Листья жёлтые, скажите, что вам снится - 3

                (Блики жизни,  пером  сохранённые).
                Серия - 3

                Когда судьба бывает неправа,
                Когда обида к горлу подступает,
                Не вспоминай ненужные слова,
                Махни рукой и прошепчи: «Бывает!»
               
                ТОМСК
Сентябрь 1946 г.

Я снова за партой.
Какое счастье!

Однако душит нищета и голод. Ищу способ себя подкормить.
Как – то в 9 классе (школа женская) произошло небольшое ЧП:
Приходит в класс учительница литературы с двумя неравными стопками тетрадей (домашние сочинения).
БОльшую – раздаёт ученицам с комментариями.
 - А теперь вот эта – восемь сочинений (поднимает вторую стопку за один край, веером), если не написаны, то серьёзно проконсультированы Н.Б.
Кому ставить оценку!?
Класс затих.
Но мы – девчонки, приспособились, и всё потекло в прежнем русле.


Июнь 1949 г.

Утро.
Мама плачет у окна, беседуя с председателем родительского комитета моего класса.
Гость, увидев убогость жилья, очевидно понял, почему я не могу прийти на выпускной вечер.
Мама: «Моя девочка не всегда имеет завтрак перед школой, а Вы говорите о взносах и бальном наряде…»
 - Не расстраивайтесь. Я всё понял и постараюсь всё уладить, ведь все девочки очень хотят видеть Вашу дочь на ВЫПУСКНОМ.
Во время этой беседы пришёл подрабатывающий электриком студент политеха  Виктор –  чинить розетку.
Вечер этого же дня.
Повторный визит Виктора, на этот раз -  с женой-Ритой.
В принесённом ими свёртке нарядное платье и туфельки (свадебные Риты) для выпускного бала Золушки, который был незабываем!

Лето 1949 года.

Кабинет ректора Пединститута.
Мы с отцом просим его показать (только показать!) нам моё экзаменационное сочинение, оценённое  «неудом».
Ректор долго  молчит, склонив голову на руки…
Наконец глухо: «Знаете, немцы на факультете русской литературы – явление нежелательное».
Молча, по-английски, уходим.

Зима 1949-50 гг.
Шарикоподшипниковый завод (ГПЗ-5), инструментальный цех.
Ночная смена.
Довольно тихо и темно.
Работают только несколько необходимых для основного производства станков, и мой шлифовальный  - в том числе.
Ночная  - смена тяжёлая.
Руки работают, а мозг  - спит.
И вдруг: «Я же не то делаю, я запорола детали, и утром мне будет нагоняй, ибо они уже завтра  будут нужны в основном цехе.
Сникнув, иду со своей бедой к коллеге-другу, токарю-артисту.
 - Ну и чё! Не боИсь!
Скоро кончу своё и выточу тебе новые.
Иди, поспи. Разбужу.
Утро.
Ко мне подходит мастер:
 - Говорят, ты детали запорола?
С деланным равнодушием подаю ему всю партию.
Проверил микрометром выборочно и, в недоумении качая головой, пошёл сдавать.

Лето 1950 г.

Как хочется погулять, но папа строг: надо осваивать аккордеон пока нам его дали на хранение в отпускное время.
Занимаюсь по 5-6 часов в день.

Как-то летом  случился пикник у начальства. Нужна музыка (механической тогда ещё не было).
Повезли ансамбль из пяти музыкантов папиного оркестра. У меня  - партия аккордеона.
Веселим, стараемся…
Возвращаемся, а в нашей коммунальной комнате уже другие жильцы; (маму с нехитрым скарбом перевезли в старый деревянный барак).
(Без комментов!!!)

1951-55гг – музыкальное училище -  много интересного,  горького и светлого.      В Томске оно (училище)  с традициями, в число которых входят и встречи с известными музыкантами -  частыми гостями города.
На этот раз с нашей группой студентов в соседнем ресторане ужинает Василий Павлович Соловьёв-Седой.
Сколько вопросов!
Сколько ответов!
Сколько рассказов!
 - А знаете, как меня в шутку, а может всерьёз  (с лукавинкой в глазах) называют знакомые и коллеги?
Соловьёв с едой и водкой!

1955 г.

Какая  радость!!!
Появилась возможность вырваться из «круга  осёдлости" в 10км.
И вот уже поезд мчит меня в НЕВЕДОМОЕ.
Вообще-то у меня билет до Москвы, но мне всё равно куда, лишь бы ехать.
Ощущение свободы передвижения доставляет неизъяснимое наслаждение и удовольствие.
Никакими словами это не передать.
Страдания -  это плохо, но…
Какое богатство нюансов даёт  жизни и творчеству чередование СВЕТА и ТЕНИ!
                (Продолжение следует).


Рецензии
Эпиграф к миниатюре великолепен, Нелли. Мудрый совет:
«Когда судьба бывает неправа…. махни рукой и прошепчи: «Бывает!»
И вот она быль: Томск, первая послевоенная осень – и первый опыт
индивидуального предпринимательства – успешный (улыбнулась),
опять же с пользой для всех. Не успели пробежать несколько строк,
равные годам – и вот уже первый бал золушки...
Впереди взрослая жизнь: учёба, работа. И крепнут музыкальные пальчики
в работе на токарном станке…
Как мало написано, и как много жизни в этих строках!
И окно в свободу, и свет в конце тоннеля: к музыке!
В этой части ваших заметок, Нелли, мне больше всего понравилось созвучие,
я бы даже сказала аккордность, эпиграфа и финальной фразы:
«Какое богатство нюансов даёт жизни и творчеству чередование СВЕТА и ТЕНИ!».
Согласна с вами!
Ваша Л.

Лариса Бесчастная   07.03.2016 10:40     Заявить о нарушении
Спасибо ,дорогая Лариса!

При общем благоприятном впечатлении Вы нашли возможность отметить особые( на ваш взгляд, с которым я совершенно согласна) моменты гармонии формы и содержания, а вот станок - шлифовальный( это я не очень отметила для не бывавших в инструментальном цехе)
Счастливых праздников!
Ваша Нелли

Нелли Мельникова   07.03.2016 10:49   Заявить о нарушении
Нелли, так и я, бывалочи, стояла у станка - именно у шлифовального!)))
А вот на токарном не приаелось. Но устройство его знаю...

Лариса Бесчастная   07.03.2016 11:47   Заявить о нарушении
Эк, как и мне не тряхнуть стариной, когда две девушки делятся неравнодушием к шлифовальному станку? Было, было дело, еще в 57 году в 9 классе получил корочки токаря 3 разряда. Немудрено, выпускники 9 школы г. Петрозаводска с 57 по 69 год все выходили с документом о смежном образовании, от швеи до программиста, при этом, приходилось поработать на реальных производственных предприятиях. Так что и последние 10 лет, после долгого перерыва, нет-нет, а включишь токарный и запоет станок, завьется стружка... Хотя, чаще забота о том, чтобы нормально работал сам станок и оборудование, на него поставленное. Однако, это же без малого 60 лет...
Ба, может, именно потому, у меня - не музыкальные пальчики...

Николай Шурик   10.03.2016 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.