Счастливая Аравия

            ARABIA FELIX  - YAMANI - Счастливая Аравия.  До путешествия в Йемен трудно было представить, что в наше время эта страна так разительно может отличаться от других стран. Реальность превзошла все ожидания. Минра поехал со своей "безумной" бабушкой, для которой экстрим был давно нипочём. Будто они взглянули на страну Пунт глазами Хатшепсут.  Минра объездил с бабушкой  Асету  много стран. Но ни одна страна не произвела такого впечатления, как Йемен. "Кто не был в Йемене, тот не видел ничего". Поражало в Йемене почти всё: крепкие дома-крепости на вершинах гор и холмов, древние глинобитные города и развалины, жители-экстремалы, которые под действием опьяняющей жвачки из листьев дерева-ката способны преодолеть невозможное, экстремальный климат, использование дождевой воды и т.п.
           Самые ранние упоминания Сабейского царства относятся к IX веку до н. э., а начало его расцвета приходится на VIII в. до н. э. Вблизи столицы Сабы, Мариба, была сооружена огромная плотина, благодаря чему оказалась орошенной огромная, прежде бесплодная и мертвая территория — страна превратилась в богатый оазис. Расцвет царства приходится на период между 900 и 450 гг. до н. э. В начальный период своей истории Саба служила перевалочным пунктом в торговле: сюда поступали товары из Хадрамаута, и отсюда отправлялись караваны в Месопотамию, Сирию и Египет (Ис. 60:6; Иов. 6:19). Наряду с транзитной торговлей Саба получала доходы от продажи благовоний (Иер. 6:20; Пс. 71:10).
          Во II веке до н. э. Саба стала приходить в упадок, но в это бурный расцвет был на йеменском Нагорье, на юго-западе которого сложилось Химьяритское царство. Между химьяритами и сабеями начались войны. К концу I в. до н. э. химьяриты захватили большинство южноаравийских царств; около 25 года до н. э. химьяриты сумели покорить Сабу и включить её территорию в состав Химьяритского царства. Как самостоятельное государство Сабейское царство возродилось в начале II века. В конце III века Саба вновь вошла в состав Химьяритского царства.
          Наиболее легендарная фигура сабейского периода - царица Са;вская, X век до н. э. — правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии. Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В более поздних арабских текстах она зовётся Балкис (Билкис, европеизир. — Балкида), а в эфиопских легендах — Македа.
          Согласно библейскому повествованию царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств (I Царей), а также в 9-й главе Второй книги Паралипоменон (II Хроник): «И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всём, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я расслышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону. (3Цар. 10:2—10)»
           В Новом Завете царица Савская именуется «царицей южной» и противопоставляется тем, кто не желает внимать мудрости Иисуса: «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Лк. 11:31). Аналогичный текст приводится и у Матфея (Мф. 12:42). Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Луки истолковывает: «под „царицей южной“ разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре». Указывают, что значение этой фразы таково — в Судный день царица (вместе с упомянутыми ниже у Луки язычниками-ниневитянами, уверовавшими благодаря Ионе) восстанет и осудит иудеев  эпохи Иисуса, потому что они имели такие возможности и привилегии, которых не имели эти уверовавшие язычники, но отказались принять их. Как отмечал Иероним Стридонский, осудят не по власти произносить приговор, но по превосходству в сравнении с ними. Превосходство ниневитян и царицы Савской над неуверовавшими современниками Христа подчёркивает и Иоанн Златоуст в своих «Беседах на книгу Матфея»: «потому что они поверили меньшему, а иудеи не поверили и большему».
