Мое детство, как я его помню

Так как выбранная тема вообще очень емкая и по-хорошему должна раскрываться как минимум в повести, а я желаю бегло уместиться в малой форме, то структурно мой текст будет выглядеть в виде отдельных эпизодов. Эти разрозненные части моего рассказа не будут объединены в единую сюжетную линию. Мне хочется только предварительно обозначить пространственно-временные рамки, охваченные здесь. Мой школьный период 1974-1984 гг. прошел в трех разных школах. Эти места, где будут разворачиваться события, а именно: г. Сызрань, Самарская область (1974-1977 гг.), д. Малая Кема, Приморский край (1977-1979 гг.), с. Николаевка, Приморский край (1980-1984 гг.),- сильно разнесены географически и социально. А потому мой текущий менталитет и окружающих меня людей оказал серьезное влияние и на произошедшие события.

Мой отец – офицер морской авиации в отставке – весь срок своей действительной военной службы провел по дальневосточным гарнизонам. Поэтому два первых указанных места я провел у бабушек и дедушек, сначала по материнской линии, а потом – по отцовской. Последнее же место жительства – село Николаевка – только по названию звучит как сельпо деревенское, а на самом деле оно является достаточно крупным воинским гарнизоном (там проживают военнослужащие с семьями из трех отдельных полков морской авиации, и, поверьте, это дыра, но не самая дырочная из тех, что я видел). Здесь я уже жил с родителями, а это совсем другие условия для свободы и счастья подростка, ведь бабушки с дедушками видели во мне только хорошего мальчика, любимого внука, а вот родители оценивали ситуацию наиболее адекватно со всеми вытекающими последствиями, включая суровые меры наказания за нерадивость.

Итак, события будут разворачиваться в более или менее хронологическом порядке, но не в строгом. Память не всегда четко воспроизводит детали минувшего детства, поэтому прошу довольствоваться тем, что представилось в законченном и ясном виде….

*****

г. Сызрань (1974-1977)
«Подружки»
Нас дружило четверо: я и Пашка, Маринка и Дашка. Мы учились в одном классе. Я и Маринка были отличниками, а Пашка и Дашка – троечниками. Но компания сформировалась твердая с первых учебных дней по территориальному признаку – жили в соседних домах. Я носил портфель Маринки, а Пашка пользовался правом совершать аналогичную процедуру с вместилищем тетрадок и учебников от Дарьи. Маршрут наш часто менялся, но всегда преследовал одну цель – достичь наших мест проживания в максимально продолжительный срок. В теплое время года мы катались на качелях и веселились, как умели, а в зимнюю пору играли в снежки и пытались насыпать за шиворот побольше снега друг другу. Детское счастье самое безмятежное, но был один момент…. Наш разговор с Пашкой с глазу на глаз.
- Тебе кто нравится из девчонок больше? – пытает меня мой оппонент – Маринка или Дашка?
- Маринка! Это же и так ясно, я ее портфель ношу уже сколько.
- Мне тоже…. Она красивая и умная, а Дашка просто красивая – грустным тоном продолжает напарник.
- И что ты предлагаешь?
- Слушай, ты хорошо учишься, Маринка тоже. Может ты с Дашкой, а я с Маринкой буду дружить, что бы было всем у кого списывать, а?
- Ну, блин, ты даешь, Пашка. Я думал, что у нас и так все понятно разложилось.
- А как же справедливость?
Этот риторический вопрос до сих пор веселит мне душу.

*****

г. Сызрань (1974-1977)
«Рыбалка»
Мой дед был заядлым рыбаком, а до берега Волги, где был наш лодочный гараж и гордость деда Василия – лодка «Казанка» с мотором, можно было добраться от дома за полчаса пешком. Куйбышевское водохранилище в месте нашего нахождения представляет собой очень большой водоем. Противоположного берега просто не видно, а в зоне нашего любительского рыболовства попадалось очень много небольших островков с прекрасными песчаными пляжами и чистой водой. Короче говоря, я тоже стал любителем рыбалки. Зимой это занятие также имеет свои преимущества, но мне больше нравилось летом уплывать подальше от берега с дедом и держать в руках удочку, нетерпеливо ожидая, когда рыба или дед мне маякнут: «Тяни уже, клюет!». А запомнился мне случай, когда я стал «удачливым» рыбарем. Клюнула огромная рыбина, щука называется. Я сначала думал, что справлюсь сам с ее силой уйти подальше от меня. Но не тут-то было, удочку я не мог выпустить из рук – это дело чести. А вот удержаться в лодке не сумел. А это значит, что оказался я в воде. Нырнул знатно, только плавать я научился в следующем году, а сейчас стал звать Нептуна, русалок и деда на помощь утопающему. Только дед не спешил, а почему-то улыбался. Какого же было мое удивление, когда я коснулся ногами дна – мне было по грудь. Мелководье, про которое дед знал и специально решил тут постоять, что бы можно было и покупаться в жаркий день. Вот такая история.

