирались. Тебе с ним надежнее. Он-то работу найдет. Там одиноких баб сейчас пруд пруди. Тебе будет сложнее. Если не найдешь  место, поселишься в заброшенном доме. Четвертый дом от колодца пустует. А ты за нее отвечаешь.   Не дашь с голоду помереть.  Ты за нее отвечаешь. Головой. Чтоб ни один волос и все такое… Если все получится, как мы задумали, ты остаешься на месте. Уйдет она одна. Ты меня слушаешь, разведчик?
- Так, точно.
- Да сиди ты. Проведешь ее  и проследишь за ее безопасностью на месте. Она уйдет, и все, на этом твое задание заканчивается. Да и еще , о вас там ни одна душа не будет знать. Попадетесь к своим… Вытащить вас не успеем…  Да, и запомни, решения принимает она. Понял, разведчик?
-Так точно.
 
Я лежал на телеге и смотрел вверх, выискивая глазами темную точку. Там где-то высоко в небе заливался жаворонок. Лошадь переходила с места на место в поисках лучшей травы. Время от времени она вскидывала голову вверх, упряжь ей мешала. Мне нужно было научиться управлять лощадью.  Управлять лошадью я умел. Только они об этом не знали. Никто меня об этом не спрашивал. Есть такое правило, молчи, о чем не спрашивают. Я и молчал. Дед смастерил себе дудочку и играл какую-то незамысловатую мелодию. Она с инструктором обрабатывала его. Ужин опять никто не готовил. Бардак. Но спланированный бардак. Очень хорошо продуманный бардак.  Готовилось, что-то грандиозное, я это чувствовал. Чувствовал, по уровню тех людей, которых подобрали для дела. Такими людьми не разбрасываются. Хотя,  у нас разбрасываются. Вопрос стоял только в нем. Они в нем не были уверены. И прощупывали со всех сторон. Прощупывали они. А решение будет принимать дед. Здесь все решения принимает дед.  Любопытный факт.

Она пришла и прилегла со мной рядом. У нее это получилось просто и естественно. У нее  все получалось просто и естественно. Это у меня внутри было много правил и принципов. И они мне очень мешали. Но избавиться от них я не мог. Приходилось скрывать. 
Она вся дрожала. Или мне так показалось.
- Натопи сегодня баньку, - промолвила она тихим голосом.
- Хочешь смыть свои грехи? – я чувствовал тепло ее тела.
- Если я смою свои грехи, от меня ничего не останется. 
Какое-то время мы лежали и слушали жаворонка.
- Ну что  разлегся? Ехай куда-нибудь, -  произнесла она, наконец.
- А как же банька?
- Вечером банька. Вечером. Все вечером.
Я не пошевелился, еще чего… Обычно, если женщина остается одна в обществе мужчин, ей есть чего опасаться. Здесь же было все наоборот… Гром - баба, даром, что пигалица. Одно слово - крученая.
- Давай, слезай,- вдруг изменившимся голосом крикнула она.
Я ничего не успел сообразить. Вожжи были уже у нее в руках.
- Но-о, - щелкнула она  вожжами  в воздухе.  Лошадь заржала и тронулась с места.
- Но-о, - она стала резко разворачиваться. Заскрипели колеса. Лошадь рванула вперед. Я едва успел соскочить.

Мы с дедом молча наблюдали, как она, стоя в телеге на коленях, яростно хлестала бедное  животное по бокам. Лошадь неслась во весь опор в сторону леса. Мы стояли и смотрели, пока она не исчезла из виду. Дед ничего не сказал. Он взял ведро и направился к колодцу. 
- Если лошадь понесет, будем собирать ее по частям, - подумал я.
Ничего с ней не случилось. Лошадь привезла ее обратно через час.  Лошадь всегда найдет дорогу домой. Она лежала на возу и тихим голосом пела  песню про поле.
Дед осмотрел телегу, покачал головой, распряг лошадь, стреножил ее  и повел куда-то за баньку. В кавалерии дед служил, не иначе. У меня были подозрения насчет деда.Генерал Серегин. Величина. Я его никогда в глаза не видел,только слышал и немного робел. Сам генерал Серегин. Но может быть, я ошибался.
- Баню топить? – спросил я ее.
- Топить. Топить баньку, топить.

 На следующее утро он исчез. Не появился на завтрак. Все поглощали свою кашу, как ни в чем не бывало. Я не стал задавать глупых вопросов. Такое правило. Не задавай лишних вопросов. Просто наблюдай и запоминай. И делай выводы. Выводы напрашивались сами собой. Он не прошел испытание. На чем–то он засыпался. И его решили заменить. Я ему не завидовал. Поскольку он уже был в курсе некоторых деталей предстоящей операции, его нужно было изолировать, и это в лучшем случае. Запрятать так далеко,  что трое суток  ехать по железной дороге, потом трое суток на пароходе, потом еще на оленях, и еще пешком…… Или же они просто от него избавились, пустили в расход.   Вероятнее, всего второе. Надежнее. И проще. Что у нас людей мало, что ли?
Я люблю плотный завтрак. Кто его знает, когда обедать придется и придется ли? Ее каша осталась нетронутой. Она держала жестяную кружку с чаем, зажав ее в ладошках, будто пыталась согреться. Она все знала еще вчера. Выходит, я ее не понял, выходит, я ошибался на ее счет. Выходит, что так. Непростительная ошибка. При других обстоятельствах могла стоить мне жизни…
- Я возьму твою порцию,- я пододвинул ее миску к себе…


Рецензии
Здравствуйте, Сергей. Пока только одни вопросы и недосказанности, но это очень интригует. Плчему-то кажется, что с дедом не все так плохо,может есть и третий вариант?
Всего доброго,

Алла Гиркая   19.12.2021 22:52     Заявить о нарушении
Дед в этом повествовании - фигура временная. Спасибо,Алла.

Сергей Корольчук   20.12.2021 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.