О Пушкине. Тайные страсти-мордасти сукиной дочери

Книга, о которой я сейчас отзовусь, называется «Пушкин. Тайные страсти сукиного сына», автор Мария  Баганова (Москва, изд-во АСТ, 2015, 352 с.)
Я настолько наполнена чувством брезгливости от прочитанного, что меняю название этого сочинения на другое, более подходящее по содержанию - «О Пушкине. Тайные страсти сукиной дочери».

Прошу прощения у читателей за многословность, но коротко написать о прочитанной мной книги М.Багановой не удастся. Думаю, краткий отзыв получится, если эту книжку порвать на мелкие кусочки и выпустить в форточку на волю ветра. То есть - откуда надуло, туда и лети!

«О ПУШКИНЕ и ТАЙНЫХ СТРАСТЯХ сукиной дочери».

В предисловии к своему исследованию о  «Борисе Годунове» Анри Труайя написал: «Даже гениальный писатель недолго может сопротивляться опьяняющему искушению использовать легковерие читателей».

Марии Багановой гениальность даже не светит, но она легко опьянилась возможностью «использовать легковерие читателей», сочинив книгу, которую я имела несчастье (и счастье) прочитать. 
Несчастье - потому что до сих пор испытываю ощущение глубокой гадливости.
Счастье – потому что я НЕ принадлежу к той части легковерных читателей, о которых упомянул Анри Труайя, но на которых рассчитывала М. Баганова.
Поэтому считаю себя обязанной защитить добрую память об А.С.Пушкине от подобных инсинуаций*!

Я купила эту книгу в книжном магазине в отделе мемуаров, хотя её надо было бы поместить на полки с фантастикой и психиатрией. 
Почему с фантастикой? Потому что фантастика – это авторская выдумка о несуществующем, а в книге Багановой сюжет завязан на выдуманном  (фантастическом) дневнике.
Почему к психиатрии? Потому что главный персонаж, резюмирующий дневник (некий Спасский Н.Н.), и сама  Автор  «сочинения» (от слова «сочинять», оно же «придумывать») имеют ярко выраженный психический сдвиг по фазе.

С первых страниц для меня стало очевидным, что Автор всеми возможными ей средствами и явно злонамеренными  обобщениями  старается подвести читателя к убеждению, что Пушкин не великий поэт нации, не светлый представитель русской поэзии, а всего лишь  психически ненормальный человек, отягощённый психопатической наследственностью,  что она (автор) методично пытается "доказать".

Таким доказательством стал  якобы  личный  дневник  Ивана Тимофеевича Спасского, куда тот записывал сведения о своих встречах  с Пушкиным, а также всё то, что слышал о поэте от посторонних лиц (иначе, сплетни).

Так как Иван Тимофеевич Спасский был реальным историческим лицом, уважаемым учёным, врачом семейства Пушкиных, то М.Баганова, стараясь, видимо,  уберечь себя от возможной критики (это не я, это он, он!), а также придать большей достоверности своему фантастическому  сочинению, пишет от лица доктора  И.Т.Спасского:
« ...Помимо воли моей и моим убеждениям пришлось мне стать собирателем сплетен, не с целью передать их дальше, а только ради того, чтобы знать больше о положении дел драгоценного моего пациента», стр. 277.

В общем, сюжет таков:  в 1929 году неизвестный сельский врач (якобы потомок И.Т.Спасского,) находит в семейном архиве дневник – «волей обстоятельств достался мне старинный архив моего двоюродного деда ...», и на основе  дневниковых записей прадеда этот доморощенный психиатр составляет патографический*** портрет нашего великого  поэта.

Говоря попросту, прочтя дневник, этот больной на голову врач  делает вывод, что Александр Сергеевич Пушкин не был светлым гением, как мы (наивные) думаем, а был обыкновенным психопатом. И психопатами были все в его роду («среди моих  предков тоже были безумцы», стр. 243):  прадеды по линии отца и матери, бабушки и  дедушки, родители,  дядья и тётки,   брат Пушкина и даже сестра («у сестры я наблюдал начало помешательства»).
 
