Восточно-Прусская операция-1-8-5-8-1
В. Шпинев «Восточно-Прусская операция. Краткая хроника»–1-8-5-8-1.
Немецкие оборонительные сооружения в Германии, Польше и Восточной Пруссии (приграничные укрепления, укрепрайоны, бункеры, форты, полевые укрепления).
Форты и крепости Кенигсберга. Продолжение.
V этап – сооружение фортового пояса вокруг города в 1872-1884 г.г.
После франко-прусской войны (1870-1871 гг.) Кенигсберг окружают пятнадцатью большими фортами. Крупнейшие из них - форт № 3 "Король Фридрих III" и форт № 5 "Король Фридрих Вильгельм III". (51).
Опыт войны с Францией 1870-1871 гг., появление более совершенной артиллерии привели к необходимости создания вокруг Кёнигсберга нового оборонительного фронта. (51).
После франко-прусской войны 1870-1871 годов в связи с появлением дальнобойных пушек старые крепости окружают фортовыми поясами. Такой пояс получил и Кенигсберг. (51. Материал из Википедии).
Большое фортовое кольцо вокруг крепости Кенигсберг было создано в 1870-х годах. Изначально включало в себя 12 больших кирпичных фортов, расположенных на расстоянии 6-7 км от центра города. Общая протяженность более 50-ти км. Согласно В.Яковлеву, форты были типовыми с небольшими различиями, связанными с особенностями прилегающей местности. Пример такого типового форта, приведенный в книге, очень напоминает форт №5. (http://wheretogo.km.ru/koenigsberg/koenig-ring.htm).
С 1872 г. вокруг Кенигсберга в пяти километрах от внутреннего оборонительного кольца было построено 15 фортов (12 больших и 3 промежуточных), оснащенных по последнему слову фортификационной техники.
Крепостные сооружения Кенигсберга постоянно совершенствовались. Особенно с 1874 года, когда началось возведение 15… выдвинутых вперед фортов. В 1882 году их строительство было закончено, и Кенигсберг стал первоклассной крепостью. (51. Материал из Википедии).
В 1874 г., в соответствии с правительственным решением от 24 июня 1872 г., приступили к сооружению 12 фортов и 3 вспомогательных сооружений на расстоянии 5-7 км от центра города. (51).
Новая теория фортификационного строительства конца ХIХ в. требовала ради сохранения и защиты самого города выносить за его пределы на 5-7 км систему отдельных изолированных фортов, которые держали бы под артиллерийским контролем взаимно перекрываемые фронты. В этот период было построено 12 основных и 3 промежуточных форта. (119).
К концу XIX века на расстоянии пяти—семи километров от Кенигсберга сооружается оборонительное кольцо укреплений, состоящих из двенадцати фортов, трех полуфортов и вспомогательных сооружений. Эти форты были связаны друг с другом кольцевой дорогой, общая длина которой составляет около 50 километров. К каждому форту от окружной дороги вела небольшая тупиковая дорога. С возведением фортов Кенигсберг стал одной из самых больших крепостей Германии. Продолжалось и городское строительство… (120).
Самым первым, самым большим и самым мощным фортом был форт № 3… Его использовал кинорежиссер Ю. Иванчук для съемок «подземных» боев с японскими самураями при создании художественного кинофильма «Приказ: перейти границу». (51. Материал из Википедии).
Первым был заложен Форт № 3 "Король Фридрих III" на горе Кведнау (Северная гора). Форты, расположенные друг от друга на расстоянии примерно 3 км, были связаны кольцевым шоссе, общая длина которого составляет около 50 км. К каждому форту от дороги вела радиальная тупиковая дорога. Рвы, окружавшие форты, также были связаны каналом Landgraben. Каждый форт строили 5-6 лет. Строительство фортов было закончено к 1892 г. С возведением фортов внешнего кольца Кёнигсберг стал самой большой крепостью Германии. (51).
Форт представляет собой вытянутый по фронту шестигранник - центральное сооружение, размером 360х180 метров, окружённое водным или сухим рвом шириной 20-25 метров и глубиной 3-5 метров (общее описание кёнигсбергских фортов). По сути, это отдельное крупное сомкнутое оборонительное укрепление долговременного характера. (http://kxk.ru/castles/v8_311529__.php).
