Кабинет с камином. Часть 27. 3
Ф.Ларошфуко
.............
За ночь, студентка Мария Конциовская, преобразилась и посвежела, теперь ей можно было дать 20-23 года, не более. Во второй половине дня девушка выехала в Севастополь, где ее ждала серьезная работа. Необходимо было вначале завербовать человека, уговорив его стрелять в революционного вождя, а потом настроить так, чтобы этот человек был готов умереть ради достижения цели, при этом взяв вину на себя.
Человеком, которого рекомендовал центр, была Фанни Ефимовна Каплан [С рождения и до получения паспорта - Фейга Хаимовна Ройтблат, 10.02.1890 г.р. с Волынской губернии. Получила домашнее образование (отец был учителем в еврейской школе). Влюбившись в революционера, стала участвовать в вооруженной борьбе с царизмом. В период подготовки покушения на киевского генерал-губернатора Сухомлинова, в 1906 году, пострадала от самопроизвольного взрыва ящика с бомбами. После этого страдала ревмотизмом, потеряла частично слух и зрение. Была приговорена к смерти, но потом дело ее пересмотрели и дали пожизненную каторгу. В 1909 году ослепла полностью, но потом частично прозрела. В 1913 г. срок ее уменьшили до 20 лет. На каторге стала эсеркой, сблизилась с Марией Спиридоновой, а также с Марией Александровной Поповой, Верой Тарасовой, Верой Штольтерфот, Анной Савельевной Пигит и другими революционерками. В 1917 году, после амнистии, месяц прожила в Москве (у подруги А.С.Пигит, Б.Садовая д.10, кв.5) затем 2 месяца провела в Евпатории на лечении в санатории. В этот период Каплан встречалась с Ульяновым Дмитрием, сотрудником "Таврической правды"(г.Севастополь). Брат Владимира Ульянова написал ей направление в Харьковскую глазную клинику доктора Гиршмана. После удачной операции зрение частично вернулось. Каплан после этого жила в Симферополе, где вела курсы для работников земств, продолжая лечить зрение, в том числе и в Севастополе].
Сроки операции не регламентировались, поэтому молодая девушка позволила себе вначале хорошенько отдохнуть, познакомившись с морским офицером. Моряк был холост и Маша поселилась пока у него в доме. На контакт с подопечной она не выходила вплоть до 20 июля, когда ей прислали поздравительную телеграмму из Москвы. Это был сигнал для начала вербовки объекта. Десетью днями раньше (9 июля 1918 г.) Яков Петерс занял место Феликса Эдмундовича, а два дня тому назад была ликвидирована семья Николая второго.
После получения условной команды, разведчица сблизилась с Каплан настолько, что они стали подругами. Мария не сказала на кого она работает, но предложила принять участие в убийстве Ленина в Москве. Фаня загорелась этим дерзким планом и она готова была на все. Новые подруги совместно разработали план действий, который совпал почти полностью с тем проектом, который разработала английская шпионка. По этому "новому совместному" плану первой должна была стрелять Каплан, стоя рядом с машиной у переднего колеса, а когда шофер услышит выстрел, то он посмотрит на стрелявшего человека, а потом захочет спасать своего важного пассажира и повернется к Ленину. В этот момент Каплан должна будет сделать небольшую паузу, а к стрельбе приступит Конциовская. Потом оружие нужно будет сбросить обоим стрелкам и направиться к выходу. Первой должна идти Маша, а потом уже Фаня. Выйдя с опасного участка нужно будет сесть на трамвай или пролетку и уехать. Куда ехать решено было определить позже. В случае задержания одного из стрелков, другой должен уйти, а пойманный - взять всю вину на себя. С этой целью стрелки должны быть одеты почти одинаково, не выделяясь из толпы. Для того, чтобы все получилось девушки провели несколько тренировок, когда ходили на местные митинги, а также Каплан научилась стрелять, когда они выезжали за город, подальше от людских глаз. Стреляла девушка плохо, но в дерево попадала с 5 шагов. Спустя
две недели решено было отправиться в Москву и продолжить тренеровки там на разных митингах. Уже 12 августа (1918 г.) девушки прибыли в столицу. Каплан поселилась пока в комнате, которую быстро нашла для нее Конциовская. Денег Мария дала будущей подельнице достаточно, чтобы скромно прожить несколько месяцев, хотя так долго тянуть никто не собирался. Пока нужно было все хорошенько отработать. После нескольких таких тренеровок британская разведчица получила команду "приготовиться". Это произошло 23 августа, а днем ранее Ленин потребовал вернуть Дзержинского на его прежний пост, и Феликс Эдмундович не стал сопротивляться, но поставил условие, чтобы ему разрешили заняться позже кадровым вопросом и реформировать ЧК полностью.
.......
Свидетельство о публикации №216021401936