Если с характеристикой Льва Сергеевича Пушкина (а любовь к выпивке из области психики) ещё можно согласиться, то вывод о ненормальности Ольги Сергеевны явный бред потомка Спасского (он же М.Баганова). О сестре Пушкина в дневнике  приводится лишь одна запись о том, что накануне свадьбы  Ольга Сергеевна убежала из дома, чтобы обвенчаться с женихом. Это доказательство безумия???

Автор сознательно умолчала об истинной причине поступка Ольги Сергеевны, которая "не стерпела глубоко оскорбительной выходки" со стороны родителей. К тому же после венчания молодой муж привёз отвез супругу обратно к родителям. Это образец безумия или авторская подтасовка фактов?

Даже родным Натальи Николаевны Гончаровой досталось от автора: об её отце Николае Афанасьевиче сказано: «Он болен давно. Безумен.» О её матери Наталье Ивановне «... а мама пьёт ... порой с лакеями, чтоб не пить в одиночку.» Стр.243.
К последнему поясню: Надежда Осиповна (мать Натали) "пила по лечебнику", то есть пила лечебные отвары сама  и поила ими дворню. ((Записано Бартеневым  в "Рассказах о Пушкине" со слов Пушкина Соболевскому).

Жизнерадостный Пушкин, со всей страстью отдававшийся вдохновению, которое способствовало рождению его изумительных произведений, по воле М.Багановой называет кормившее его вдохновение - «дрянью». («Так этой осенью та дрянь ко мне не пришла», стр.264)

Известно, что после гибели Пушкина никто из его современников не удосужился по свежей памяти написать о поэте воспоминания.  Даже «друг бесценный» Иван Иванович Пущин спохватился об этом через двадцать лет. Первые биографы Пушкина (П.В.Анненков и др.) по крохам собирали о поэте биографические сведения из писем самого Пушкина, писем его адресатов, а также из написанных (после смерти поэта) воспоминаний современников.

Получается, что М.Баганова просто мастер компиляции** - она с лёгкостью берёт целые куски из   воспоминаний о Пушкине и (даже не изменив взятый текст на свой авторский) вкладывает их в уста Александру Сергеевичу. Смешно и нелепо читать, как поэт рассказывает о себе Спасскому точь-в-точь теми словами, которые увидят свет лишь через много лет после его гибели. Это пример психического расстройства Пушкина или автора?
 
Примечательно, что когда Автору не хватает негатива из пушкинианы для продолжения  текста, она применяет дешёвый приём неопытного литератора - ссылается на свой вымышленный дневник,  ловко сваливая несвязность отдельных глав  на утерянные или нечитаемые страницы:

«Здесь край листа оторван и несколько предложений пропало из рукописи.» Стр. 89.
«Здесь в рукописи снова наличествует перерыв: один из листов залит чернилами так, что слов почти невозможно разобрать». Стр.95.
«Тут снова в рукописи перерыв, но совсем незначительный, словно кто-то оторвал низ листа на самокрутку ...» стр. 267.
«В этом месте повествование обрывается. Конец рукописи утрачен.» Стр.332.

Литературно неуместны повторы, касаемые внешности Пушкина (то ли память у автора плоха, то ли Автору нравится эта особенность внешности Пушкина?): «длинный нос, толстые губы» встречаются так же часто,  как и «резкие морщины», «потухший взор», «желтизна лица».  Это тоже признаки психического отклонения?

Повинуясь воле Автора, доктор медицины Спасский целенаправленно заводит разговоры  с друзьями, с коллегами, со знакомыми, с пациентами для выведования у них подробностей интимной жизни Пушкина. К примеру, в беседе с лицейским врачом Ф.О. Пешелем (умело направляя собрата по медицине в сторону темы) он узнаёт о лицеисте Гурьеве, который однажды «был застигнут надзирателем в самый пикантный момент его любовного свидания с двумя другими лицеистами». «Двое друзей Гурьева убежали, а он  сам с  дерзким выражением лица остался на месте». Стр. 170.

И далее: «Юный Пушкин, узнав об исключении из лицея близкого друга, несколько дней проплакал в своей постели. Так что сами гадайте, кем были те двое сбежавших». Стр.171.
Ничего не доказано, одни слова и намёки, но тень на поэта брошена, а это (по мнению автора) весомый кирпичик в стене общего диагноза о психическом развитии А.С.Пушкина. Даже лицейская жжёнка, которую для веселья готовили лицеисты, повод для М.Багановой усомниться психическом здоровье юного Пушкина.