Помещения фортов больших и малых (казематы, капониры, казармы) были кирпичными со сводами толщиной не менее 1 метра. Слой земли над помещением предусматривался толщиной около 3 метров. Всем фортам были даны имена собственные в честь прославленных немецких полководцев и королей: № I - Штайн, № Ia - Грёбен, № II -Бронзарт, № IIa - Барнеков, № III- король Фридрих-Вильгельм I, № IV- Гнайзенау, № V -король Фридрих-Вильгельм III, № Va - Лендорф, № VI -королева Луиза, № VII -Герцог фон Хольштайн, № VIII - король Фридрих-Вильгельм IV, № IX - Дона, № X - Канитц, № XI - Дёнхоф, № XII - Ойленбург. (51. Материал из Википедии).
Для сооружения фортов использовался кирпич двойного обжига, особый раствор для кладки, крыши «накрывались» многометровой «земляной подушкой». Стены достигали порой двухметровой толщины. Все было так крепко, что во время штурма Кенигсберга в апреле 1945 года форты выдерживали удары снарядов и авиабомб самых крупных калибров.
Помимо номеров, форты получили названия - по именам прусских королей, генералов, государственных деятелей.
Так, форт № 5 (филиал областного музея) назывался «Фридрих Вильгельм III», а № 6 - «Королева Луиза»…
Форт № 1 (на берегу озера близ мотеля «Балтика») носит имя барона Штейна, а № 10 (пригородный поселок Дальнее) - барона Каница. Штейн был дипломатом в Австрии. Когда Наполеон вступил в Пруссию, Штейн уехал в Петербург.
Прусский генерал Каниц в 1813 году временно вступил в русскую армию, участвовал в ее походах по изгнанию Наполеона из стран Западной Европы, в том числе из Пруссии. Десять кенигсбергских фортов прикрывали северную половину города, а пять - южную. (51. Материал из Википедии).
Каждый форт строился 5-6 лет, и 1882 год нельзя считать завершающим. Но именно в 80-е годы начинаются объемные работы по усилению кирпичных покрытий новым по тем временам материалом - бетоном. Это явилось следствием применения в войнах мощных фугасных снарядов. Работы продолжались до 1891 года. При этом, были использованы идеи военного инженера генерала Э. Тотлебена, воспитанника Главного(Николаевского) инженерного училища (ныне - Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск), руководителя инженерной обороны Севастополя в Крымской войне 1854-1855 годов. (51. Материал из Википедии).
Форты опоясывающего фронта.
Все сооружения построены в период с 1872 по 1894 год.
(http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форты Кенигсберга:
Форт № I «Штайн». Конец ХIХ в. Автор: не известен. Большая Окружная дорога(БОД), на выезде в Гвардейск. (119).
№ 1 «Штайн» (бывший Ляут) — назван в честь Генриха Фридриха Карла барона фон Штайна (1757—1831), видного общественного деятеля. (http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № 1 «Штайн» (Ляут большой). Расположен на окраине города, севернее «берлинского» моста, слева от шоссе Калининград — Гвардейск, рядом с прудом Ляутер. (120).
Промежуточный форт № I-а «Грёбен». Конец ХIХ в. Не известен. Большая Окружная дорога, восточнее Малого Исаково. (119).
Форт № 1-а «Гребен». Находится севернее пос. Ляут (п. Исаково). (120).
№ 1-а «Грёбен» — назван именем генерала Карла фон Гребена (1788—1876). (http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № II «Бронзарт». Конец ХIХ в. Автор: не известен. БОД, северо-восточнее пос. Васильково. (119).
Форт № 2 «Бронзарт» (Нейдамм малый). Ориентир — продолжение улицы Гагарина, севернее Васильково. (120).
№ 2 «Бронзарт» (бывший Нейдамм) — назван в честь одного из братьев Пауля Бронзарта фон Шеллендорфа (1832—1891) либо Вальтера Бронзарта фон Шеллендорфа (1833—1914), военных министров. (http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Промежуточный форт № II-а «Барнеков». Конец ХIХ в. Автор: не известен. Бод, пос. Северная гора. (119).
Форт № 2-а «Барнеков». Расположен севернее пересечения кольцевого шоссе с железной дорогой на Гурьевск. (120).
№ 2-а «Барнеков» — назван в честь генерала Альберта фон Барнекова (1809—1895). (http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № III «Король Фридрих III». Конец ХIХ в. Автор: не известен. Конец ул. А.Невского — БОД. (119).