            В 27-й суре Корана «Муравьи» содержится арабское повествование о пророке Сулеймане (Соломоне) и царице Савской, называемой там именем Балкис (Билкис). Кроме того, в исламском фольклоре существуют несколько версий легенд на эту тему. Согласно мусульманской традиции Соломон узнаёт от птицы худ-худ (удода), о существовании царицы Балкис — правительницы сказочно богатой страны Саба, восседающей на троне из золота, украшенном драгоценными камнями, и поклоняющейся солнцу. Он пишет ей письмо со словами: «От слуги Бога, Соломона, сына Давида, к Балкис, Царице Шебы. Во Имя Бога всемилостивого. Мир да пребудет с тем, кто следует по пути истины. Не восставайте на меня, но придите и предайтесь мне». Письмо передаёт царице та же птица, что рассказала Соломону о её царстве. Получив письмо, Балкис испугалась возможной войны с Соломоном и послала ему богатые дары, которые он отверг, сказав, что пошлёт войска, захватит её города и выгонит их жителей с позором. После этого Балкис решила сама приехать к Соломону, выразив этим свою покорность. Перед отъездом она заперла свой драгоценный трон в крепости, но Соломон, повелитель джиннов, желая произвести на неё впечатление, с их помощью перенёс его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой?». Балкис смогла узнать его, и была приглашена во дворец, построенный Соломоном специально для неё. Пол в нём был сделан из стекла, под которым в воде плавали рыбы (в другом вариантеводы нет, а пол, как и сам, дворец был хрустальным). Балкис, войдя во дворец, испугалась и, решив что ей надо будет идти по воде, подняла подол своего платья, оголив голени. После этого она произнесла: «Господи! Воистину, я нанесла урон самой себе, ныне же вместе с Сулайманом  предаюсь Аллаху, Господу обитателей миров». Таким образом, она признала всемогущество Сулеймана и его Бога, и приняла истинную веру. Комментаторы Корана трактуют эпизод с прозрачным полом во дворце Соломона, как уловку царя, желавшего проверить слух о том, что ноги Балкис покрыты шерстью, как у осла. Та'алаби и Джалал ад-Дин аль-Махалли приводят версию, что всё тело Балкис было покрыто шерстью, а ноги имели ослиные копыта, что свидетельствовало о её демонической природе, разоблачённой царём . Комментатор Корана Джалал ад-Дин утверждает, что Соломон хотел жениться на Балкис, но его смущала шерсть на её ногах. Аль-Бейзави  замечает, что неизвестно, кто стал мужем Балкис, и предполагает, что им мог быть один из вождей племени Хамдан, которому отдал её царь.
Царица Савская упорно стремится выполнить свою миссию. Она предлагает царю загадки: «Отгадаешь —я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь —я буду знать, что человек ты самый обыкновенный».
Список загадок, частично пересекающихся друг с другом, содержится в нескольких еврейских источниках:
«Таргум Шени» к «Книге Эстер» — содержит 3 загадки;
«Мидраш Мишлей» («Мидраш к Книге Притч»), а также «Ялкут Шимони» к «Паралипоменон» — содержат 4 загадки;
«Мидраш Ха-хефец» (йеменский манускрипт, хранящийся в Британском музее) — содержит 19 загадок.
Согласно «Таргум Шени», вопросы царицы Савской были следующими:
«Колодезь деревянный, ведро железное, черпает камни, выливает воду. Что это?» — «Сурьма» (для подкрашивания сурьмой использовалась трубка сурьмила из тростника с ручкой-насосом из металла).
«Из земли исходит, землёю питается, льётся как вода, а разливает свет. Что это?» — «Нефть».
«Буря ходит по верхушкам его и стонет, и вопит горестно; глава его словно тростник; для богатых почёт, а для бедняков — позор; для мёртвых почёт, а для живых — позор; птицам радость, а рыбам горе. Что это?» — «Лён» (из льна шьётся как одежда для богатых, так и грубая одежда бедняков, саван для умерших и верёвка для виселицы; семена льна служат кормом для птиц, и из льна изготавливают рыбацкие сети).
Согласно «Мидраш Мишлей» и «Ялкут Шимони», загадки были иными:
«Семь выходят, а девять заходят, двое наливают, а один пьёт?». Соломон, не раздумывая, отвечает: «Семь — это дни уединения [женской нечистоты в связи с месячными], девять — это месяцы беременности, две груди смешивают, а один [грудной младенец] пьёт».