*****


г. Сызрань (1974-1977)
«Злая собака»
Никогда я не задумывался над вопросом о скорости, которую может развить человек во время бега. Знал, что мировые рекорды по бегу на короткие и даже марафонские дистанции устанавливают негры (сейчас бы сказали африканцы). Но что мне до них. Где я, а где рекорды?! Вот только где был наш учитель по физре с секундомером, когда злая овчарка (до сих пор не понял, откуда она взялась, так как всех местных собак я знал, и они меня ни за что не тронули бы) решила испортить мне настроение и штаны. Сейчас я думаю, что от песочницы, где я лениво сидел, ожидая дворовых пацанов, до яблони, куда я метнулся, как ошпаренный было метров 25-30. Но вот время, которое я затратил на бег молнией и зависание на нижней на ветке, было точно рекордным как минимум для меня. Злая собака умудрилась оторвать кусок штанины снизу, но меня не поранила. Мне, однако, все равно достались «фитили» от деда за разгильдяйство. Но по реакции бабушки Симы я понял, что они с дедом сильно перепугались за меня задним числом.

*****

д. Малая Кема (1977-1979)
«Баня»
Общественная баня в деревне – это знаковое место! У кого-то есть своя баня на приусадебном участке, а у нас не было. Так что мы с дедом Павлом раз в неделю по субботам ходили туда регулярно. Действо походило на ритуал, так как было строго регламентировано негласным протоколом. Затраченное время на процедуру превращения грязного тела в чистое (примерно с 15-00 до 18-00), необходимые принадлежности (веник, шапка, рукавицы, смена белья, лимонад) и хорошее настроение обязательны. Но есть одна пикантность….
В пятницу в бане женский день. А это значит, что в пятницу можно бесплатно посмотреть шоу под названием «Красивые и толстые вместе». Это, конечно, я придумал сейчас, но тогда мы с парнями частенько подсматривали за голыми телами женщин самого разного возраста, выбирая наиболее молодых в качестве объектов пристального наблюдения. Но так как стекла были тщательно закрашены с внутренней стороны, то имел смысл подготовиться к пятнице в субботу предыдущей недели. А что это означает? Да все просто! Нужно проковырять в субботу в неброском месте отверстие в покрашенной поверхности и запомнить его. Лучше, если заначек будет несколько. Предпочтительными местами были окна в душевых, но и общий зал также подходил. Раздевалка считалась наименее интересной и не пользовалась популярностью первых двух мест. Вот так проводили свои «пятницы-развратницы» деревенские подростки в период развитого и не очень социализма!

*****

д. Малая Кема (1977-1979)
«Моя стрижка «аля дед Павел»»
Дед Павел был человеком незаурядным. Его уникальность заключалась не только во всеобщем уважении всей деревни. Он был приятной внешности, интеллигентен (а это деревня) и достаточно умен (знал 5 или 6 языков, включая китайский). Свое время на пенсии, на которую он ушел с должности завуча в средней школе, он проводил неспешно и продумано. Частенько он был, как говорится, «под шафе», и для этого не требовался сельский продмаг, так как домашнее вино и самогон были отменного качества и в достаточном для деда количестве. Моя история была возможна только по одной причине – моего искреннего обожания деда. Я знал его как самого дружелюбного, интересного и опытного человека.
Итак, был вечер воскресенья, когда парикмахерская не работала. А была она мне нужна по причине того, что классный руководитель грозила в пятницу вызвать деда в школу, если я не постригусь к понедельнику. Помните школьный этикет пионера в СССР? Так вот…. Я-то по подростковой рассеянности про это забыл, а когда вспомнил, то уже было «поздняк метаться». Я поделился своими опасениями с дедом, и он принял поистине историческое решение: «Садись, Валерка, в прихожей на табурет. Буду сам из тебя человека делать». На мои опасения о степени квалификации мне было утвердительно заявлено молчать. Дед в авторитете полном. Ситуация патовая (шахматный термин, означающий отсутствие решения). Я смирился с судьбой. Минут 10-15 дед «ваял» мой новый образ, а когда я посмотрел в мутное зеркало, то увидел незначительные огрехи, на которые и внимания не обратил. Ах, молодость-молодость!
Утром школа. И все смотрят на меня со смехом и удивлением. Когда же моя классная встретила меня в коридоре, то все поняла без слов…. Первые два урока я пропустил. В парикмахерской на меня собрались полюбоваться все кто мог. В результате переделки моей прически «аля дед Павел» получился вариант типа «под бокс», это когда кроме челки на голове больше нет волос. Дед, конечно, получил от меня неделю молчания, но Бабушка Ираида выступила в качестве дипломата и сгладила конфликт возрастов.


