И написать синей краской The Beatles
1979 год. Школа.
На следующий день вся школа бурлила, обсуждая вчерашнюю телепередачу. Плюшкин ходил мрачный и угрюмый. Говорить ему было не о чем, да и не с кем. И какое к черту может быть настроение, если даже заядлый троечник и прогульщик Санька Простоквашин и то весь день ходит и весело напевает себе под нос на разные голоса: «Бон - ни, Бон - ни э – эм!» А возле Саши Долматова, заядлого меломана и поклонника западной рок – музыки, кроме парней, сегодня толпится ещё и стайка девчат, весело разглядывая фотографии знаменитой группы. И даже учительница английского языка Светлана Петровна, и та умудрилась на своём уроке высыпать изрядную долю соли на душевные раны Плюшкина:
- Вы вчера передачу про «Boney M.» смотрели?
- Конечно, - хором ответил весь класс.
- Не понимаю, чего все по ней с ума сходят? Ничего особенного. Да моя трехгодовалая племянница, сидя на горшке, не хуже их покряхтывает: «Бонни э – э - эм!»
И после этих слов весь класс весело посмотрел на Простоквашина. Санька покраснел и отвернулся. Из всего репертуара этой зарубежной группы Простоквашин знал единственную фразу: «Бон - ни, Бон - ни э – эм!». Весь класс улыбался и хихикал, все, кроме Плюшкина: ну сколько можно!
После английского была география. На перемене Толик подошел к Долматову и попросил посмотреть фотографии.
- «Boney M.» уже нет! Я их Полине отдал.
- Да что вы все помешались на этой «Boney M.»! – взорвался Плюшкин.
- Не все. Лично я - нет. Я рок люблю. А «Бонники» - это диско!
Толик мрачно рассматривал фотки: «Deep Purple», «Nazareth», «Smokie».
- А «Rolling Stones» с «Битлами» есть?
- Ты фотками интересуешься или записями?
- Фотками. Посмотреть. А записи мне ни к чему – магнитофона нет.
- Фотки дома. Завтра принесу.
- Хорошо.
- Немедленно уберите эту ПАРНАГРАФИЮ! – раздался громкий, грозный и очень противный, слегка повизгивающий голос учителя географии Аллы Петровны.
- Это не порнография! – хором ответили Плюшкин с Долматовым.
- Я знаю, что некоторые ученики приносят в школу эту гадость!
- Это не порнография, - мрачно повторил Долматов, пряча фотографии в сумку.
На следующий день перед первым уроком Долматов подошел к Плюшкину и положил ему на стол 10 фоток.
- Это кто?
- «Rolling Stones», как ты и просил.
- И кто у них кто?
Долматов назвал каждого.
- Интересуешься их музыкой?
- У брата пластинка была. На ней 4 песни: «Нарисуй это черным».
- Paint it black.
- «Рубиновый вторник».
- Ruby Tuesday
- «Пока льются слезы».
- As tears go by.
- «Леди Джейн».
- И как тебе их композиции?
- «Нарисуй это черным» - великолепная, «Рубиновый вторник» - хорошая, а «Леди Джейн» - тягомотина редкостная!
- Ну, на вкус и цвет товарищей нет!
- О! «Битлы»!
- Тоже пластинка есть?
- Нет. Фотки знакомые.
Если из кинотеатра «Звездный» возвращаться после сеанса не по улице Пролетарской мимо магазина «Салют», а пройтись по дворам, кстати, так оно будет удобнее и короче, то на стене одного из зданий, принадлежащих Курганскому машиностроительному институту, почти под самым козырьком крыши можно будет прочесть «The Beatles». Не знаю, когда появилась на красной кирпичной стене эта надпись, но даже зимой 1975 года было видно, что сделана она несколько лет назад. Рядом с нею разместилось скромное изображение электрогитары.
1975. Улица Пролетарская 65 строение 5.
- Женька, что это означает? – спросил у Грязнова Толик Плюшкин, когда неразлучная троица возвращалась домой после просмотра очередного фильма про войну.
- Не знаю, здесь не по – нашему написано.
- Ну, Плюха! Ты меня, старичок, удивил! Ладно, Жека, он в музыкалку ходит и ничего, кроме Баха с Бетховином, не слушает! Но ты - то, ты - то должен знать, что здесь название группы «Битлз» нарисовано! Кто такие «Битлы» ты, надеюсь, знаешь? – влез в разговор Андрей Новосельцев.
- Кто их не знает! Но как название их группы по – английски пишется, мне неведомо! Пластинок у меня их нет. В газетах о них ничего не пишут.
- Ничего о них не пишут! Может, ты и песни их не слушал?
- Откуда? Хотя, может, и слышал отдельные песни у брата на магнитофоне. Того мне не ведомо!
- Заладил, как попугай: того мне не ведомо, того мне не ведомо! Ну – ка, расскажи нам все, что ты знаешь, о тлетворном влиянии Запада, а именно: о буржуйско – капиталистической группе «Битлз»!
- Слова – то какие мудреные: тлетворное влияние Запада!
- А то!
- Анекдот знаю.
- Антисоветский?
- Нет.
- Рассказывай!
- Наслушались Петька с Чапаевым «битловских» песен и решили свой ансамбль создать. Достали аппаратуру. Организовали концерт. Собралась вся дивизия. Открывается занавес: на сцене Петька с Чапаевым, волосы до плеч, брюки клеш, в руках электрогитары. Чапаев командует: «Уан, ту, фри!» Петька: «Наш паровоз вперед лети!»
Женька Грязнов рассмеялся и по – дружески похлопал Плюшкина по плечу. Новосельцев кисло улыбнулся и тихо сказал:
- Анекдот хороший, но старый, как окаменевшее дерьмо мамонта!