«Женщина сказала своему сыну: „твой отец — мой отец, твой дед — мой супруг, ты мой сын, а я твоя сестра“». Ответ: «Эта мать — одна из дочерей Лота, которая родила детей от своего отца».
     Привезённых царицей молодых людей, одетых в одинаковую одежду, одного роста и сложения необходимо было разделить на юношей и девушек. Соломон повелел евнухам принести орехи и жареные семена и стал раздавать их. Юноши, не стыдясь, поднимали края одежды и всыпали в них угощение, а девушки, стесняясь, клали орехи в покрывавшие волосы головные уборы.
     Существует также вариант мидраша, где Соломон должен был отделить настоящие цветы от искусственных, в чём ему помогла пчела.
В другом варианте Соломон должен был продеть шёлковую нить через изумруд с трещиной, в чём ему помог шелковичный червь.
     Соломон должен был также отделить обрезанных мужчин от необрезанных. Соломон повелел первосвященнику доставить Ковчег Завета. Обрезанные преклонили колено, и их лица наполнились светом Благодати, а необрезанные распростёрлись перед Ковчегом ниц.
«Мидраш Ха-хефец» содержит 19 загадок, первые четыре из которых совпадают со списком из «Мидраш Мишлей», а остальные 15 уникальны:
Кто не рождался и не умрёт? — Бог, да будет он благословен.
Какая земля лишь раз видела солнце? — Та, которую покрыли воды в день творения, расступившиеся, когда Моисей вёл по нему народ израильский .
Что за ограда с десятью дверьми, когда одна из них открыта — девять замкнуты; когда же открываются девять, закрывается одна? — Эта ограда — женское лоно; десять дверей — десять отверстий в теле: глаза, уши, ноздри, рот, отверстия для избавления от нечистот и пупок. Когда плод находится в чреве, в его теле открыто лишь отверстие пуповины, в то время как остальные отверстия замкнуты; когда же ребёнок выходит из чрева, пупок закрывается, а остальные отверстия раскрываются.
Что неподвижно, пока живо, но находится в движении после того, как ему снесут макушку? — Дерево, из которого изготавливают корабль.
Что за три вещи, которые не были ни едой, ни питьём, ни воздухом, но спасли троих от смерти? — Печать, верёвка и посох. Имеется в виду история Иуды и Фамарь, где трое — то, чем обладали  Фамарь и два её сына.
В пещеру вошли втроём, а вышли впятером? — Лот, его две дочери и их двое детей.
Мертвец живой, могила движется, а мертвец молится. Что это? — Иона в чреве кита.
Кто те трое, евшие и пившие на земле, но не рождённые от мужчины и женщины? — Три ангела, явившиеся Аврааму.
Четверо вошли в дом смерти и вышли живыми, а двое, войдя в дом жизни, стали мертвы? — Четверо: Даниил, Анания, Мисаил и Азария (отроки в печи огненной, Дан. 3:93, двое — Надав и Авиуд (сыновья Аарона, принесшие Господу огонь чуждый, которого Он не велел им, за что были испепелены, Лев. 10:1-2).
Кто те, кто родится, но не умрёт? — Пророк Илия, который был взят на небо живым (4Цар. 2:11), и Мессия.
Что не было рождено, хотя ему дали жизнь? — Золотой телец (идол, сделанный Аароном по просьбе народа, во время отсутствия Моисея: «я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя и отдайте мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец» — Исх. 32:24).
Что, хотя и производится землёй, делается человеком и питается вышедшим из земли? — Фитиль.
Была женой двух, родила двух, и все четверо - дети одного отца? — Фамарь.
В доме, полном смерти, нет ни одного мертвеца, но и живым ни один из него не выйдет? — История о Самсоне и филистимлянах (пленённый Самсон, будучи привязан во время пира к столбам, поддерживавшим кровлю дома, сдвинул их - «обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём» — Суд. 16:30).