*****

д. Малая Кема (1977-1979)
«Сигареты, алкоголь и хоккей»
Тема быстрого взросления в условиях жесткой сельской среды в период развитого социализма и в преддверии «Олимпиады-80» очень памятна для меня. Вредные привычки и спорт, оказывается, очень дружно уживаются в этих условиях, так что если смотреть на худого подростка лет так в 10-12 издалека, да еще и в темноте, то можно подумать, что это взрослый мужик небольшого роста. Разговор и повадки ни за что не выдадут возраст, только физиология. Курить я научился в лето перед 4-м классом. Были первые пробы окурков, ожидания солдатиков перед деревенским продмагом для «заряжания» на пачку «Беломора» или болгарских сигарет. Первый стакан водки влился в мою гортань практически залпом в Новый 1979-й год. «А что мужики так морщатся и кряхтят при этом?!» - пронеслась мысль в голове. Через полчаса меня вырубило до утра. Был неприятный разговор с дедом и бабушкой. Но я выжил, а значит, стал сильней и опытней. Здоровье тратить я научился быстро, но и восстанавливать его также не терпелось. Я делаю зарядку с тех именно пор всю свою жизнь. Кроме того, я научился зимой 1977 года кататься на коньках и вступил в секцию по хоккею, которую вел наш школьный учитель по физкультуре. Мы даже занимали какие-то там места вроде 4-го или 5-го на районном турнире «Золотая шайба». Каток был естественно открытый, так что за его состоянием приходилось следить нам самостоятельно. А это заливка, очистка от снега, мелкий ремонт бортов. С амуницией, сами помните, какие были проблемы при развитом социализме, так что все закупалось, как правило, летом во Владивостоке или, кому повезет, в Москве на сезон вперед. Вот так и соседствовали вредные привычки со здоровым образом жизни.

*****

с. Николаевка (1980-1984)
«Походы в тайгу»
При переходе в николаевскую школу сразу после зимних каникул уже в 1980 году я попал в компанию классных ребят, которые были в «авторитете» среди сверстников до самого выпуска с аттестатом о среднем образовании. Одними из самых увлекательных мероприятий, которые мы проворачивали каждое лето, а бывало и на весенние каникулы, являлись походы в тайгу дней так на 5-7. Мы знали все зимовья в округе, которые были удалены от гарнизона на расстояние до 50-ти км. Их было три. Самое близкое располагалось на расстоянии около 25 км. Естественно, оно и было самым популярным. Родители безбоязненно отпускали нас, так как эта практика считалась безопасной. Для нас же было самым важным уйти из под их опеки. Ведь мы могли делать в этом случае все, что душа не пожелает. А душа желала сигарет, водки и игру в карты на интерес. Интересы были разные, а значит и накал страстей аналогичный. Так мы развлекались по полной программе. Официальной же версией всегда была рыбалка, а также сбор грибов и ягод. По возвращении же родители нас редко спрашивали про улов и сборы, так как мы были всегда уставшие, голодные и грязные как трубочисты. Требовался отдых и очищение тела с душой.

