Джутарка сражается. глава 1. детство лиды
(повесть)
«Все признают, что тот, кто повествует должен ясно говорить правду, но для этого нужно иметь мужество и вводить в повесть мельчайшие подробности. Это единственный способ побороть недоверие людей».
Стендаль, «Жизнь Наполеона».
Глава 1. ДЕТСТВО ЛИДЫ
Ясным мартовским утром 1924 года в семье заводского рабочего Джутовой фабрики Ивана Григорьевича Деркача, жителя небольшого микрорайона Одессы « Дальние Мельницы», и его жены Марии Пантелеевны, родилась девочка. В те далёкие времена не было ни УЗИ, ни рентгена. Главными авторитетами в том, кто появится в семье, были акушеры-гинекологи, а в деревнях, как правило, бабки-повитухи, да вторичные признаки, базирующиеся на поведении плода в животе будущей мамы.
Как издавна повелось в России почти каждый мужчина, услышав от своей жены известие о том, что она ждет ребенка, лелеял тайную надежду, что у него в семье скоро появится сын. Сын – это опора и надежда семьи, сын – это наследник отцовских дел, сын – это кормилец отца с матерью в старости, сын - это личность, которой предстоит умножить богатство семьи. Ведь в царской России только мужчина считался человеком, и только по числу мужских душ на семью выделялись соответствующие участки земли- наделы.
Советская власть коренным образом изменила общественное значение пола новорожденного, но суть мужчины – труженика, мужчины - добытчика, мужчины - главы семьи оставалась незыблемой. Родители ребенка уже и имя ему придумали, и долгими зимними вечерами обсуждали, каким бы они хотели видеть своего Лёнечку. А тут, на тебе, девочка! А что такое девочка? Растишь, поишь, кормишь её, прикипаешь к ней душой и мыслями о будущем, как вдруг, появляется какой-нибудь красавец и уводит её из дома, да ещё и приданого потребует.
Чтобы не менять хотя бы запланированные инициалы, родившегося ребёнка назвали Лидией. Семья Деркачей жила в самом центре микрорайона, на улице Радужной (В то время Борисовская.В дальнейшем все улицы и места буду называть так, как они зовутся сейчас).
Девочка оказалась очень смышлёной, непоседливой и мало чем отличалась от деревенских пареньков. Она хорошо училась в школе сельской молодёжи, которая находилась в частном доме. Вскоре, в 1936 году, на пустыре недалеко от старой школы на углу улиц Литовской и В.Стуса была построена современная школа со светлыми большими классами, широкими окнами, просторными коридорами и высокими потолками. Новая средняя школа получила название ОСШ - 110.
Директором школы № 110 была назначена учительница немецкого языка Атаназевич Евгения Донатовна. Женщина, родом из Прибалтики, она до кончиков волос была предана детям, школе и немецкому языку. Она была не замужем и всю свою нерастраченную любовь отдавала школе и детям. Видимо из этих соображений она и учителей подбирала одиноких. Только учитель математики Кудрицкий Владимир Петрович имел жену Анну Гордеевну, которая тоже была учительницей.
С первых дней существования новой школы уделялось огромное внимание качеству обучения и воспитанию в детях любви к своей Родине, своему Отечеству, безжалостно выпалывались корни национализма. Довольно часто колхоз выделял подводы, и детей возили на пляж, в кинотеатр или в Украинский театр.
В школе в те времена не только учили детей, но и тщательно следили за их здоровьем.
Дети находились в школе не только зимой, но и летом, под присмотром учителей или родителей, которые присматривали за детьми по очереди. При этом столовой в школе не было. В летний период все школьники от первого до седьмого класса отдыхали при школе обеспечивались двухразовым горячим питанием сначала за счёт зажиточных крестьян, а потом засчёт колхоза. Пища для школьников - первые и вторые блюда готовились в столовой дрожжевого завода, которая находилась неподалеку на улице Володарского. Готовая пища на повозке, а чаще всего на руках, доставлялась в эмалированных вёдрах в школу. Там пища уже раскладывалась по алюминиевым тарелкам и выдавалась школьникам. Ни одного случая пищевого отравления Лида не помнит.