   Царица приказала принести брёвна кедровых деревьев и попросила Соломона указать, где у бревна верх, а где низ, с какого конца росли ветки, а с какого корни. Соломон приказал положить брёвна в воду. Тот конец, который опустился на дно, был низом, откуда росли корни, а тот, который поднялся над поверхностью воды — был верхушкой.
   Следует заметить, что большая часть загадок из этого списка основаны не на бытовой мудрости, а на знании истории еврейского народа и выглядят достаточно странно в устах царицы-солнцепоклонницы из далёкой страны. Более того, очевидно, что загадки про Даниила, Илию и Иону не могли быть придуманы царицей Савской, так как те родились после царствования Соломона.
   В каббалистической «Книге Зогар» (ок. XIV в.) царица в качестве испытания просит Соломона изготовить ей сандалии. По этой версии, предполагается, что ноги царицы были звериными, и обувь ей была не нужна, а задание было ловушкой. Соломон отказался делать сандалии.
В результате подобных состязаний царица Савская была вынуждена признать превосходство Соломона над ней в мудрости.
   Иосиф Флавий в своём труде «Иудейские древности» рассказывает, что Соломона посетила царица, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами». Приехав в Иерусалим, она, как и в других легендах, испытывает Соломона загадками, восхищается его мудростью и богатством. Этот рассказ интересен тем, что историограф упоминает в качестве родины царицы совсем другие государства. Согласно основанной на этих данных реконструкции исследователя Иммануила Великовского, создателя внеакадемической «ревизионистской хронологии», царица Савская — это царица Хатшепсут (XV век до н. э. по традиционной хронологии Древнего Египта), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство), отец которой, Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию). Как отмечал Великовский, в Дейр эль-Бахри (Верхний Египет) царица построила для себя погребальный храм по образцу храма в земле Пунт, где имеется серия барельефов, подробно изображающих экспедицию царицы в таинственную страну, которую она называет «Божественной», или, по другому переводу, «Божьей Землёй». Барельефы Хатшепсут изображают сцены, схожие с библейским описанием визита царицы Савской к царю Соломону. Историки не знают, где в точности находилась эта земля, хотя в настоящее время существует гипотеза, что земля Пунт — территория современного Сомали. Кроме того, можно предположить, что названия «Савея» (на иврите Шева) и «Фивы» (столица Египта в период правления Хатшепсут , др.-греч. ;;;;; — Теваи) однозначны.
Британский писатель Ральф Эллис (Ralph Ellis), теории которого ставятся учёными под сомнение, предположил, что царица Савская могла быть супругой фараона Псусеннеса II, который правил Египтом в период жизни Соломона, и чьё имя по-египетски звучало как Pa-Seba-Khaen-Nuit.
     Также предпринимались попытки провести аналогию между царицей Савской и китайской богиней Си Ван Му — богиней западного рая и бессмертия, легенды о которой возникли приблизительно в ту же эпоху и имеют схожие черты.      
