Стр. 57 книга русская резьба. реконструкция прялок

+ 57 современная большая резная доска. Начало резьбы.

РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАРЫХ ПРЯЛОК И ДОСОК.

Сразу договоримся – у меня нет НИ ОДНОГО рисунка резной доски, действительно старой, да хоть какого то ОТНОСИТЕЛЬНО не давнего времени 1900 – 1917 г. Но из статей по народному искусству, можно узнать, что доски и лопасти для прялок резались примерно до 30 годов 20 века, то есть до начала коллективизации. Не трудно понять что, я думаю вполне хватило Первой пятилетки и нужда в ручных прялках и ручных ткацких станках отпала, хотя и сейчас редко, но попадаются дорожки вытканные на бабкиных – пра - бабкиных станках. А вот РЕЗНАЯ доска сохранилась и режут их не реже чем и раньше резали. И так Я СЧИТАЮ, ЧТО МОЖНО ПОЛНОСТЬЮ использовать рисунок от прялки и для кухонной доски. В конце концов ведь никого не удивит рисунок на шкатулке – уменьшенная копия известной всем картины. Но прежде чем мы продолжим разбираться в том, как резался рисунок и по каким принципам этот рисунок составлялся, полезно посмотреть - как заполняется поверхность резного изделия. Рисунок на шкатулке несколько отличается от доски, хотя бы по тому что это ОБЪЕМНАЯ поделка, а резная доска – плоская, но принцип построения рисунка – точнее чертежа сходен! То есть так же придумывается рисунок на полочке - вешалки или на дощечке, когда на нее вешают те же доски, или толкушки – мялки.  По этому начнем ПРИДУМЫВАТЬ сюжет для большой доски.

ДОСКА РАЗДЕЛОЧНАЯ ШИРИНОЙ 250 ММ И БОЛЬШЕ.

Доска резалась из ВЕТЛЫ и это дерево практически не упоминается в статьях по резьбе, а я последние годы часто использую ИМЕННО эту породу. ЭТО БЕЛАЯ древесина, такая же белая, как и осина! Но, есть большое различие. Осина – очень не предсказуемое дерево и это связано с большими различиями по месту произрастания. У нас, как правило – растет полосой метров в 100, заходя на столько в сухой торф полей или болот. Заходит на бугор примерно на столько же и ЗАМЕЩАЕТСЯ смешанным лесом: березой и сосной. Но, как правило в 10 –30 метрах от осины всегда есть торф! А это КОРИЧНЕВАЯ краска и в наших реках ТОРФЯНОГО цвета вода по тому! То есть осинник из торфяника имеет и менее плотную структуру и имеет вкрапления в виде длинных полос коричневого оттенка. Осина, что вырастет на косогоре в десятке метров от торфяного слоя более белого цвета и наиболее плотная и имеющая слегка скрученные волокна у корня. Я готовил заготовки после пожаров, когда эти полосы осинника легли или сразу или через год, два. Все просто – огонь по торфу дошел до корней и они попадали и, как не странно через 3 – 4 года эта, здоровая древесина полностью сгнила и на резьбу не годилась. Без сучков, знайте та часть, что от корня и, примерно на 3 – 4 метра. Лучше брать на резьбу именно эти части доски. Ветла имеет такую же плотность и твердость, что и береза, но береза все же естественного оттенка желтых, коричневых тонов. Это хорошо в скульптурной резьбе, когда нужно передать естественный цвет кожи, но не в случае с геометрической резьбой! ТУТ ВАЖЕН КОНТРАСТ! И показано это на примере двух вырезанных до этой доски, таких же досок. Я имею в виду доску СОБОЛИ и КОРОТКАЯ доска. Вы не сразу поймете, что Соболи и Короткая доска покрыты ПРОЗРАЧНЫМ лаком! А морилка одинакова, но первая доска, как вы помните резалась из ольхи, а вторая из осины. Такой прием есть! Многие резьбы обрабатываются именно так! Покрывается ВСЯ поверхность морилкой темно или светло коричневых тонов, а после следы морилки стираются наждачной бумагой на гранях элементов и на плоскостях в виде полос и кругов, и морилка снимается до белой древесины. Это УВЕЛИЧЕИЕ контраста или то же, что проявление фото бумаги или УВЕЛИЧЕНИЕ теней карандашом, если рисунок ВЯЛ! Это знает каждый ученик в рисовальном кружке! И так- это начальный период резьбы! Как вы видите, тут ВЫРЕЗАН рисунок на головке или ручке доски и по периметру дана первая ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ полоска. Их может быть и две и три! В этом случае полосы режут как правило ТРЕУГОЛЬНИКОМ И СКОЛЫШКОМ. Далее вы видите то, что я называю – КОМПОЗИЦИЕЙ в геометрической резьбе. То есть ТО ЧТО ИЗОБРАЖЕНО И ВЫРЕЗАНО В центре. Это может быть большая розетка, что как правило – доходит до Орнаментальной полосе, если она одна или до крайней полосы, как правило я режу иногда вторую полосу из других элементов. Это один из приемов РАЗБИТЬ БОЛШОГО диаметра окружность на более мелкие элементы. В первой доске - это как правило Прямая розетка и с ОГГГРомадными лучами! А чо орать, что сам такую резал! Так это когда было.?! Как правило во время резьбы всех досок я поэтапно делаю до 10 фотографий. Это – первая..

СЧИТАЛКА НЕ СЧИТАЛКА.

Корнев – резал, рассуждал,
Ну, а Смелостев - мешал?
Нет! Тихонько он нудил, и
Порезать все просил,
Не дадим резец  пока!
Обманули дурака –
на четыре кулака!
А кто слушал – умный был!
Жаль - ХВАМИЛИЮ забыл!
На считалку стих пойдет.
Прочитал! А хорошо!
Главное, что не понять…
Значит – хватит сочинять!
Экие Беники! Скушали веники!
Потом перешли на вареники.
Кончились веники!
Съели вареники,
Вот такие стихо - твореники…


Рецензии