Пётр Барановский помирать собрался, а рожь сей
...
Год 1947 год в научных кругах прошел под впечатлением от находки каменной плиты с могилы иконописца Андрея Рублева. Особую значимость находке придавало то, что она обнаружилась в бывшем Андронниковом монастыре, подготовленном к сносу .
Снос остановили.
Это был время нового зажима православия со стороны государства. После военного послабления опять разгонялись приходы и сносились храмы. В стране оставалось совсем немного людей, способных противостоять новому варварству.
Среди них первым был Пётр Дмириевич Барановский.
Если сказать, что он был выдающийся ученный - значит соврать. Он был гораздо больше, чем ученый. Он был подвижник, почти святой. И находка им плиты на месте погребения великого иконописца было всего лишь одним из деяний по сохранению древнерусских ценностей.
Пётр Барановский был архитектором, и уже в силу этого осознавал невосполнимость потери от разрушения монастырей и храмов. И , видимо, око Провидения нарочно становило на нём свой выбор в эпоху всеобщего помрачения.
Но что может сделать одиночка в стране сплоченного коллектива?
Пётр Дмитриевич по всякому дрался за каждый храм, за каждую часовню . Случалось, на Севере, предствлявшем тогда из себя сплошные Кижи от Финляндии до Урала, он забирался под тесовый шатер купола и сидел там днями, не позвроляя разрушителям разбирать венцы. На Кавказе он находил свидетельсва исторической значимости древних башен и стрался перевести их из разряда культовых сооружений в списки памятников архитектуры.
Это Брановскому мы обязаны тем, что на Красной площади в Москве сохранился храм Василия Блаженного. Когда городские власти подогнали к церкви рабочих и краны, Пётр Дмитриевич забраля под купол и не позволил начать снос.
Со временем Пётр Дмитриевич понял, что в одиночку с таким грандиозным делом не справиться. Тогда он , как Махатма Ганди, нашел способ непротиволения воле разрушителей. Он собрал группу единомышленников, и представил дело так, что группа занимается сохранением памятников истории и архитектуры. И предлагали тут же приписывать замечательные строения к разным историческим музеям.
И ведь сработало!
И северные Кижи, и многие храмы по России, и целые монатыри Бараносвкому удалось таким образом отстоять. А те, что уничтожены, он успел сфотографировать в деталях и подробно описать.
...маленькое отступление. Когда я вижу разрушение старинных зданий Бирюча, я не приемлю объяснений властей о том, что они сносят ветхие строения. На деле это памятники культуры и архитектуры, и ничего подобного нынешние строители создать уже не сумеют.
Но ведь можно хотя бы то, что еще сохранилось, приписать ,как экспонаты, к крапеведческому музею! Или к Белгородскому историко-краеведческому? Если сейчас у государства нет денег на их содержание - то пусть они стоят, как экспонаты.
Представляете себе табличку на изумительном особняке " Фамильная усадьба Станкевичей. Начало Х1Х века. Экспонат Белгородского историко-краеведческого музея". Ведь иначе утратим безвозвратно!
...но я размечтался. А Пётра Барановского за его дотошность и усердие, конечно, посадили в лагерь. Но даже там он умудрился создать музей лагеря, и построил его по собственному замысловатому проекту.
После отсидки ученому не позволили жить в Москве, определили за сто первый километр, в город Александров. И тут он не угомонился, создал местный исторический музей из филиала Государственного музея.
Умер Пётр Дмитриевич в 1984 году, 92-х лет от роду. Он немного не дожил до времени, когда заговорили его архивы. И тот церковный бум, что случился в России в 90- 2000-х годах , надо на четыре-пятых отнести в заслугу Пётру Барановскому.
На таких подвижниках стоит Россия.
И на них, как сохраненный Андронников монастырь, зиждется история.
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что плита с могилы Андрея Рубцова оказалась подделкой. Её тайно изготовили камнерезы по рисунку Барановского и тайно закопали под приготовленной к сносу стеной.
Ложь во спасение?
Не знаю.
Но сегодня, 14 февраля - день Рождения Пётра Дмитриевича. Вспомним его добрым словом, возблагодарим за подвиг, и простим прегрешения. Ибо он тоже был просто человек, а не святой.
Свидетельство о публикации №216021401431