Дети постарше не только отдыхали, но и занимались посильным трудом. При школе имелся большой участок земли, на котором они под руководством учителя ботаники Черненко Анны Михайловны выращивали фрукты и овощи. Выращенный на школьном участке урожай сдавался в столовую дрожжевого завода.
Школа работала в две смены. В первую смену ходили дети, а во вторую – взрослые. В стране шла активная борьба с неграмотностью. Неграмотные папы, мамы, дедушки и бабушки ОБЯЗАНЫ были ходить в вечернюю школу. Директором вечерней школы, или «ликбеза» был М.В.Бурячок.
Довольно часто, по воскресеньям дядя Лиды, Илья Григорьевич, привозил из города кинопередвижку. Вечером во дворе школы вывешивалось белое полотно и киномеханик «крутил» детям фильмы. Дети быстро привыкли к такому виду искусства. Зато старики долго с недоверием относились к самому киноаппарату и к кино в целом. Смешно и грустно вспоминать как некоторые, убеленные сединой деды, с недоверием подходили к экрану, ощупывали его, заходили с обратной стороны и никак не могли понять, откуда же это несутся звуки музыки, как это так, на экране люди танцуют, поют, воюют, а за экраном – никого?
Лида Деркач, как и все её сверстники, была октябрёнком, пионеркой, а потом, когда ей исполнилось 14 лет, вступила в комсомол и стала вожатой первого и второго классов.
На Дальних Мельницах почти каждая семья имела приусадебные участки и почти все дети в возрасте от 10-12 лет и старше привлекались родителями к работе на этих участках.
Но не все дети работали на крестьянских полях. Недалеко от Дальних Мельниц располагался государственный Селекционный институт. Руководителем Селекционного института был известный советский учёный биолог и агроном Трофим Денисович Лысенко. Его институт располагался в открытом поле. Всё поле было поделено на экспериментальные участки, большинство из которых были укрыты мелкоячеистой сеткой, которая пропускала к подопытным растениям и воздух и дождь и снег и солнце, но не давала возможности прожорливым воробьям и другим птицам мешать чистоте опытов. Трофим Денисович по согласованию с директором школы и позже с председателем колхоза привлекал школьников к своим научным работам. Одни из них помогали в опылении зерновых, другие шили колпачки на подопытные колоски и початки кукурузы, третьи - получали в руки трещотки и их треском, гиком и криком отгоняли птиц от открытых участков экспериментальных делянок. Не раз общаться с растениями, клеить для них колпачки и ходить с трещоткой приходилось и Лиде, но ей больше нравились научные опыты, к которым академик Т.Д.Лысенко привлекал и старшеклассников.
СПРАВКА
Трофим Денисович Лысенко (1898-1976), советский биолог и агроном, академик АН УССР (1934 г.) АН СССР (1939 г.), Президент АН УССР (1935 г.), Президент ВАСХНИЛ (1938 - 1956) (1961-1962г.) Герой Социалистического Труда (1945), имеет множество научных трудов в области агробиологии, Депутат Верховного Совета СССР (1937-1966). Удостоен Государственной Премии СССР в 1941, 1943 и в 1945 годах.
(Советский энциклопедический словарь, 1983 г.)
В частности Лиде пришлось участвовать в выведении нового сорта помидор. Младший научный сотрудник Наташа, тунгуска по национальности, приехала в Украину, чтобы заниматься научной деятельностью. Чтобы уменьшить камерность помидор ( объём плода, в котором размещены зёрнышки) Лида под руководством Наташи надрезала помидор, извлекала оттуда часть зернышек и замазывала надрез специальным клеем. В это время Наташа на специальной карточке описывала суть эксперимента и название сорта. Таким образом, они должны были вывести новый сорт мясистых помидор.
Часть средств заработанных школьниками в селекционном институте выделялась на их зарплату, а часть переводилась на лицевой счёт школы, для организации различных мероприятий.
За хорошую работу дети поощрялись пирожными, которые пекла повариха институтской столовой.