Иван Тимофеевич Спасский, будучи домашним врачом Пушкиных, часто бывал в их доме, наблюдал Наталью Николаевну в процессе беременностей, иногда обедал вместе с Пушкиными, иногда Пушкин сам ездил к нему обедать, это исторические факты, но в книге  М.Багановой этот врач выглядит просто нездорово-любопытным и даже до неприличия прилипчивым «другом» поэта и следует за ним буквально по пятам, не забывая заносить в свой дневничок-кондуит подробности встреч и разговоров. 

Пушкин, наоборот, показан болтливым простаком, который с полвопроса Спасского начинает тут же подробно раскрывать ему свою душу, свои взгляды, интимные моменты семейной жизни своей и родственников.  И, разумеется, это всё рассказывается словами из будущих воспоминаний о нём.  Сие показатель ненормальности кого - Пушкина, Спасского или Автора?

По всему было видно, что Автору доставляет удовольствие обрушивать на Пушкина обилие порочащих его эпизодов. Но этого ей мало, чтобы окончательно убедить (добить) читателя в достоверности написанного, она принуждает Пушкина в разговоре со Спасским вспомнить анекдот из жизни своего предка Ганнибала.

«Однажды маленький арап, то есть мой прямой потомок по матери, сопровождавший Петра I в его прогулке, остановился за некоторой нуждой и вдруг закричал в испуге: «Государь! Государь, из меня кишка лезет». Пётр подошёл к нему и , увидя, в чём дело, сказал: «Врёшь:  это не кишка, а глиста», и выдернул глисту своими пальцами.» Стр. 251.

Зачем? За-чем??? Для чего вставлен в повествование этот пошлый анекдот? К Пушкину он не имеет никакого отношения, к Спасскому тем более,   разве что ... сие приятно самой М.Багановой?

Далее, изо всех сил черня Дантеса (добивать, так добивать!),  называя его «содомитом» (это ещё мягко сказано), М.Баганова переходит границы благоразумного очернения и опять вставляет в текст совершенно ненужную подробность:

«Одержимый патологической ревностью  Пушкин нарочно посещал те бордели, что и Жорж Дантес ...» стр. 348.
«Узнал я об этом от девок из борделя, в который он захаживал. Они рассказали мне по секрету, как их верному другу, что Дантес платил им большие деньги за то, чтобы они по очереди лизали ему сраку, которая была разорвана и кровоточила точно так же, как у моих ****ей, когда их беспощадно е*бли в жопу». Стр.297.

Трудно, тяжело, горько и противно читать сочинение М.Багановой почитателю А.С.Пушкина, к коим я себя причисляю ... я и так заставляла  читать это сочинение усилием воли, но после вышеприведённой подробности (о Дантесе) мне и вовсе захотелось метнуть книжку в костёр.  Первый раз в жизни я согласилась с желанием Фамусова «собрать все книги бы и сжечь». Нет, все не надо, а вот эту  – непременно!

Предок Спасского сетует на то, что его прадед в силу неразвитости психиатрической науки того времени «не мог  сделать объективный анализ личности поэта».
Далее: «К сожалению, у записок моего прадеда отсутствует окончание, и поэтому нам неизвестно, какие выводы он сделал».

Зато он, никому не известный сельский врач, на основе этого дневника (без многих страниц и окончания) «дал себе смелость закончить труд моего предка, проанализировав и обобщив его записи. Результат этой своей работы я выношу на ваш суд». (Все цитаты на стр. 7).

Неуважаемый потомок (он же М.Баганова), я прочла вашу работу, и мой суд не в вашу пользу. 
Известно, что незадолго до своей гибели Александр Сергеевич Пушкин получил беспардонный пасквиль от своих злобствующих врагов. Этот пасквиль подверг чувствительную душу поэта страданиям и подтолкнул его к дуэли.
 