*****

с. Николаевка (1980-1984)
«Бассейн»
В николаевском гарнизоне была физкультурная рота, которая являлась довольно известным подразделением на всем КТОФе. Для особо просвещенных читателей поясню, что КТОФ – это Краснознаменный Тихоокеанский флот. В ней проходили срочную службу довольно известные спортсмены, регулярно занимающие высокие места в спортивных соревнованиях самого различного уровня. Короче говоря, в Николаевке был довольно неплохой бассейн, правда, открытый. Но для летнего периода он очень даже соответствовал интересам нашей компании. Мы дружили с «дедами» спортивной роты, на коммерческой основе. Мы им поставляли регулярно все необходимые вещи: хавчик, сигареты, спиртное,- а они отвечали взаимностью. Мы были допущены в спортзал, где нам особенно нравилось играть в настольный теннис, но не только. Летом же мы постоянно плавились у бассейна, куда был режимный допуск. Но ясно, что это касалось нас в последнюю очередь. Все сверстники обоих полов завидовали нам, но это ведь их проблемы. Вся школота ходила купаться на речку Сучан, а это около 3-х км ходу по козьим тропам. Вода там тоже была, мягко сказать, не идеальной чистоты. Мы же купались в чистой и теплой воде, пользовались душем и удобными местами для загара. Короче говоря, бассейн четко показывал всем нашим ровесникам, кто есть кто в этой жизни. Вот такие правила!

*****

с. Николаевка (1980-1984)
«Каморка»
Самым тяжелым, как и у всех людей этой холодной, но родной страны, для нашей «толпы» (так мы называли свою компанию) был зимний период. Кроме спортзала в физкультурной роте в это время года мы посещали наше излюбленное место – «каморку». Она представляла собой подвальное помещение типа кладовой комнаты размером где-то 3 х 3 метра с низким потолком. Мы ее оборудовали старой мягкой мебелью (софа и кресло), так же там был журнальный столик и пару табуретов. Рядом проходила теплотрасса, так что зимой в каморке было очень даже тепло. Электричество также было, а значит, свет и музыка обеспечивали нам все необходимые для комфортного времяпрепровождения условия. Основное занятие в каморке – это игра в карты на интерес под «пивасик» или «портишок». Помните советский «Агдам» в традиционных бутылках из толстого темно-зеленого стекла емкостью 0,8 литров? Вот этот «эликсир здоровья» и был нашим излюбленным напитком. Кстати, водку мы пили редко, обычно перед дискотекой или каким-нибудь особым видом развлечения для поддержания боевого духа, если нужно разобраться с кем-нибудь, например. С тех пор я понял, что есть спиртные напитки агрессивные (водка) и романтические (коньяк и вино). Все проверено на личном опыте!

*****

с. Николаевка (1980-1984)
«Комсомол»
Так как я был сыном действующего офицера ВМФ (отец служил тогда в звании подполковника морской авиации), то и решение о моем образовании после школы было очевидным – ТОВВМУ (Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. О. Макарова) во Владивостоке. Под влиянием то ли диссидентских движений, то ли юношеского максимализма, я решил не становиться членом КПСС по «идейным» соображениям. «Партийная жизнь с постоянными партсобраниями и демагогией не для такого хорошего человека. - Решил я тверже твердого - Не буду кэпэсэситься, а значит и ВЛКСМ мне ни к чему!». Времена комсомольских строек прошли, а в 1984 году отношение к комсомолу в среде передовой молодежи, к которой я себя и относил, сильно изменилось. Короче говоря, комсомол стал отстоем в моем понимании, и мне с ним вообще не по пути.
Но так сложилось, что меня в самом конце учебы в 10-м классе вызывает к себе директор школы и четко поясняет ситуацию: «Если не успеешь вступить в комсомольскую организацию школы и не получишь от нее аттестацию для поступления в ТОВВМУ, то про военную карьеру можешь просто забыть». Оказывается, что без формальной бумажки меня, выпускника средней школы с очень даже приличным аттестатом (средний балл был около 4,5) не допустили бы даже до сдачи экзаменов в военное училище. Конечно же, мне пришлось срочно пересмотреть свои взгляды на жизнь и стать на путь настоящего строителя коммунизма, вступив в столь «почетный» молодежный клуб по интересам. Когда билет члена ВЛКСМ был у меня в кармане, я очень сильно напился, оплакивая потерю своей душевной девственности. Вот о том, как мне было плохо тогда от алкогольного отравления, я и сейчас очень хорошо помню.


Рецензии
На то она и молодость! Методом проб и ошибок, все неизвестное становилось известным!Спасибо, Валерий, за добрый, теплый рассказ!

Эльвира Рокосова   01.06.2016 20:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.