На атеистическое, по сути, стихотворение...

   На атеистическое, по сути, стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» митрополит московский Филарет ответил следующим прохристианским стихом:
Не напрасно, не случайно
Жизнь судьбою мне дана;
Не без воли Бога  тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из тайных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум!
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
 
    Вступив в полемику с Филаретом, Пушкин пишет ответный стих «В часы забав иль праздной скуки…», завершая его великолепной строфой:

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

В молодые жизни лета,
Как случается порой,
Гласа Божьего совета
Не услышал мой герой.

Он богохульствовал, смеясь
Над Писанием Священным,
И разгульной жизни грязь
Делала его надменным.

Лишь с годами он постиг
Глубину священных книг.
Жизнь свою осмыслив строго,
Всей душой  воспринял Бога.

И вершинными твореньями,
Как девятый  бури вал,
Стали те произведенья,
Что тогда он написал.

   Существует, однако, весьма убедительная точка зрения, что все три стихотворения описанного выше триптиха написаны самим Пушкиным! Таким образом, второе   стихотворение этого микроцикла является ярким примером одной из пушкинских мистификаций! 

   Прочитав стансы «В часы забав иль праздной скуки…», Ольга Сергеевна заметила брату:
 – Поздравляю тебя от души, и дай Бог, чтобы ты чаще проникался такими христианскими чувствами…

Бурной жизни в заключенье,
Чуя руку Провиденья,
Посвятил он вере в Бога
Лучшие свои творенья!
Жаль, что их всего немного.


Рецензии