Форт № 3 «Фридрих III» (Кведнау большой). Находится на пересечении шоссе на Зеленоградск и железной дороги на Полесск, на окраине поселка Северная Гора. (120).
№ 3 «Фридрих III» (бывший Кведнау, иногда называется Фридрих-Вильгельм I) — назван именем германского императора Фридриха III. (http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № IV «Гнайзенау». Конец ХIХ в. Автор: не известен. Калининград, пос. Первомайский. (119).
Форт № 4 «Гнейзенау» (Байдриттен малый). Расположен севернее пос. Первомайский. (120).
№ 4 «Гнейзенау» (бывший Байдриттен) — назван в честь генерала Гнейзенау (1760—1831). (http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № V «Король Фридрих Вильгельм III». Конец ХIХ в. Автор: не известен. Конец Советского пр. — БОД. (119).
Форт № 5 «Фридрих Вильгельм III» (Шарлоттенбург большой). Находится севернее пос. Лермонтово, слева от шоссе Калининград — Светлогорск. (120).
№ 5 «Фридрих Вильгельм III» (бывший Шарлоттенбург) — назван именем короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (1770—1840).
(http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № V-а «Лёндорф». Конец ХIХ в. Автор: не известен. Ул. Катина — пос. Зеленое. (119).
Форт № 5-а «Лендорф». Расположен за улицей Лейтенанта Катина, на окраине пос. Зеленое, на канале Ланд-Грабен (река Голубая). (120).
№ 5-а «Лендорф» — назван в честь генерала Карла Фридриха фон Лендорфа (1770—1854). (http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № VI «Королева Луиза». Конец ХIХ в. Автор: не известен. Тенистая аллея. (119).
Форт № 6 «Королева Луиза» (Мариенбург малый). Расположен западнее пос. Воздушный (бывший Ратсхоф), справа от шоссе и железной дороги на Балтийск. (120).
№ 6 «Королева Луиза» (бывшие Мариенбург, Юдиттен) — назван в честь королевы Луизы, супруги Фридриха Вильгельма III (1776—1810). (http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № VII «Герцог фон Хольштайн». Конец ХIХ в. Автор: не известен. Калининград, пос. Прегольский. (119).
Форт № 7 «Герцог фон Гольштайн». Расположен на правом берегу реки Преголи при впадении ее в залив, за¬паднее пос. Прегольский. (120).
№ 7 «Герцог фон Гольштейн» — известная династия в Германии, из которой происходил российский царь Петр III Федорович. Форт назван по месту расположения имения Гросс Голыптейн.
(http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № VIII «Король Фридрих I». Конец ХIХ в. Автор: не известен.
БОД — пос. Шоссейный. (119).
Форт № 8 «Король Фридрих Вильгельм IV» (Кальген большой), или «Фридрих I». Расположен слева от шоссе на Мамоново, юго-восточнее пос. Чайковское. (120).
№ 8 «Фридрих Вильгельм IV» (бывший Кальген) — назван именем короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV (1795—1861).
(http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № IХ «Дона». Конец ХIХ в. Автор: не известен. БОД — пос. Новодорожный. (119).
Форт № 9 «Дона» (Хох-Каршау), или «Понарт». Расположен на южной окраине Балтийского района, на пересечении улицы Летней с Окружной дорогой. (120).
№ 9 «Дона» (бывшие Коршау, Понарт). Фамилия Дона принадлежит к старинному дворянскому роду. Наиболее известным был бургграф Абрахам фон Дона (1579—1631). По его проектам построены крепости в Пиллау, Мемеле и 1-е вальное укрепление в Кёнигсберге. Форт № 9 мог быть назван именем министра и генерал-фельдмаршала бургграфа Александра цу Дона (1661—1728), который доводился внучатым племянником Абрахаму фон Дона.
(http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № Х «Канитц». Конец ХIХ в. Автор: не известен. БОД — пос. Дорожное. (119).
Форт № 10 «Конитц» (Шанфлиез большой). К югу от пос. Комсомольского. Западнее, пересечения Окружного шоссе с железной дорогой на Багратионовск. Продолжение улицы Дзержинского. (120).
№ 10 «Канитц» (бывшие Шёнфлиз, Альтенберг) — назван в честь большой известной семьи Канитц. Возможно, увековечено имя военного министра, генерала, графа Карла Августа Вильгельма фон Канитца (1783—1852). (http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № ХI «Дёнхофф». Конец ХIХ в. Автор: не известен. БОД — южная часть. (119).