     Как только прилетели в столицу Йемена в Сану и поселились в отеле «Мовенпик» (это был лучший отель в городе), поехали осматривать достопримечательности. Конечно, поражали красно-белые расцветки домов, смотровые площадки, рынок, площади, улицы, мечети. Всё было необычно, ярко, неповторимо. Во сне Минра увидел царицу Савскую и Хатшепсут – они были обижены, что их некоторые историки отождествили. Между их воплощениями было несколько веков. На следующий день поехали осматривать развалины древних храмов. И вот Минра видит заброшенные города с глинобитными домами и храмами, развалины храмов Солнца и Луны, высохшие акведуки и водохранилища. Видимо, случилась какая-то экологическая или климатическая катастрофа, что люди покинули столь благодатные места. А может, варвары-кочевники уничтожили цветущую земледельческую цивилизацию? Но это было бы слишком неразумно. Обычно варвары перенимали земледелие и начинали ценить благодатную почву…
     Бабушка решила поехать из Саны в Северный Йемен, где правили имамы-шииты. Незадолго до этого там взяли в заложники группу итальянских туристов. Бабушка шутила, говоря, что мечтает, чтобы и её взяли в заложники. Выехали рано утром в сопровождении водителя и гида. Автомобиль был старенький, видавший виды. Водитель и гид были навеселе и продолжали жевать кат. Дорога шла над пропастью и серпантином уходила в горы. Гид и водитель весело напевали: «Алла шарри, Алла шарри, кулли ас-са’дат». Аллах делал тут человека счастливым, несмотря ни на какое зло (если точно передать смысл этого припева). Минра стал понимать, почему эта страна называется Счастливой. Жили свободные люди, умеющие быть счастливыми, несмотря ни на что! Бабушка и Минра обратили внимание, что дорога поднимается вверх над глубокой пропастью справа, на дне которой валялись разбитые автомобили. Гид пояснил, что автомобили тут часто бьются, потому как водители, жующие кат, теряют контроль от опьянения. И при этом гид нехорошо хихикал. Водитель был лихачом, вёл автомобиль бесшабашно. Пассажирам по-настоящему стало страшно. Минра сказал бабушке, что зря согласился на это путешествие на свою погибель. Бабушка пыталась отшутиться. Но было видно, что её тоже обуял страх. Глядеть вниз было невозможно. Слева громоздились камни, которые могли упасть лавиной. Минра закрыл глаза от ужаса. Оказались между Сциллой и Харибдой. Ужас продолжался часа два, пока не оказались на вершине какого-то утёса. Вершина круто нависала над глубокой пропастью. На ней было несколько людей, любующихся панорамой. Решили подъехать поближе. Безумный водитель подвёл машину прямо к раю пропасти. Бабушка и Минра едва успели выскочить. Гид подошёл прямо к нависающему над пропастью краю вершины. И тут увидели, что на самом краю сидит местная девочка лет семи, свесив ритмично болтающиеся ножки и что-то весело напевая. Минра был охвачен ужасом: не то что сесть, подойти близко к этому краю было страшно, от высоты тошнило и кружилась голова. Местные хихикали, глядя на туристов.
Гид смеялся и приглашал подойти поближе к нависающему краю вершины. Минра со страхом попятился назад. Когда решили продолжить путь, Минра и бабушка не стали подходить к автомобилю на краю пропасти, подождали, пока автомобиль подойдёт к ним, только потом сели и продолжили путь. Минра был в шоке. Но ещё не подозревал, что придётся пережить в дальнейшем.
      Дальше путь опять был горным серпантином. Часа через два на пограничном посту с северной частью автомобиль остановили. Пограничники поговорили с гидом и водителем, посмотрели документы, спросили про пассажиров. Узнав, что иностранцы, красноречиво повертели пальцем у виска и пропустили на опасную территорию.
      Вдали показался очередной город на высоком холме. Отель был на самой вершине. Именно тут было логово партизан. В отеле никого не было. Откуда-то явился то ли владелец, то ли член семьи владельца отеля и принёс путешественникам еды и напитков. Оконные проёмы служили для вентиляции. Внутри некоторых домов-крепостей были глубокие колодцы, пробитые в скальном грунте. Во дворе были бассейны и приспособления для сбора и хранения дождевой воды. Как умудрялись строить так высоко в горах, как туда доставляли камни и другие строительные материалы, было загадкой. К тому же не было видно никаких незавершенных строек.
     На следующее утро Минра думал, что им повезло, что не вызвали интереса у партизан, берущих иностранцев в заложники. Но радость оказалась преждевременной. Ждали не менее острые приключения. Доехали до очередного города – крепости на вершине горы. В город дороги не было – надо было подниматься пешком по тропинке над пропастью. Стали подниматься. Высота была такой, что орлы гнездились и летали ниже этих троп. Вправо глядеть было невозможно из-за головокружительной высоты, а слева поднимались каменные глыбы. Из одной расщелины угрожающе шипела голова змеи.бабушка смело шла впереди за гидом. Минра мысленно прощался с жизнью, которая висела на волоске. А что, если дождь? Как тут ходят во влажном сезоне? Зачем взбираться так высоко? Как тут живут? Чем занимаются? Стало идти совсем трудно. Тропа была узкой, а пропасть – бездонной. Кружилась голова. Руки скользили по камням слева. В глазах потемнело. Вдруг перед взором всплыли написанные арабской вязью слова из Кур’ана:  «Аллах, милосердный, милостивый!