179 лет спустя к пасквилю 19 века добавился новый.  Если в первом Пушкина назвали рогоносцем, то в этом - бездоказательно назвали психически ненормальным. Александр Сергеевич Пушкин (и скомпрометированный автором Иван Тимофеевич Спасский) не может постоять за свою честь и защитить себя хотя бы меткой эпиграммой (ведь женщин на дуэль не вызывают). Выходит, Автор заведомо рассчитывала на свою  безнаказанность?

Легко отыскивать в людях грехи, но не проще бы вглядеться в зеркало? Может, всё, чем Автор  наделила Пушкина, плоды ЕЁ больного воображения?  Или она пошла на поводу нынешней моды  - чернить белое и белить черное? Тогда ей самой надо  к психиатру.

Я всё же прочитала книгу до конца и закрыла её с ощущением смачного плевка в душу. Стало обидно за  Александра Сергеевича, которого выставили «патологическим ревнивцем, циклотимической личностью,  депрессивным психом, фетишистом, сексуальным маньяком,  эротоманом, венерическим больным, гомосексуалистом, суицидальником, носителем «комплекса Квазимодо» ... да что там перечислять. Эта книга есть в продаже, есть в Интернете, читайте сами, уважаемые читатели,  и делайте выводы.   

Я посмотрела тиражи этого издания, их два: первый 6500 экз., второй 1500. Итого 8000 читателей, которых Автор хочет обмануть. Уважаемые читатели, не поддавайтесь, сохраните в себе добрую память об Александре Сергеевиче!

Мне очень хочется поверить, что Мария Баганова (может, даже  в этой жизни) пожалеет, что облила  Александра Сергеевича  грязью, высосанной из собственного уже обсосанного пальца. Хотя, сильно сомневаюсь. Как сказал Пушкин: "Только идиот, только дурак не меняется."
 
В последнее время (особенно с развитием Интернета) появилось большое количество доморощенных исследователей творчества Пушкина и его биографов. По мере возможности я читаю эти сочинения и с горечью констатирую, что положительных мнений о Пушкине очень мало, всё больше негатива и откровенных  выдумок. Мы знаем, что Пушкин не был ангелом, но даже среди прочих фантастических сочинений о нём, книга М.Багановой выделяется бездоказательным очернением великого поэта.

А бездоказательно потому, что в её книге (об известном историческом лице) нет списка библиографических документов, подтверждающих используемые цитаты (если можно так назвать прямую речь персонажей и тексты  от автора), а если их нет, то всё написанное в книге - вымысел автора, про который можно сказать словами русской пословицы: «свинья грязь везде найдёт». А значит, термин "потографический" можно смело применить и к самой Марии Багановой.

Что касается Александра Сергеевича,  то закончу свой отзыв другой русской мудростью: «К золоту дерьмо не подмешаешь». Поэтому,  не взирая на пасквиль г-жи Багановой, Александр Сергеевич всё равно останется светлым гением и национальной гордостью.

В заключении приведу слова Максима Горького: "Читайте почаще Пушкина", "любите  простую и глубокую поэзию гениального поэта", "таланта здорового и оздоровляющего".

Вот так, г-жа Баганова - "таланта ЗДОРОВОГО и ОЗДОРОВЛЯЮЩЕГО"!!!


Примечания.
* - Инсинуация  — злостный вымысел, тайное подстрекательство, нашептывание, преднамеренное сообщение ложных отрицательных сведений.

** - Компиляция - сочинение, написанное НЕ на основании самостоятельного исследования, а на основании чужих работ; обыкновенно представляет не что иное, как пересказ прежде написанного, и потому не дает ничего нового.