Форт № 11 «Денхоф» (Зелигенфельд малый). Расположен к югу от пос. Дальнее, между железнодорожными магистралями на Москву и Багратионовск. (120).
№ 11 «Дёнхоф» — назван в честь дворянской семьи Дёнхофов.
(http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Форт № ХII «Ойленбург». Конец ХIХ в. Автор: не известен. Ул. Емельянова — пос. Ижевское. (119).
Форт № 12 «Эйленбург» (Нейендорф большой). Севернее пересечения Окружного шоссе с железнодорожной магистралью на Москву, рядом с озером. Дорога на пос. Луговое. (120).
№ 12 «Эйленбург» (бывший Нейендорф) — назван в честь семьи Эйленбургов. Немецкие историки считают, что форт получил имя графа Бото Генриха цу Эйленбурга. Он родился в Кёнигсберге в 1804 году. Был на государственной службе, а в период 1855—1858 — президент прусского ландтага.
(http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Военная энциклопедия Сытина о Кенигсберге: «Начиная с 1874 г. Кенигсберг обращается в сильную крепость-лагерь». (http://slovari.yandex.ru/. Военная энциклопедия Сытина, 1911-1914 г.г. Ф. Ласковскій, Матеріалы для исторіи инженернаго искусства в Россіи, т. III, Спб., 1865; С. Beckherrn, Geschichte der Befestigungen K;nigsbergs, K;nigsberg, 1890).
К 1875 году строительство фортов было в основном закончено. Между фортами, кроме того, были устроены укрытые позиции для артиллерийских батарей, полузаглубленные и заглубленные кирпичные казематы для пороховых погребов, блиндажи для пехоты. (51. Материал из Википедии).
Однако едва лишь строительство фортов было закончено, они стали стремительно устаревать и уже после 1880 года не отвечали требованиям времени. Дело в том, что снаряды стали начиняться не порохом, а новыми мощными взрывчатыми веществами (пироксилином, мелинитом). Кроме того, появились гораздо более крупнокалиберные осадные пушки и мортиры. (51. Материал из Википедии).
Проведенные в Германии опытные стрельбы в 1883 году показали, что даже 210 мм снаряд, содержащий 19 кг пироксилина, пробивает кирпичное перекрытие толщиной в 1 метр, прикрытое сверху слоем бетона 0,75м и слоем земли 1,5 метра. (51. Материал из Википедии).
В течение XIX века проводилась модернизация оборонительных сооружений города. Было построено множество бастионов, равелинов, оборонительных валов, большинство из которых сохранилось до наших дней. Особый интерес представляют городские ворота. Они были возведены в неоготическом стиле и являются интересным архитектурным памятником. (http://ru.wikipedia.org/).
1884 г. - закончено строительство внешнего оборонительного пояса Кенигсберга.
В 1885 году комиссия государственной обороны пришла к выводу о том, что форты нуждаются в реконструкции из-за недостаточности прочности. Было решено усилить бетоном фортовые помещения, убрать часть мест для артиллерии и создать новые стрелковые позиции. Эти работы начались в 1887 году и продолжались до конца 1891 года. Поверх кирпичного свода устроен слой песка толщиной в 1 метр, а выше него бетонный слой толщиной 1 - 1,2 м. Стены казематов в ряде случаев усиливали до толщины 3 метров. (51. Материал из Википедии).
В 1880-1890-х годах укрепления были модернизированы. Крупнокалиберная артиллерия была окончательно вынесена из фортов на смежные позиции, в то время как на самих фортах появились дополнительные пехотные позиции. Появились т.н. малые форты, дополнительно прикрывавшие особо важные участки фронта. Также было построено большое количество позиций для артиллерии, складов для боеприпасов и укрытий для орудий и пехоты. Но самым заметным нововведением этого времени является применение бетона. Поверх старых кирпичных перекрытий насыпали слой песка толщиной 1 м, после чего укладывали бетонную подушку (1-1.5 м). Таким способом была достигнута стойкость сооружений фортов к обстрелу снарядами калибра до 280 мм. (http://wheretogo.km.ru/koenigsberg/koenig-ring.htm).
