Ко всем чертям...

Для любого работающего человека самый приятный отрезок года – это отпуск. Можно заняться всем, что душе угодно. К примеру, куда-то поехать, увидеть что-то новое. А для журналиста-газетчика это еще и возможность после отпуска рассказать о чем-то интересном из увиденного в своей газете. Текст, который я сегодня выкладываю на прозе.ру – как раз из этой серии отпускных впечатлений (правда, весьма давних). Единственное, о чем я сожалею, – это то, что не могу проиллюстрировать сегодняшнее эссе фотографией. Почему – объясняется в конце. И совершенно серьезно заявляю: концовка – отнюдь не литературный прием, а самый что ни на есть реальный факт.

Ко всем чертям…

Как бы вы прореагировали, если бы вас послали к чертям? Наверняка обиделись бы. Но если кто-то пошлет вас к чертям в литовском городе Каунасе, пожалуйста, не воспринимайте это как обиду. Наоборот, этот человек хотел доставить вам немало приятных минут и имел в виду вполне конкретный адрес, который известен каждому каунасцу, – улица Нерис, 64. В этом доме, где жил известный художникАнтанас Жмуйдзинявичюс, сейчас живут черти. Их довольно много – около пятисот. Тем не менее, эта беспокойная компания совсем не доставляет хлопот окрестным жителям. Более того, они гордятся тем, что по соседству с ними расположен такой уникальный музей – музей чертей.

Впрочем, заходя в дом, к чертям попадаешь не сразу. На первом этаже представлены картины Жмуйдзинявичуса. Разумеется, для специалиста-искусствоведа самое интересное находится здесь. Имя художника широко известно далеко за пределами Литвы. За свою долгую жизнь живописец создал немало интересного. Он был удостоен званий профессора живописи, народного художника СССР. Но основная масса посетителей торопится подняться выше, к чертям. Экскурсанты проходят второй этаж, где расположена мемориальная квартира художника, и наконец попадают на третий, где экспонируется уникальная коллекция.

Ее начало было положено более семидесяти лет назад. Тринадцатого (обратите внимание на число!) июня 1906 года друг художника писатель Т. Вайжгантас, зная его страсть к различного рода собирательству, подарил Жмуйдзинявичусу забавную фигурку черта. Она и стала «родоначальницей» оригинальной коллекции, которая к концу жизни художника (а умер он в 1966 году в возрасте 90 лет) насчитывала ровно двадцать «чертовых дюжин» – 260 фигурок! Художник любил в шутку рассуждать о значении числа 13 в своей жизни – многие события его биографии выпадали на это число – и о том, что благодаря дружбе с «нечистой силой» он прожил долго и ни разу серьезно не болел. Свою коллекцию он завещал государству, и после его смерти в доме открылся музей.

С тех пор численность коллекции пополнилась более чем вдвое (на дату написания эссе – 1979 год – О. К.) – многие люди присылают в дар необычному музею фигурки чертей. Посылки и бандероли идут сюда из разных городов Советского Союза, из многих зарубежных государств.

Каких только чертей здесь нет! Черт-будильник и черт-пепельница, черт – столовый прибор и черт-чернильница! Из фигурок составлены целые композиции – вот оркестр чертей, а вот – чертова свадьба. Самая древняя фигурка датируется шестнадцатым веком, а по соседству с ней «поселился» вполне современный черт, изготовленный из проволоки и радиодеталей. И в руках у него отнюдь не традиционные атрибуты нечистой силы, а символ самой что ни на есть современной чертовщины – водородная бомба!

Впрочем, этот гость, скорее всего, прибыл издалека. В литовском фольклоре черт – один из самых излюбленных персонажей и является не столько олицетворением сил зла, сколько выступает в качестве недалекого и не слишком умного простака, постоянно попадающего в различные переделки и легко дающего обвести себя вокруг пальца хитрому крестьянину.

Рассказывать о коллекции можно бесконечно – интересен каждый экспонат. Но, как говорится, лучше один раз увидеть… И, выходя из здания, я нацелил объектив фотоаппарата на симпатичного деревянного чертика, охранявшего вход в музей. Но, видимо, ему показалось, что я сделал это не очень почтительно. Проявив пленку, я с удивлением обнаружил, что этот кадр бесследно исчез. Конечно, если бы я не обнаружил любой другой кадр, я, возможно, думал бы, что виноват фотоаппарат или я что-то напутал. Но в этом случае никаких сомнений не было: что поделаешь – нечистая сила есть нечистая сила…

«Вечерний Новосибирск», 3 августа 1979 г.


Рецензии
Вы знаете, Олег, история довольно забавная и мне кажется я, даже, ее когда-то читал. Возможно это было Ваше эссе от 1979 года. Хотя, может, когда-то услышал от своего друга-каунасца. Но, чем черт не шутит!

P.S В Народичском р-не Житомирской области есть малюсенький хуторок. Жителей там 30-40, и все они родственники. Так называется он: "Пекло". "Ад" по-украински. Но самое интересное, что у половины жителей этого поселка фамилия: "Чорт". Именно через букву "О". :))

Сергей Курфюрстов   13.05.2018 06:47     Заявить о нарушении
Да, черти любят шутить. Вот и в этом случае пошутили: кем же быть, если не Чортами, жителям Ада? Так сказать, соединились топонимика с ономастикой.
Продолжаю увлеченно читать вашу повесть. Обязательно напишу более развернутую рецензию, когда закончу чтение.

Олег Костман   13.05.2018 18:20   Заявить о нарушении
Спасибо, Олег.

Сергей Курфюрстов   13.05.2018 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.