*** - Патографический, патография – критика литературных произведений с точки зрения исследования психики их автора.


Рецензии
Здравствуйте!
Искренне Вам сочувствую - что Вы прочитали названную книгу и огорчились. Об известных людях всегда пишут разное, в том числе, и немало негативного.
Не огорчайтесь. Советую Вам прочитать (чтобы перебить то противное впечатление)статью-исследование "Пушкин" Дмитрия Сергеевича Мережковского, великолепного русского писателя, историка и философа. Не знаю, где ещё можно найти названную статью; я её прочитала в сборнике Д.С.Мережковского "В тихом омуте" (Москва, из-во "Советский писатель", 1991 г.).
Замечательный анализ творчества А.С. Пушкина ( только его я называю великим, остальные - талантливые) и личности поэта! Это серьёзный литературный труд серьёзного писателя. Радует и великолепный русский язык писателя. У меня от этой статьи осталось хорошее впечатление. Более душевного рассказа о великом поэте я ещё не читала. Я давно собираю литературу о А.С.Пушкине, но только серьёзную.
Вы упомянули И.И.Пущина. Не знаю, почему он не написал сразу свои воспоминания об А.П., которого высоко ценил. Думаю, что не успел, помешал арест. Я кое-что прочитала о его (и других "декабристах") пребывании в Сибири. Хоть он менее других был сломлен ссылкой, но, вероятно, всё же был надлом душевный. Он написал воспоминания о А.П, когда вернулся, как они выражались, в Россию - по настоянию друзей. Вообще, И.И.Пущин - замечательная личность; к сожалению, о нём мало написано и мало вспоминают.
О домашнем враче Пушкиных И.Т.Спасском мало читала. Где-то в переписке. Вероятно, он был врачом общей практики. Если бы он был врачом профпригодным, то не ахал и охал бы вместе с теми, кто толпился вокруг раненного А.П., а помчался бы в Петербургскую хирургическую академию и привёз бы хирурга. Или отвёз бы туда раненого. А они все (включая какого-то гинеколога)наблюдали, как поэт мучается.
О намёках, которые Вы вычитали в той книге. Как-то в киоске я увидела книгу Нины Берберовой о Петре Ил. Чайковском. Полистала. Да, там в основном, было о его "нетрадиционной ориентации". Я закрыла книгу, положила на место и сказала автору: "Не твоё дело". Его музыка - чудо из чудес; это главное. Всякий раз, когда я прохожу мимо его памятника (возле консерватории), я говорю: "Здравствуйте, Пётр Ильич".
В общем так: мы - люди серьёзные и будем читать только серьёзную литературу.
Благодарю Вас за доверие: увидела себя у Вас среди избранных авторов. Беру и Вас - почитательницу А.Пушкина к себе в избранные.
Удач!

Лариса Прошина   14.02.2016 20:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за отзыв. Я рада, что в вопросе об А.С. Пушкине мы с Вами единомышленники. Особенно меня порадовало Ваше отношение к Чайковскому, я преклоняюсь перед ним, несмотря на все вымыслы против него недоброжелателей и злопыхателей.
Н.Берберову не уважаю уже за то, что она не гнушается превращать сплетни в факты.
Если Вам интересна реабилитирующая статья о Петре Ильиче, то не сочтите за труд прочитать вот эту статью:

http://telegrafua.com/world/14604/print/

В ней опровергаются гадкие инсинуации о Чайковском.

Мита Пе   15.02.2016 08:29   Заявить о нарушении
Здравствуйте! Благодарю Вас за письмо. К сожалению, не получилось прочитать то, что Вы предложили. О П.И.Чайковском немало написано. Личная жизнь каждого человека - это его личная жизнь, это его выбор. Правильный выбор или нет- только он может судить.
Мне любые подробности о личной жизни других людей не интересны. Интересны их дела. Вы, конечно, знаете, что у Н.Берберовой есть замечательная книга "Курсив мой". Есть в книге язвительность, но её можно писательнице простить в данном случае.
Всех благ!


Лариса Прошина   16.02.2016 23:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте,Мита Пе!С удовольствием прочитала Ваш отзыв на эту отвратительную книгу.Я только что закончила её читать. Точно также, как Вы плевалась в процессе чтения и удивлялась, как много знакомых,известных высказываний, но почему они приписываются героям этой книги, не могла понять. Когда же до меня дошло, что это всё вымысел автора, я расстроилась и стала искать что-нибудь про Марию Баганову. К моему огромному счастью,я сразу почти наткнулась на Вашу рецензию. Спасибо Вам большое, что Вы нашли время, чтобы написать отзыв, разобрать по косточкам эту писанину. Я полностью согласна с Вами. Постараюсь воспользоваться советами, присланными Вам Ларисой Порошиной. Ей тоже огромная благодарность за участие в этом вопросе.В свою очередь, очень рекомендую прочесть потрясающую работу Людмилы Сидоровой "Пушкин.Тайная любовь".Я до глубины души потрясена той информацией, которая добыта таким колоссальным трудом и доскональным знанием дела, материала, пытливым умом и очень любящим сердцем - браво этому замечательному автору!