Военная энциклопедия Сытина о Кенигсберге: «КЕНИГСБЕРГЪ, главный город Восточной Пруссии и первоклассная крепость; лежит на обоих берегах р. Прегель в 8 клм. от впаденія ея в залив Фриш-Гаф… Является важнейшим пунктом Пруссіи в военном, морском, промышленно-торговом и административном отношеніях. Важный узел сухопутных и морских путей.
Кенигсберг состоитъ из Стараго города на правомъ и Новаго или Лобенихта на левом берегу реки и Кнейпгофа на образуемом ею острове. Мелководныя места Фриш-Гафа мешаютъ большим морским судам проникать в Прегель; они останавливаются у гавани Пиллау в 50 клм. от Кенигсберга, с которымъ она соединена морским каналом 61/2 мтр. глубины. Гавань принадлежит к наиболее обширным в Германіи, имеет около 7 т. фт. пристаней и набережных…
Въ городе сосредоточены в настоящее время следующие воинские части и учрежденія: штабы I армейского корпуса, 1-ой пехотной дивизіи, 1-ой кавалерийской бригады и 1-ой бригады полевой артиллеріи, гренадерский № 1 полк кронпринца (3 батальона), гренадерский № 3 полк короля Фридриха-Вильгельма I (2 батальона), № 43 пехотный полк герцога Карла Мекленбург-Стрелицкаго (3 батальона), кирасирский № 3 полк графа Врангеля (5 эскадронов), 52-й полк полевой артиллеріи (6 батарей), 16-й полк полевой артиллеріи (6 батарей), 1-й полк пешей артиллеріи фон-Лингера (10 ротъ), 1-й піонерский батальон (3 роты), 1-й обозный восточно-прусский батальон (3 роты), обозное депо I армейскаго корпуса, комендантское управленіе, санитарное управленіе I корпуса, 1-я крепостная инспекція, 1-я инспекція кавалеріи, 1-я ремонтная комиссія, инженерное крепостное управленіе, громадное артиллерийское депо, гарнизонный лазарет, 1-я бригада жандармеріи, учебная кузница, обмундировальное и интендантское управленія I корпуса; военно-строительная инспекція № 1; военно-строительное управленіе; Королевская военная библіотека; громадная гарнизонная хлебопекарня, военно-голубиная станція; гарнизонная прачешная, военная тюрьма; громадные склады интендантскіе, инженерные, артиллерійскіе и обозные. Крепость Кенигсберг, задуманная когда-то в большом масштабе, и теперь по своим размерам превосходит все остальные германские крепости на границе Россіи. Стратегическое значеніе Кенигсберга, кроме того, что он представляет узел многих путей и служит морским портом, заключается в том, что он может служить базой для германской арміи, оперирующей в Восточной Пруссіи, а расположеніе его на фланге операціонных путей из Россіи к нижней Висле может заставить выдвинуть к стороне этой крепости значительные силы (заслон). Крепость состоит из долговременной центральной ограды около 9 клм. в обводе с несколькими люнетами впереди, из 12 большихъ крепостных фортов, 4 таких же промежуточных (малых) фортов, 25 казематированных казарм-убежищ для пехоты и 22 артиллерийских казематированных погребов на фортовых промежутках; фортовой обвод — около 44 клм.; к фортовой линіи подходят 11 радіальных шоссе и 5 железных дорог; кольцевое шоссе вдоль всей позиціи; среднее удаленіе фортов от центра города 61/2 верст; промежутки между фортами от 1,6 клм. до 3,75 клм. Казематированные постройки большей частью старыя кирпичныя, усиленныя бетоном, переделываются. Большіе форты сильно командуют над окружающей местностью, некоторые из них имеют двойной вал». (http://slovari.yandex.ru/. Военная энциклопедия Сытина, 1911-1914 г.г. Ф. Ласковскій, Матеріалы для исторіи инженернаго искусства в Россіи, т. III, Спб., 1865; С. Beckherrn, Geschichte der Befestigungen K;nigsbergs, K;nigsberg, 1890).
В XX веке город Кенигсберг значительно расширился, вышел за пределы оборонительного кольца. Были построены новые вокзалы, в том числе Главный вокзал, много жилых зданий, пригородные районы (например, Амалиенау), созданные в рамках программы «Город-сад», кирхи, офисные здания в югендстиле и стиле баухаус. Особенно большой вклад в изменение облика города внесли в этот период архитекторы Ганс Хопф и Фридрих Хайтманн. (http://ru.wikipedia.org/).