Отведи от меня зло, идущее от шайтана, и всякое зло…». Потом внезапно в памяти всплыли наиболее яркие суры Кур’ана, стали превращаться в звуки и вырываться из горла Минра. Гид и водитель остолбенели: для них явилось настоящим чудом, что иностранец запел суры Кур’ана на чистейшем кораническом арабском языке. Для Минра это тоже было неожиданностью: откуда-то из глубин страха возникла вера и необходимость обратиться к Аллаху, хоть на самом деле Минра считал себя атеистом и рационалистом. И тут пришло спасение – Минра добрался до плоской площадки, относительно безопасной. Как же всё это построили? На вершине красовалась белокаменная мечеть с высоким минаретом. Это было настоящим чудом. К счастью, с другой стороны города нашёлся другой спуск. По прежней узкой тропе никакая сила не смогла бы заставить Минра спуститься…
     После всех этих переживаний обратная дорога над пропастью уже не казалась такой страшной. Даже было весело. Будто перед лёгкой смертью. Хотелось взглянуть на знаменитые кофейные деревья в горах. Кругом было огромное разнообразие кактусов. Подъехали к знаменитому древнему глинобитному городу Амрану. Ему было шесть-семь тысяч лет. Конечно, он обновлялся. Заходить в город осмеливались не все туристы. За воротами сразу открывался вид на бассейн с дождевой водой грязно-зелёного цвета. Из бассейна брали воду для питья, там же стирали, туда же сливали всё. Такое Минра раньше видел только в Индии, в Мумбаи. На площадях и улицах был утрамбованный слой навоза. Запах был страшный. В глиняных многоэтажных домах без удобств жили люди! Некоторые туристы отваживались посетить местный рынок, базар, наподобие индийского. Там от запахов и грязи можно было потерять сознание. Даже бабушка не осмелилась осмотреть этот памятник ЮНЕСКО полностью…
     Но и на этом приключения не закончились. Решили полететь из Саны в Аден. Поначалу Аден как столица и порт Южного Йемена показался цивилизованным. Из аэропорта приехали в отель Шератон. Отель оказался безлюдным. Кроме бабушки и Минра, появился ещё один постоялец. Как потом оказалось, это был капитан французского судна, которое на следующий день было захвачено в плен сомалийскими пиратами. На отельном пляже царствовали вороны. Стоило направиться в воду, вороны тут же налетали на еду, питьё, одежду, мусорные корзины, нападали и потрошили всё подряд. И не очень боялись людей и их камней.
     Потом бабушке вздумалось поплыть на остров Сокотра. Это остров описывался не раз в арабских сказках «Тысячи и одной ночи» и был знаменит своей природой. Минра уже давно ненавидел тропическую природу. Комары у Нила, муравьи на Мальдивах, ядовитые рыбы и мурены у кораллов, насекомые и ящерицы на Цейлоне, кобры в Индии, - всё это так достало, что Минра втайне молил Единого утопить или сжечь судно, которое направлялось на Сокотру. Небо сжалилось. Судно сгорело. Мира был очень благодарен Единому. С какой же радостью возвращался Минра из Адена в Сану, а из Саны в столицу Катара Доху! Доха казалась цивилизованным европейским городом. Неужели всё это было наяву?!
     Города-крепости Йемена невозможно покорить. В двадцатом веке и в двадцать первом Йемен, особенно Сана, подвергался авианалётам, бомбардировкам. Но в рукопашном бою никому не удавалось покорить йеменские племена. Похоже, в Йемене ещё в древности свободолюбивые люди сумели найти своё счастье и сохранить его на вершинах гор. Удивительна Счастливая Аравия! Но туда почему-то Минра больше не хочет…


Рецензии