Элен Ляхова   06.04.2018 21:10   Заявить о нарушении
Уважаемая Элен Ляхова, большое спасибо за рекомендацию книги, обязательно прочту.
В свою очередь разрешите порекомендовать Вам книгу Натальи Горбачёвой "Гончарова и Пушкин". Написано с любовью, почтением и большим тактом к Наталье Николаевне и Александру Сергеевичу. И очень много интересных фактов о их нежной любви.

Мита Пе   06.04.2018 22:09   Заявить о нарушении
Добрый день!У меня есть рекомендованная Вами книга Натальи Горбачёвой, я её прочитала и использовала в своей работе "Исследовательские заметки по иконографии Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской".Правда, работу эту я нигде ещё не публиковала, собственно, писала для себя.Хотела на сайте "Проза.ру" выложить, но здесь нет возможности размещать больше одного фото, а у меня вся работа посвящена портретам Пушкиной, поэтому пришлось отказаться...Ещё раз спасибо Вам.С уважением, Элен.

Элен Ляхова   12.04.2018 17:39   Заявить о нарушении
Как хочется почитать Ваше сочинение!
Если где напечатаете, то дайте ссылочку, плиз ))

Мита Пе   14.04.2018 20:03   Заявить о нарушении
Обязательно дам ссылку.Просто прошло некоторое время, и работа напрашивается,чтобы внести коррективы, да плюс ещё материалы попались интересные - хочется их использовать, поэтому публикация работы несколько задержится,хоть и хочется побыстрее всё сделать.

Элен Ляхова   17.05.2018 20:26   Заявить о нарушении
Наталья Горбачёва очень положительно оценивает Наталью Николаевну и не считает, что гибель А.С. на её совести. Горбачёва перед написанием своей книги провела огромную исследовательскую работу. Надеюсь, что Вы тоже подойдёте объективно к образу Н.Н. и не будете повторять ошибок советских литературоведов. Тем более, что недавно в Полотняном заводе обнаружена большая переписка Н.Н с мужем, с сёстрами и братом, в свете которой она предстаёт достойным человеком.

Желаю успехов в Вашей работе. Давно пора сказать правду о Наталье Николаевне и начисто развенчать миф о её трагической роли в жизни Пушкина. Она была "добрым ангелом" не только для него, но и по жизни.

Мита Пе   18.05.2018 08:48   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемые коллеги по перу!
Согласна, что Наталья Николаевна не была причиной дуэли и смерти А.С.Пушкина. О причинах дуэли много написано, ещё больше разных домыслов. Очень может быть, что никто никогда не узнает истины тех трагических событий.
Очень много было сплетен вокруг Н.Н.; злопыхательствовала даже княгиня Вяземская, "друг" А.П.
Я предполагаю, что поэт, как эмоциональный человек, не до конца понимал, чем может для него закончиться дуэль. Ведь Дантес поступил, как негодяй - выстрелил раньше, чем положено было по правилам дуэли. И дуэли в то время уже были запрещены. Странно, что поэт затеял то опасное дело. Впрочем, это в его жизни была далеко не первая дуэль, а между ними - десятки вызовов. Играл со смертью!
Очень интересная книга о Н.Н.Гончаровой-Пушкиной - "После смерти Пушкина". Авторы И. Ободовская и М. Дементьев (Москва. Издательство "Советская Россия". 1980). Не знаю, переиздавалась ли она.
Иконография и Наталья Гончарова-Пушкина - для меня это новое; не слышала о таком в её жизни.
Желаю интересных находок на заданную тему!

Лариса Прошина   19.05.2018 20:17   Заявить о нарушении
Лариса, простите, что мы тут разговорились без Вас, но под Вашей рецензией ))) Так получилось случайно. Но с некоторыми Вашими доводами я совершенно не согласна. Если буду приводить факты, то это займёт много места и получится не ответ, а новая статья.
Спасибо за ссылку. Похоже, я знакома с этой книгой, но прочту ещё раз. О Пушкине я всегда читаю с большим удовольствием.

Мита Пе   19.05.2018 21:59   Заявить о нарушении