Был сооружён променад у Замкового пруда, взорвана оборонительная стена у башни Врангеля и через пролом проложена новая трасса…
(http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=19978).
Эволюция артиллерии была столь стремительна, что в первые годы XX века, изучив опыт осады японцами русской крепости Порт-Артур, немцы приходят к выводу о том, что форт как артиллерийская позиция себя изжил полностью. Он становится лишь центром так называемой "укрепленной группы", чисто пехотным укреплением, складом боеприпасов, продовольствия. (51. Материал из Википедии).
Форты Кенигсберга не единственные в нашем регионе. Фортовый пояс имеет и город Каунас (бывшая крепость Ковно). Форты Каунаса «моложе» кенигсбергских на 10-15 лет. Их строительство осуществлялось под руководством русского военного инженера Бертольда по проектам известного фортификатора К. Beличко. (51. Материал из Википедии).
В 1910 г. оборонительный пояс Кенигсберга превратился в его зелёное кольцо, ставшее предметом гордости горожан. С целью осуществления этого удивительного превращения в Кенигсберг был приглашен талантливый мастер садово-паркового искусства Эрнст Шнайдер. (51).
В 1912 г. внешний оборонительный пояс был усилен пятью пехотными опорными пунктами. Все форты и опорные пункты были соединены окружным шоссе.
Специалист по истории края Н. Чебуркин: «Считалось, что Кёнигсберг надёжно защищён укреплениями. Мало кто знал, что сооружения устарели, и предстоит обороняться малыми силами. В середине августа 1914 года наши казаки с боем доходили до восточных фортов. Так выяснилось, что снос Второго вального укрепления был преждевременным - именно поэтому часть укреплений (нынешний Литовский вал) сохранилась. Военный комендант крепости генерал-лейтенант фон Папприту, однако, призывал всех жителей, не связанных непосредственной работой в Кёнигсберге, покинуть город. Значительные суммы денег и шедевры искусства также были отправлены на запад Германии…
Большие градостроительные планы - снос укреплений и расширение порта - пришлось отложить…
(http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=19978).
"Окружность оборонительного пояса фортов достигала ко времени заключительных боев 53 километра. Еще в период Первой Мировой войны оборона была усилена сооружением между фортами промежуточных укреплений. Форты имели в общем и целом следующую конструкцию: главная казарма, окруженная рвом и подъемный мост с входным устройством. Главная казарма прикрывалась земляной насыпью, толщиной 3-4 метра, защищавшей от обстрела даже современными артиллерийскими орудиями среднего калибра. Сверху находилась открытая позиция, откуда раньше велось главное огневое действие форта. Позднее поблизости были построены особые артиллерийские позиции для батарей, примыкающих к форту. Кирпич, применявшийся для строительства, несколько раз обжигался, чем достигалась повышенная прочность. Таким образом, эти старые укрепления были довольно надежной защитой, в том числе и от современной артиллерии. Однако их недостаток заключался в том, что возможность наблюдать оттуда и вести огонь была очень ограничена. Имея вход с тыльной стороны, они представляли собой настоящую мышеловку. В Первую Мировую войну конная разведка русских доходила в августе 1914 года до самых ворот Кёнигсберга, крепость уже тогда имела не особенно большое значение". (Отто фон Ляш "Так пал Кёнигсберг"). (51).
В годы Первой мировой Войны Восточная Пруссия стала театром военных действий. Эту войну, как известно, Германия проиграла.(51).
28 ноября 1918 года в Кенигсберге солдаты Народного ополчения и революционные рабочие по требованию Советов захватили замок, часть фортов и другие важные в военном отношении объекты. Но рабочие не смогли использовать первоначальный успех. Вместо наступления они перешли к обороне, вступили в переговоры с контрреволюционерами. Испугавшись, что замок, имеющий для немцев огромную историческую ценность, будет разрушен огнем артиллерии, восставшие покинули старинное сооружение и укрепились в жилых домах и казарме Литовского вала. 3 марта 1919 года в Кенигсберг прорвались войска генерала Виннинга. Трехдневный бой закончился поражением восстания. Многие участники его были казнены, другие посажены в тюрьмы. (120).
