Раскол и его вожди- Аввакум и патриарх Никон

КНИГА О РУССКОМ РАСКОЛЕ И ЕГО ВОЖДЕ ПРОТОПОПЕ АВВАКУМЕ,ПАТРИАРХЕ НИКОНЕ И ТРАГЕДИИ ЭПОХИ АБСОЛЮТИЗМА

Цель этой статьи дать новый взгляд на русский церковный раскол как неизбежность в условиях отсутствия христианской культуры, падение которой продолжается и привело уже к падению православной власти.

Забегая вперед и покажу отличие моей статьи от других - вгляд сверху, не просто никонианский погром старообрядчества, или старообрядческий лихой удар по всему никонианству, а древне христианский взгляд, ставший новым, ведь новое -хорошо забытое старое.

Новый взгляд на третьего участника раскола, искусно скрытого в истории-самого истинного инициатора реформ царя Алексея Михайловича. Да вы подумайте, ложь всегда пряталась за царским троном. И вдруг из тиранов в их ряду один по прозвищу Тишайший, это просто золотая маска. Да без него муха бы не пролетела в стране и такой хребетный, становой вопрос о церкви толкнуть мог только царь. Предатели старины завелись среди дома Романовых на триста лет.

Народ жаждет вернуть отсеченные корни и этничность. Ведь старообрядчество это этнически русское христианство.

Вот постулаты этого взгляда

1. Всякая национальная церковь имеет право на свои местные особенности в обрядах.

2. Всякая национальная церковь управляется и хранится со всеми особенностями,как святыня своим предстоятелем и он противостоит доминированию других центров власти (Рим или Византия, не важно)

3. Церковь есть часть культуры местного народа и не может уничтожать его культуру (музыку, костюм, письменность и тд) а должна развивать и приумножать, как дары Святаго Духа. Пытаться переформатировать народную культуру под централизованные образцы значит не видеть в ней Божьего дара каждому народу своего.

4. Признавая Богоданность течения времени, Церковь освящает каждую новую эпоху, а не проклинает ее. Благословляйте, и благословлены будете, не проклинайте, и не будете прокляты...То есть понять божий замысел о своем времени есть задача важнейшая, иначе церковь станет прошлым человечества, поэтому и борьба за современность есть важнейшая духовная битва Церкви.

А теперь план статьи и исторические подробности трагедии раскола.

1. Исторические мифы и стереотипы об эпохе раскола и патриархе Никоне. Метод постижения исторической реальности предлагаемый автором этой книги –не судить, а спасать, то есть духовно понятыми примерами истории приносить пользу душе читателя.
2. Личность и деяния патриарха Никона-соблазн церковной революции, попытка вырастить из поместной русской церкви вселенскую патриархию, претензии Никона на равенство царской и церковной иерархии. Патриарший абсолютизм и его духовные плоды – отрыв власти от соборности церкви.
3. Кто такой протопоп Аввакум по его делам и словам.
4. Ослабление архиерейской власти в России при Никоне и плоды этого ослабления-расцвет плевельных лжеучений.
5. Чудовищная риторика раскола и ужасные словеса противу царства и архиерейства.
6. Хула на Духа Святаго не простится, но  она неизбежна, ибо к ней ведет путь раскола.
7. Плоды Аввакумовщины – секты и толки
8. Тайна жизни Аввакума, иллюзии «Жития»
9. Трагедия раскола и вечное самоотлучение раскольников от Единой Соборной и Апостольской Церкви.
10. Ложные идеи конца света, лжеантихристы и апокалиптическая демагогия русских раскольников, ложный мистицизм раскола.
11. Бунт как церковная политика раскольников и его плоды.
12. Уроки эпохи Никона – великий обман призрачного мирского могущества патриархов, обернувшегося крайним истощением духовной жизни Руси, ослаблением церкви от расколов и нестроений, ослаблением в целом страны от раскола ее сердца - Церкви.
13. Уроки эпохи Аввакума – великий обман раскола как духовного тупика, атомизирующего реальное церковное общество. Астрономическая аллегория церковной жизни и раскола.

14. Ядовитые плоды раскола- упадок царского благочестия и потеря раскольниками веры в единую, соборную и апостольскую церковь.   



Исторические мифы и стереотипы об эпохе раскола и патриархе Никоне. Метод постижения исторической реальности предлагаемый автором этой книги –не судить, а спасать, то есть духовно понятыми примерами истории приносить пользу душе читателя.