Как истинный крестьянин Трофим Денисович деньги на руки детям не давал, а выдавал их под роспись родителям. Сам Трофим Денисович был скромным человеком и простым в обращении с селянами и подчиненными и доступным директором института, хотя уже тогда он имел звание академика Украинской академии наук, а в 1934 году он уже стал руководителем Академии наук Украины, а чуть позже - депутатом Верховного Совета СССР. Не глядя на высокий пост и учёную степень, он почти каждый день надевал простенький костюм и отправлялся в обход опытных делянок, не пропуская ни одной. Иногда он заходил и на крестьянские поля и не редко давал им ценные советы. Тётя Лиды, Капета Александра Пантелеевна, которая работала в Селекционном институте диетической сестрой, и могла часто присутствовать на ученых советах и встречах академика со своими коллегами вспоминает, как однажды Трофим Денисович ожидал приезда учёных-селекционеров из других республик.
Утром Трофим Денисович, как обычно, вышел из кабинета и отправился на обход опытных участков. Ученые-гости прибыли несколько раньше. Заместитель академика встретил их, провёл в кабинет Лысенко. Они удобно разместились вокруг огромного стола, стоявшего в кабинете учёного. Вдруг в кабинет вошёл один из научных сотрудников, доцент Хитринский, который любил одеваться «с иголочки» и носил представительную бороду, шикарную шляпу и модные галстуки. Гости степенно поднялись и поздоровались с вошедшим. Буквально через пять минут в зал вошёл Трофим Денисович. Гости, которые явно не знали в лицо академика, продолжали оживленно разговаривать. Академик присел за стол и поздоровался со всеми:
-Ну что, начнём?- без всяких предисловий начал Трофим Денисович.
Только теперь до гостей дошло, кто этот человек в скромном костюме. Они дружно поднялись и долго приветствовали его.
Когда Т.Д. Лысенко была вручена Сталинская премия за выведение нового сорта засухоустойчивой пшеницы в размере 100 тысяч рублей, половину этих денег он отдал на строительство клуба, а остальные деньги в основном пошли на развитие научной базы. Вскоре на территории Селекционного института выросло двухэтажное здание клуба. На первом этаже были огромное фойе, прекрасная столовая и буфет. Столовую арендовали лётчики 317 разведывательного авиационного полка скоростных бомбардировщиков, расположившегося неподалёку, а буфет вскоре с удовольствием стали посещать и жители Дальних Мельниц. На втором этаже разместились кинозал и две большие комнаты. В кинозале имелась кинобудка, высокая, просторная сцена с большим экраном, над которым красовалась надпись: « Из всех искусств для нас важнейшим является кино. В.И. Ленин».
Две большие комнаты в старом здании были отданы детям, в которых они собирались после занятий. С легкой руки Трофима Денисовича дети прозвали их «Форпост». Школьники с удовольствием проводили там внеклассные часы: играли в шахматы, шашки, делали уроки, играли в различные игры. Главным организатором досуга детей в «Форпосту», была школьная пионервожатая Франичка. Это была умная, инициативная девушка. Школьники в ней души не чаяли. Она дружила с Павликом Прокопенко. Вскоре Франческу Николаевну Левинец перевели в город на комсомольскую работу, а позже избрали секретарём одесского обкома комсомола.
Основное население Дальних Мельниц составляли промышленные рабочие. Когда-то на окраине деревни, обращенной к городу Овидиополю, стояли несколько ветряных мельниц. Может быть, поэтому микрорайон и получил название «Дальние Мельницы». Так, что и сейчас многие жители микрорайона работали на этих мельницах. Позже на месте этих ветряных мельниц построили большую механическую мельницу. Родители Лиды работали на Джутовой фабрике, которая находилась буквально в километре от их дома. На Джутовой фабрике работали и многие соседи и знакомые Деркачей.
Свидетельство о публикации №216021400018
Александр Пругло 17.11.2017 00:26 Заявить о нарушении
Петр Чванов 17.11.2017 05:09 Заявить о нарушении