10 ноября 1918 года в Кенигсберге под председательством обербургомистра 3. Керте, основателя правой партии «Защита Отечества», состоялось заседание кёнигсбергского магистрата, на котором городские власти вынуждены были сложить свои полномочия. Власть в городе перешла в руки Совета рабочих и солдатских депутатов. Порядок поддерживала «Народная морская дивизия».
28 ноября 1918 года в Кенигсберге солдаты Народного ополчения и революционные рабочие по требованию Советов захватили замок, часть фортов и другие важные в военном отношении объекты. Но рабочие не смогли использовать первоначальный успех. Вместо наступления они перешли к обороне, вступили в переговоры с контрреволюционерами. Испугавшись, что замок, имеющий для немцев огромную историческую ценность, будет разрушен огнем артиллерии, восставшие покинули старинное сооружение и укрепились в жилых домах и казарме Литовского вала. (120).
3 марта 1919 года в Кенигсберг прорвались войска генерала Виннинга. Трехдневный бой закончился поражением восстания. Многие участники его были казнены, другие посажены в тюрьмы. Тем не менее, в результате этой революции, всех потрясений Первой мировой войны, монархическая власть в Восточной Пруссии была упразднена. (120).
Кёнигсбергским фортам в Первой Мировой войне повезло, до них война не докатилась. Сражения в Восточной Пруссии происходили летом-осенью 1914 года в 50 километрах от Кёнигсберга и закончились поражением русских армий генералов Самсонова и Раннекампфа (кстати, в одной из них воевал вольноопределяющийся Николай Гумилёв, описавший этот период своей жизни в «Записках кавалериста»). Кёнигсбергские форты мирно продремали всю войну. (51. Материал из Википедии).
К концу Первой мировой войны Кенигсберг становится первоклассной крепостью. (51).
В дальнейшем никаких существенных перестроек фортов не осуществлялось. Связано это было с тем, что уже к началу 1920-х годов (по результатам Первой Мировой) стало ясно, что фортовый тип крепости устарел. Видимо, в это время развитие шло по экстенсивному пути - постепенно увеличивалось число промежуточных батарей и укрытий (теперь бетонных), строились передовые пехотные укрепления, доты и т.д. (http://wheretogo.km.ru/koenigsberg/koenig-ring.htm).
Кёнигсберг разрастался и давно перешагнул свои границы, определенные старой городской стеной и системой ворот. Старые сооружения безжалостно сносились муниципалитетом, так что в тридцатых годах ХХ века от прежней оборонительной системы сохранился лишь в северо-восточной части города Литовский вал, несколько старых городских ворот, имевших теперь лишь историческое значение, да несколько башен-блокгаузов - бастионы "Литауэн", "Грольман", "Прегель", "Штернварте" («Астрономический»), башни «Дона» и "Врангель", да остаток стены в южной части города возле вокзала. Эти сооружения теперь играли лишь историческую роль. Кольцевая система фортов, расположенных на подступах к городу, сохранилась в целостности. (51. Материал из Википедии).
В 1930 году закончена реконструкция железнодорожного сообщения в Кенигсберге. Открыто движение поездов с Главного (Южного) вокзала по новому мосту, вдоль бывшего оборонительного рва, под площадью — к Северному вокзалу… (120).
В 1939 г. …промышленность (производство моторов, вагонов, паровозов, судов, стройматериалов) была ориентирована на военные цели, как и развитие огромных складских зон, строительство крупных по тому времени аэродромов. Внутри функционировавших оборонительных сооружений города размещались гарнизоны или полицейские части. Военные приготовления шли полным ходом. (119).
Свой первый и последний бой форты приняли в январе-апреле 1945-го в ходе битвы за Кенигсберг. Им уделялась роль командных и наблюдательных пунктов, пунктов боепитания и, до некоторой степени, опорных пунктов пехоты. Как и следовало ожидать, фортовый пояс не смог сдержать наступающие советские войска. Правда, необходимо отметить, что наша армия у Кенигсберга имела подавляющее превосходство в танках, артиллерии и авиации. Несмотря на это, штурм готовили в течении трех месяцев. Собственно же битва за город заняла всего 4 дня… (http://wheretogo.km.ru/koenigsberg/koenig-ring.htm).
Несмотря на то, что уже к концу 19-го века все эти сооружения безнадежно устарели, весной 1945 года они сыграли свою роль в обороне города. Достаточно сказать, что некоторые из них так и не были реально взяты штурмом, а сдались только в результате подписания капитуляции командующим. (http://wheretogo.km.ru/koenigsberg/koenigsberg.htm).