Начнем пожалуй с самого страшного мифа русских  раскольников о царе-антихристе, иуде-патриархе и народе-мученике. Все персонажи этого мифа откровенно повторяют кукол ярмарочного театра эпохи позднего средневековья. У старообрядцев есть своя правда о Петре Первом, царе антихристе, но этот плохой для всего русского царь появился много позднее а до него собственно в начале раскола правил тишайший Алексей Михайлович, вполне себе русский, патриархальный человек. И раскол начался именно при Алексее, а появление Петра скорее удачное для раскольников совпадение, чем реальность или основание для начала эпохи раскола.

 
Страшно другое, что для расколоучителей единство Церкви в стране уже не являлось ценностью, они легко переступают черту за которой уходит и само христианство, его тихий и смиренный дух, умиротворяющий любые напасти в стране. Горькая правда в том, что обе стороны раскола олицетворяли два пути заблуждения- один в лес, а другой в абсолютизм, по сути папство по русски, мечту коррупционеров-сравняться архиеереям с царями.

Никон выдал себя тем, что вполне по папски, по католически уже ждал бунта, любого сопротивления, потому что знал его произвол и корежение русской церкви основан на его желаниях и с ними исчезнет. Не правда ли странно- с уходом Никона и реформы церкви прекращаются? Отсюда и все костры, все казни, из истерики собственного бессилия, католического бессилия на Руси, в которой все враждебно, а значит подлежит хитрому огречиванию, византизации, кажущейся менее вздорной, потому что за окатоличивание просто поднимут на вилы.   

Практически их поведение означало следующее – любой человек мог придти в любой город или монастырь, рассказать «правду о царе антихристе» и фактически отделить этот город или монастырь от России, вплоть до вооруженного сопротивления, до которого дошло во время «Соловецкого сидения».


Соловецкая обитель в силу своей крайней и суровой отдаленности уже являлась островной автономией и естественно в таких условиях мог возникнуть соблазн «конечного уединения». В эпоху позднего средневековья, так затянувщуся в России из за ее просторов, понятие образования и понятие дворянства совпадало. И естественно, что Соловецкий монастырь привлекал в первую очередь массу крестьянскую, а образованных из дворян просто отпугивал удаленностью и суровостью жизни.

Поэтому когда раскольники, всюду рассылавшие своих вестников достигли Соловков, сено там уже было сухим. Понимание церкви и ее сути возможно лишь через серьезное изучение и образование, ослабленное в Соловках. И вот появляются раскольники, люди исключительно крестьянского мировосприятия. Ведь боярыня Морозова скорее дикое исключение, и других дворян в раскол практически не уходило.

 Единство нашего населения с Москвой, с Московской Патриархией это единственная при наших просторах скрепляющая нить самой нашей нации, народа Руси. 
Представим себе что мечты раскольников осуществились. Что за ними пошло значительное число людей, представьте себе весь хаос, который бы постиг страну.


     Здесь каждый монастырь ощетинился бы пушками и пищалями, не доверяя никакой власти, на улицах жгли бы немцев и евреев, кололи вилами инакомыслящих, гнали бы артистов и художников как в свое время расправились со скоморохами и светской музыкой по особому указу в России. Представьте было время, когда было приказано сжечь и переломать все национальные инструменты. В огонь летели гусли, гудки, жалейки, скрипки. Я думаю это было кульминацией идей старообрядчества, расправа над культурным слоем своей страны для полного господства экстремистов изуверов, изгнанных расколом из Москвы и со всех ведущих постов в дикий лес.


Музыка была не совместима с эпохой наступавшего абсолютизма во всем, во власти –Иоанн Грозный, в религии – столь же ультимативный Никон, а в стране нарастающий хаос великой смуты, которую абсолютизм сам посеял в стране. И я не оговорился. Просто надо понять природу абсолютизма – это политическая крайность, почти истерика власти, которая истощает все силы народа их крайним напряжением. От абсолютизма устают все - и верхи и низы. Любые высоты достижимы для неограниченной ничем власти, и то же самое время страшный застой и безнадежность воцаряются внизу – ведь большинство общества осознает, что никогда не вернет своих прав, отобранных самовластным тираном.


В церковной жизни внешне все движется, идут великие перемены, меняются вековые традиции, и в тоже время внутри, в душах страшная пустота, господство бессмысленных запретов на всякое проявление не бюрократического, живого местного христианства, ощущение что утрачено нечто очень важное, то что делает нас всех людьми – своеобразие, собственный путь, живая жизнь маленьких людей задавлена столичным произволом, который только и может достигнуть провинции как набор множества условных запретов в бюрократии называемых разнорядками. И кстати, если мы внимательно присмотримся к собранному в эпоху Никона Стоглавому Собору мы увидим в его бесчисленных установлениях именно судорожное стремление регламентировать все до мелочей.

