Гений Достоевского и наши дни

РВБ: Собрание сочинений в 15 томах.
Достоевский Федор Михайлович. Дневник писателя. Осень 1877 года.
"«…представим вдруг, что всё дело кончено, что настояниями и кровью России славяне уже освобождены от турецкого ига, мало того, что турецкой империи уже не существует и что Балканский полуостров свободен и живет новою жизнью. (После этого) по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!
И пусть не кричат на меня, что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет,— у них характер в этом смысле как у всех,— а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. … отнюдь не надо требовать от славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед.
Начнут они непременно с того, что внутри себя, убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, а напротив, что от властолюбия России они едва спаслись благодаря европейскому концерну, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, для порабощения славян варварскому великорусскому племени".
Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться «властолюбия» России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить длинный период европеизма прежде, чем постигнут своё особое славянское призвание в среде человечества.
Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно словами, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь. … для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести наконец всех малых сих до себя и до понятия ими материнского её призвания — вот цель России, вот и выгоды её, если хотите. Тогда только скажет всеславянство свое новое целительное слово человечеству... Выше таких целей не бывает никаких на свете".
Так и в наши дни....
Это касается не только Великоросов и окружающих их славян, но такой же предательский механизм срабатывает и внутри самого русского народа по отношению к передовым просветителям. И истинный просветитель должен вытерпеть поношения от своих же собратьев и не ждать, что его на руках будут носить. А кого толпа на руках носит, так тот не передовой, а в третьем или четвёртом ряду, но толпа-то именно его считает первым. Но тот, кто на самый верх просвещения поднимается должен смириться с участью одинокого орла за облаками, для которого родными становятся только Небеса. Ежели не можешь обойтись без людских аплодисментов, то и не считай себя передовым, а те мысли, которые в твоём сознании порождаются, они не от Небес, а от небесных высотников прилетают. Коли приучишь себя быть им благодарным, тогда судьба твоя обретёт жизненное благополучие.
А что касается массового понимания, то оно появится у людей только после того, как до заоблачной высоты поднимется определённое количество высотников. Для простоты, можно привести вот такой пример:
"В науке это явление получило название “эффект сотой обезьяны”.
Казалось бы, ничего сверхъестественного. Но дело в том, что несколько групп учёных наблюдали за обезьянами на совершенно разных островах. И в один момент, когда число обезьян, научившихся чистить бататы достигло определённого количества (условно сто), все обезьяны на всех островах тут же стали чистить бататы. Учитывая тот факт, что между ними не было абсолютно никакого контакта, считка информации произошла на полевом уровне".
Так что не думайте, что ваши красивые речи просвещают народ, нет. Его просвещает только ваш личный пример, вашей собственной душевной эволюции.


Рецензии