Листья жёлтые, скажите, что вам снится - 3
Серия - 3
Когда судьба бывает неправа,
Когда обида к горлу подступает,
Не вспоминай ненужные слова,
Махни рукой и прошепчи: «Бывает!»
ТОМСК
Сентябрь 1946 г.
Я снова за партой.
Какое счастье!
Однако душит нищета и голод. Ищу способ себя подкормить.
Как – то в 9 классе (школа женская) произошло небольшое ЧП:
Приходит в класс учительница литературы с двумя неравными стопками тетрадей (домашние сочинения).
БОльшую – раздаёт ученицам с комментариями.
- А теперь вот эта – восемь сочинений (поднимает вторую стопку за один край, веером), если не написаны, то серьёзно проконсультированы Н.Б.
Кому ставить оценку!?
Класс затих.
Но мы – девчонки, приспособились, и всё потекло в прежнем русле.
Июнь 1949 г.
Утро.
Мама плачет у окна, беседуя с председателем родительского комитета моего класса.
Гость, увидев убогость жилья, очевидно понял, почему я не могу прийти на выпускной вечер.
Мама: «Моя девочка не всегда имеет завтрак перед школой, а Вы говорите о взносах и бальном наряде…»
- Не расстраивайтесь. Я всё понял и постараюсь всё уладить, ведь все девочки очень хотят видеть Вашу дочь на ВЫПУСКНОМ.
Во время этой беседы пришёл подрабатывающий электриком студент политеха Виктор – чинить розетку.
Вечер этого же дня.
Повторный визит Виктора, на этот раз - с женой-Ритой.
В принесённом ими свёртке нарядное платье и туфельки (свадебные Риты) для выпускного бала Золушки, который был незабываем!
Лето 1949 года.
Кабинет ректора Пединститута.
Мы с отцом просим его показать (только показать!) нам моё экзаменационное сочинение, оценённое «неудом».
Ректор долго молчит, склонив голову на руки…
Наконец глухо: «Знаете, немцы на факультете русской литературы – явление нежелательное».
Молча, по-английски, уходим.
Зима 1949-50 гг.
Шарикоподшипниковый завод (ГПЗ-5), инструментальный цех.
Ночная смена.
Довольно тихо и темно.
Работают только несколько необходимых для основного производства станков, и мой шлифовальный - в том числе.
Ночная - смена тяжёлая.
Руки работают, а мозг - спит.
И вдруг: «Я же не то делаю, я запорола детали, и утром мне будет нагоняй, ибо они уже завтра будут нужны в основном цехе.
Сникнув, иду со своей бедой к коллеге-другу, токарю-артисту.
- Ну и чё! Не боИсь!
Скоро кончу своё и выточу тебе новые.
Иди, поспи. Разбужу.
Утро.
Ко мне подходит мастер:
- Говорят, ты детали запорола?
С деланным равнодушием подаю ему всю партию.
Проверил микрометром выборочно и, в недоумении качая головой, пошёл сдавать.
Лето 1950 г.
Как хочется погулять, но папа строг: надо осваивать аккордеон пока нам его дали на хранение в отпускное время.
Занимаюсь по 5-6 часов в день.
Как-то летом случился пикник у начальства. Нужна музыка (механической тогда ещё не было).
Повезли ансамбль из пяти музыкантов папиного оркестра. У меня - партия аккордеона.
Веселим, стараемся…
Возвращаемся, а в нашей коммунальной комнате уже другие жильцы; (маму с нехитрым скарбом перевезли в старый деревянный барак).
(Без комментов!!!)
1951-55гг – музыкальное училище - много интересного, горького и светлого. В Томске оно (училище) с традициями, в число которых входят и встречи с известными музыкантами - частыми гостями города.
На этот раз с нашей группой студентов в соседнем ресторане ужинает Василий Павлович Соловьёв-Седой.
Сколько вопросов!
Сколько ответов!
Сколько рассказов!
- А знаете, как меня в шутку, а может всерьёз (с лукавинкой в глазах) называют знакомые и коллеги?
Соловьёв с едой и водкой!
1955 г.
Какая радость!!!
Появилась возможность вырваться из «круга осёдлости" в 10км.
И вот уже поезд мчит меня в НЕВЕДОМОЕ.
Вообще-то у меня билет до Москвы, но мне всё равно куда, лишь бы ехать.
Ощущение свободы передвижения доставляет неизъяснимое наслаждение и удовольствие.
Никакими словами это не передать.
Страдания - это плохо, но…
Какое богатство нюансов даёт жизни и творчеству чередование СВЕТА и ТЕНИ!
(Продолжение следует).
Свидетельство о публикации №216021300414
«Когда судьба бывает неправа…. махни рукой и прошепчи: «Бывает!»
И вот она быль: Томск, первая послевоенная осень – и первый опыт
индивидуального предпринимательства – успешный (улыбнулась),
опять же с пользой для всех. Не успели пробежать несколько строк,
равные годам – и вот уже первый бал золушки...
Впереди взрослая жизнь: учёба, работа. И крепнут музыкальные пальчики
в работе на токарном станке…
Как мало написано, и как много жизни в этих строках!
И окно в свободу, и свет в конце тоннеля: к музыке!
В этой части ваших заметок, Нелли, мне больше всего понравилось созвучие,
я бы даже сказала аккордность, эпиграфа и финальной фразы:
«Какое богатство нюансов даёт жизни и творчеству чередование СВЕТА и ТЕНИ!».
Согласна с вами!
Ваша Л.
Лариса Бесчастная 07.03.2016 10:40 Заявить о нарушении
При общем благоприятном впечатлении Вы нашли возможность отметить особые( на ваш взгляд, с которым я совершенно согласна) моменты гармонии формы и содержания, а вот станок - шлифовальный( это я не очень отметила для не бывавших в инструментальном цехе)
Счастливых праздников!
Ваша Нелли
Нелли Мельникова 07.03.2016 10:49 Заявить о нарушении
А вот на токарном не приаелось. Но устройство его знаю...
Лариса Бесчастная 07.03.2016 11:47 Заявить о нарушении
Ба, может, именно потому, у меня - не музыкальные пальчики...
Николай Шурик 10.03.2016 20:02 Заявить о нарушении