Кольцевая система фортов, расположенных на подступах к городу, сохранилась в целостности, и сыграла свою роль при взятии Кёнигсберга Красной Армией (в первую очередь форт № 5). Из того, что сказано выше о кёнигсбергских фортах, не значит, что штурм Кёнигсберга в апрельские дни 1945-го был лёгким. Достаточно сказать, что Кёнигсберг - единственный город, не являющийся столицей государства, за взятие которого была учреждена медаль. (51. Материал из Википедии).
Несмотря на свой почтенный возраст, в 1945 году форты всё ещё оставались "крепким орешком". Они были слишком маленькой целью для бомбардировочной авиации; в то же время полевая артиллерия была не в состоянии пробить толстые стены фортов. Специально для штурма фортов под Кёнигсберг были направлены восемь отдельных дивизионов артиллерии большой и особой мощности, на вооружении которых стояли орудия калибром 203, 280 и 305 мм. О размерах этих орудий говорит хотя бы то, что для их выдвижения на боевые позиции была построена специальная узкоколейная железная дорога. Но даже для таких "мастодонтов" разрушение фортов оказалось трудной задачей. Например, форт №10 получил 172 прямых попадания 305-миллиметровых снарядов, но только два попадания привели к сквозным пробоинам. (51. Материал из Википедии).
Многие из применяемых фашистами заграждений были заимствованы из изобретений военного инженера Д.М. Карбышева. Его руководства, изъятые из советских военных библиотек, были обнаружены во многих гитлеровских штабах. (51. Материал из Википедии).
Значение фортов при штурме Кенигсберга в апреле 1945 года неоднозначно. Часть из них капитулировала без особого сопротивления (№№ 1,2,12), другие были взяты только в результате ожесточенного штурма (№№ 3,4,5,6)… (51. Материал из Википедии).
Наиболее жаркие бои во время штурма Кенигсберга шли за самый крупный форт № 5… По бывшей Рингхауссе. Вдоль этой Окружной дороги в апреле сорок пятого года проходила внешняя линия обороны города… Среди зелени возвышаются башни громадного, массивного, будто вросшего в землю здания, …ров, наполненный водой… Это форт №5 «Лендорф». В апреле сорок пятого тут был сущий ад… (51. Материал из Википедии).
Восточные форты были взяты к утру 9 апреля. Форты в северной половине города были взяты в ходе уличных боев, а южные - блокированы войсками 11-й гвардейской армии генерала Галицкого и один за другим пали под их ударами в первой половине штурма Кенигсберга. (51. Материал из Википедии).
С окончанием Второй мировой войны форты долгое время стояли по большей части бесхозными, но под охраной, как имеющие военное значение. В форте № XII "Ойленбург" 11-я гвардейская армия, оставшаяся в городе навсегда, разместила свои склады боеприпасов и оружия. В форте № XI "Дёнхов" хранилось трофейное немецкое стрелковое оружие. В левом крыле форта № V "Король Фридрих- Вильгельм III" после войны саперы взрывали собранные с окружающей местности боеприпасы. Правое крыло этого форта в восьмидесятые годы превратили в туристический объект, куда до сих пор возят туристов и гостей города. В башне "Дона" в семидесятые годы разместился уникальный Музей янтаря. Башня "Врангель" (позади городского рынка) до сих пор используется как складское здание одной из торговых организаций города. Бастион "Штернварте" («Астрономический)», расположен по Гвардейскому проспекту) частично… разрушен и на этом месте возведен памятник 1200 героям-гвардейцам, павшим при штурме крепости. Форты внешнего обводного кольца использовались министерством обороны под склады. После демилитаризации Калининградской области (с 1991 г.) форты постепенно освобождались военными, и сегодняшняя жизнь фортов различна. (51. Материал из Википедии).
Сейчас на базе форта №3 создан музей фортификации, который вскоре откроется для посетителей. (51. Материал из Википедии).
Каждый из фортов представляет интерес для туристов и фортификаторов. К сожалению, в последнее время большая часть сооружений находится в стадии разрушения.
(http://www.klgd.ru/ru/city/750/gubin/k31.php).
Ссылки по фортам Кенигсберга: http://community.livejournal.com/kenigsberg/756943.html
Продолжение: http://proza.ru/2016/03/05/1936.
Свидетельство о публикации №216021302401