Длань пророка

Тому лет 300 это был
Век духов и видений.
Иссу же Мок тогда любил, -
Зеленоглазый гений.
Но Мок хитёр: всё, дескать, дам,
Чтоб Бен стал равен Крезу,
Пусть только всё даёт друзьям,
Придись хоть до зарезу.

Ах, что за добрая душа
Был Бен – Исса в Бассоре!
Но раз встаёт он , - ни гроша, -
Друзей любил, - вот горе!
Бен завтра по миру пойдёт
Винить судьбу – злодейку,
Сегодня ж нищему даёт
Последнюю копейку.

Что Бену Моковы дары? –
Спасёт друзей услуга;
Но пуст кошель, - прошли пиры, -
И нет у Бена друга.
Один Малек приходит вновь:
«Ах, Бен, я должен кади
Червонцев 10 кошельков . . .
Достань их Бога ради! . .

Быть может, Мок на этот раз
Окажет нам услугу!»
И Бен кричит: Зелёный глаз,
Явись на помощь другу!» -
« Я из жидов! – воскликнул Мок. –
Дам денег, но, ей – богу,
Возьму хоть ухо, глаз в залог,
Зуб, руку или ногу.

Я всё беру без ран и мук;
За нужную же ссуду
Твоих зубов дай 8 штук –
« Как? восемь? Стало всё, что есть!
Кто ж всех зубов лишится?» -
«Эх, Бен! Ведь ты любил поесть,
Теперь пора поститься . . .

Присядь же! . .» Крак! – и зубы вдруг
Все выпали без муки.
«Эй! – Бен кричит, - Малек, мой друг,
Достал, держи – ка руки!»
Пошла молва, - друзья бегом
К Иссе: ведь для промена
Кто ж был бы сам себе врагом
И не добыл бы Бена?

Суда Муссы раз на утёс
Попали в ночь - и сели:
Бен только глаз взамен отнёс –
И друг стянулся с мели.
Гассан давно бы выдал дочь,
Хватило бы кармана;
Но Бен в приданое не прочь
Дать руку для Гассана.

Цена Гуссейну дорога
Купить детей из плена, -
И вот в залог идёт нога:
Друзья поддержат Бена.
Распродадут тебя, о Бен,
Все эти людоморы:
Один за свой за каждый член
Вскричали б: « Режут! Воры!»

И ведь друзья же говорят,
Завидев Бена, дружно:
Какой урод! Ну, просто , гад!
А поклониться нужно!» -
«Постойте, - раз вскричал Малек, -
Я с ним сыграю штуку,
И завтра этот человек
Уж нам протянет руку! ..»

Исса, мой друг! Исса, отец! –
Кричит Малек, рыдает, -
Моей жене пришел конец,
Ничто не помогает.
Хоть средство есть, и сам султан
Спасён настойкой тою:
Но где же перлов взять тюрбан
На золотом настое?»

Бен к Моку уши было снёс,
Чтоб выручить собрата.
«Нет, - Мок сказал, - велик запрос,
Залогу маловато!»
Друг просит глаз отдать другой.
«Не дам! - Кричит безногий: -
Мне нужен глаз с одной ногой
Не сбиться чтоб с дороги!»

Спаси жену! – ревёт Малек, -
Дай глаз и верь Малеку,
Что он с тобой проходит век
И сводит даже в Мекку. . .»
Глаз отдан . . . Что ж Малеку ждать?
Взяв деньги, дал он тягу
И бросил Бен – Иссу блуждать
Всё ощупью, беднягу.

«Эй, берегись! – раздался крик, -
Держись, иль канешь в море! . .
Ах, это Бен! . . Какой старик!
И слеп – какое горе! ..
Я  - Али, друг твой с детских дней:
Пой дём вдвоём до гроба,
По ремеслу я лицедей,
Так будем сыты оба».

Бен обнял друга. . . Вот так раз!
Вот чудо! Целы стали
Рука, нога и пара глаз, -
И Бен увидел Али,
И злых друзей увидел он, -
Но был один безногий,
А тот иль глаз, иль рук лишен –
Все старые залоги . . .

И Мок сказал: «Я очень рад
Судьбе друзей коварных . .
Возьми и деньги все назад
От них неблагодарных.
ПустьАли делит серебро
С тобой и крохи хлеба:
Достойным делай ты добро –
Получишь вдвое с Неба!»

И Мок исчез. Друзья скорей
Уходят от печали
И от предателей друзей . . .
Но шепчет Бен: «Дай Али,
Им рису, мёду, их одень!
Исправь их, - воля рока!
Рубином можешь и кремень
Ты сделать – длань прока!»

Владимир Март. Перевод с арабского


Рецензии