Стр. 66 книга русская резьба. классическая лопасть

+66_типичный рисунок лопасти прялки не покрытой морилкой.

ТИПЫ ПРЯЛОК.

Прежде чем я рассказу Вам какие элементы резались и почему на этой доске, повторю еще раз. Лично Я не делаю Различия между рисунком на лопасти прялки и резной доски. Если хотите, то вырезав такой же рисунок на заготовке у которой добавлена Рукоятка длиной примерно в 1 метр, получите Лопасть ручной прялки.

ТИПЫ ПРЯЛОК.

Ручных прялок, то есть без колеса, типа велосипедного, что приводится во вращение ногой, и такие прялки принято называть старыми Механическими прялками, прялок в отличие от них называемых ручными - всего два типа. Это Разборная и Не разборная или – Копылуха прялка. Копыл – спил, корень. Еще название прялок Копылух – Корневухи. Все просто! Раньше сосну или осину на строения пилили двух – ручными пилами. Это удобнее всего делать держа их на уровне живота! Что делать с пеньком? Часто наши предки их, пни корчевали, и использовали освободившуюся землю под пашню. Из корней можно было сделать по крайней мере три нужные вещи в крестьянском быте. Прежде всего слегка изогнутый корень, а корни очень прочные на изгиб шли на изготовление сох, точнее той ее части, точнее двух, которыми собственно и пашут землю! На концы надевались сошники из стали, что ковал местный кузнец! Кроме того, и это не все знают, но можно найти в лесу дерево с такими корнями, что получится типа стула. На его конце вбивали небольшую наковаленку, и сидя на таком стуле, Отбивали косу. Для этого существовали специальные молотки с острыми бойками с обеих сторон. И конечно, корень – копыл шел на Не разборную прялку. Для этого стволу придавалась форма лопаты, а на одном единственном корне, выструганом до толщины средней доски, что не очень удобно – сидела пряха.
Второй тип прялок – Разборные. Состояли из двух частей, собственно лопасти и сиденья, что принято называть донцем. В нашей местности, если почва легкая – песчаная в качестве лопасти использовалась лопата из осины, и ей же копали картошку. Если почва тяжелая, глинистая, то для этого используют вилы. А вот рисунок на обеих типах прялок довольно мог быть сложным, как на этом рисунке. То есть различия в рисунке, что на разборной или не разборной прялке - нет! Есть только небольшое различие и обусловлено это тем материалом, что шел на прялку. На сосне практически невозможно резать узор, так как годовые гольца или прожилки на Продольном срезе Очень твердые. Так что хороший рисунок можно получить на Осине, а эта заготовка на фотографии– очень широкая ветла. Из ветлы можно получить заготовку до 0.5 метра шириной и соответственно очень красивый рисунок начертить. На мой взгляд на доске шириной меньше 30 см рисунок Беден!

РИСУНОК НА ШИРОКОЙ ДОСКЕ.

Есть ли принципы, по которым строился рисунок на лопастях прялок? Чаще всего изображалась и резалась сложная по построению и большая розетка максимального диаметра. Как ее разбить на части? Некоторые резчики относительно небольшую розетку в центре окружают такими же не большими розетками. Или половинками розеток. Иногда рисунок строят так, что окружности или их половинки входят друг в друга. Получается довольно интересно! Второй вариант показан тут. Сразу видно что в основе построения розетка в центре и в нее входят четыре полу - розетки, а разделить их на части это уже дело второе и вариантов тут масса. Один вариант тут. Как правило лопасть вытянута по длине и можно внизу вырезать прямоугольное поле. Как правило оно заполняется треугольниками или их комбинацией с другими элементами. Я решил все же для низа воспользоваться не линейкой, а циркулем.
Для разделения элементов я применял тут очень часто Двух - граные канавки. Так получается Наиболее ажурная резьба и рисунок в целом. И тут Сознательно оставлены полосы и элементы, что не вырезаны. Теперь есть смысл поговорить об Окончательной отделке. То есть работе с морилкой и лаком. Хотя я это раньше подробно описал. Но знайте, что доска как на этой фотографии Не станет Читаться если ее не покрыть морилкой, и после сушки не стереть ее на гранях наждачной бумагой и не покрыть после лаком!

Корнев. Илья. Смелостев Владимир.


Рецензии