- На тебя, Андрюша, не угодишь! О!
- Что «О»? О бывают разные!
- Комната школьника «Орленок».
- И что? Предлагаешь туда зайти?
- Не сейчас. В воскресенье. В 10 утра.
- А что там будет? Бесплатная раздача пирожков с мясом?
- Нет. Димка Разбойников сказал, что по воскресеньям в 10 часов здесь проходят занятия фотокружка, приглашал. Он уже второй месяц ходит.
- И ты хочешь записаться?
- Хочу.
- А фотоаппарат у тебя есть?
- Нет.
- Пальцами будешь фотографировать?
- Пока да. В сентябре брат обещал подарить на день рождения.
- Ну, если в сентябре обещал подарить, тогда да! Надо ходить! До сентября всего - то осталось 7 месяцев. В добрый путь!
В воскресенье Димки Разбойникова в комнате школьника «Орленок» не оказалось. Зато были трое учеников из их школы: Игорь Баранов, Лешка Пряшкин и Славка по кличке «Бизон», все они, в отличие от четвероклассника Плюшкина были старше его на год и учились в 5 классе. Игорь Баранов жил в соседнем дворе, он и познакомил вновь прибывшего четвероклассника Плюшкина со своими друзьями. Ровно в 10 в комнату школьника пришел руководитель фотокружка Иван Петрович. Игорь представил ему Толика. Иван Петрович посетовал, что у Плюшкина нет пока фотоаппарата, но возражать не стал.
Занятие для Толика началось сразу с практики: он отправился с новыми приятелями в фотолабораторию печать фотографии. Это оказались переснятые кем – то обложки альбомов «Битлз». Печатали долго, почти целый час, потом сушили на специальном аппарате, потом обрезали края на специальном резачке. Дали и Толику окунуться в этот процесс. Первую фотографию Плюшкин при печати, конечно же, испортил, и её ему подарили на добрую память, но зато остальные вышли что надо!
- Толик, ты хоть знаешь, как зовут этих музыкантов? – весело спросил Игорь Баранцев.
- Нет.
- А анекдот про «Битлов» слышал?
- Про паровоз?
- Про Ринго Сталина.
- Нет.
- Слушай. Заходит как - то раз Чапаев к Петьке в хату, а тот пластинку «Битлов» слушает. Чапаев: «Петька, ты почему буржуйскую музыку слушаешь?» А тот ему: «Какая же это, Василий Иванович, буржуйская музыка?! Это же самая, что ни есть революционная! Ты послушай только, кто в «Битлах» играет: Пол Маркс, Джон Ленин, Ринго Сталин!»
- И кто здесь кто?
- Это Пол Маккартни – Пол Маркс. Это Джон Леннон – Джон Ленин. Это Ринго Старр – Ринго Сталин. А это Джордж Харрисон.
- Игорь, а зачем вам столько фотографий «Битлов»?
- Секрет. Много будешь знать, скоро состаришься!
1979 год. Школа.
- Да – а! – задумчиво произнес Плюшкин, - знакомые фотографии.
- Пластинки видел?
- Нет, Саша. Просто, фотографии знакомые. И песен их не слышал. Анекдот про Джона Леннона знаешь?
- Нет. Песни его - да, а анекдот - нет.
- Приехал Ленин в 1917 году в Россию на Финский вокзал, взобрался на броневик, а толпа ему скандирует: «Лен – нон! Лен – нон!» А он: «Товалиси! Товалиси! Я не Леннон! Я – Ленин!» А толпа еще громче: «Лен – нон! Лен – нон!» Ленин: «Товалиси! Товалиси! А, чёлт с вами! «Естодей!»
Долматов рассмеялся и собрал фотографии в аккуратную стопку:
- «Yesterday» поет не Леннон, а Пол Маккартни.
- А что поёт Леннон?
- Imagine.
- Не слышал. Напой.
- Ну, ты шутник!
Послушать песню Леннона в исполнении Саши Долматова Толику не удалось, а вот прослушать почти все альбомы легендарных «The Beatles» удалось в августе месяце в трудовом лагере в Смолино.
Первая смена в трудовом лагере в Смолино началась в начале августа 1979. Школьников разместили в общежитии. Две смежные комнаты - для мальчиков и такие же две смежные - для девочек. В первую же субботу, часть школьников уехала в город, чтобы помыться и сменить грязную одежду. Вернувшись из города, десятиклассник, а ныне, вожатый Игорь Баранцев привез из дома катушечный магнитофон с записями Высоцкого, а Саша Долматов - записи «The Beatles», почти все альбомы. После работы до отбоя, как правило, слушали Высоцкого, а после отбоя, делали звук потише и ставили «The Beatles». Некоторые песни оказались Плюшкину знакомыми. Приятно было осознавать, что не такой уж он и «дремучий человек». Постепенно мужское население засыпало, убаюканное мелодичными песнями легендарной четверки. Примерно через час, кто – нибудь из вожатых: Баранцев, Пряшкин или Славка «Бизон» - выключали музыку. И весь этот час Толик лежал в кровати и наслаждался жизнью. В соседней комнате тихо посапывал новый друг из бывшего 8Б Серега Воронов. Впереди маячили ещё два года учебы и целая жизнь.
Я не знаю, кому и когда пришла в голову мысль написать на стене лабораторного корпуса КМИ синей краской «The Beatles», но мысль эта была гениальная! Нет уже давно Советского Союза, наш родной КМИ переименован в Курганский государственный университет, а надпись жива. Её обновляют, как и положено, синей краской. Надпись не устаревает, как не устаревает музыка легендарной ливерпульской четверки.
Свидетельство о публикации №216021300572