Какие писать иконы, как себя вести, вся жизнь церкви подвергается перетряске и как бы закрывается в клетку из правил. Как будто до этого в России все делалось неправильно.


 А на самом деле постановления собора ни на что не могли повлиять. Это набор обычных благоглупостей. Реальную жизнь церкви меняет именно высокое образование, учреждение школ, училищ, академий, послание миссионеров. Но собор далек от реальной жизни церкви. Нужно показать слабость обычных христиан, неспособность их без тотального контроля и давления из центра даже устоять в православии, величие архиереев и их великого отца – патриарха –папы. Весьма Римская тема. Всякое неповиновение невозможно, оно объявлено бунтом и ересью. Истина только сверху, внизу лишь тьма и заблуждение.

Бюрократ никому не доверяет, попросту не верит простым людям. То есть источником бюрократии является неверие в самоорганизацию и самоуправление людей. Неверие в то, что Дух Святой управляет каждым церковным человеком намного лучше любых разнорядок из Москвы.


И здесь мы должны поставит вопрос прямо а что есть собственно власть в обществе и церкви, каково ее истинное значение. Природная интуиция подсказывает мне, что истинная власть это то, что рядовые люди не могут сами сделать. Истинная власть всегда на стороне добрых и позитивных людей и дает им свободу от рабства злым людям, ведь злые люди именно стараются не дать добрым людям делать добро и строить общее счастье в стране. То есть власть церковная истинная есть защита покоя и строительства церковной жизни от всех корыстных извращений и самой бюрократии, от произвола отдельных самодуров, похищающих дух единства и насаждающих беспредельную исключительность отдельных «настоятелей» и «владык» при темноте и бесправии массы простых христиан.


Истинная власть в церкви как бы по примеру Христа раздает саму себя вниз, поскольку благодать и власть неразделимы, давая человеку благодать, свободу святости от греха вы непременно даете и власть над злом, над заблуждением. Поэтому светлые времена в церкви всегда сопровождаются поставлением множества священников и епископов, то есть само раздачей власти вниз, превращение лучших христиан в священников, лучших священников в архиеерев, а архиеерев в кого по этой логике? Вы наверное сами не догадаетесь. Слишком наше время далеко еще от истинного духовного просвещения. А здесь как и все гениальное просто, простая тайна.


 Лучшие архиереи неизбежно превращались в апостолов и шли путем самого Спасителя. Они упрощались, теряли внешний блеск и обретали великую внутреннюю силу. Всякая бюрократия, «канцелярия» теряли для них свое значение, были смешны в их присутствии, являли свое убожество и темноту.  Я часто и удивленно, почти судорожно вглядывался в иконы апостолов, пытаясь понять, почему они так ошеломительно просты, пытаясь уловить тайну этой простоты, тайну их жизни. А это просто был образ сошедшего Духа, Бога, чуждого всякой сложности, всякого рабства условностям, формам, канцелярии и канцеляриту. Апостолы так не похожи на рядовых серых церковников! Но без них у Церкви нет основания истинного, основания в Духе Божьем.


14. Кто такой протопоп Аввакум по его делам и словам.


Несмотря на огромный для позднего средневековья объем аввакумовского «Жития» мы так и не сможем в нем найти главных слов о его авторе. Он постоянно представляется читателю как истовый священник и ревнитель старой веры, но для обычного священника того времени его литературное наследие совершенно необычно. Более того, мы узнаем из него о чем угодно в мелких подробностях, кроме главного – как Аввакум стал тем, кем обнаруживает себя по «Житию» - крупнейшим христианским писателем России эпохи тишайшего царя Алексея Михайловича. Страшно огромен объем его писаний. Для своего времени это не характерно, на Руси традиционные православные писатели берегли слово и никогда до Аввакума не превышали объем двух- трех десятков страниц.


По сути перед нами никакое не «житие» в русском традиционном смысле. Если мы сравним его с самым объемным из известных житий его времени – «Житием преподобного Сергия, игумен Радонежского» от инока Епифания, то сразу увидим массу противоречий и дикостей. Во первых никогда в истории православной церкви никто из святых не писал собственного жития. Это сочли бы крайним появлением гордости и самовосхваления, делом скорее безумия, чем истинной мудрости. Если автор не хотел смутить тогдашнего читателя своей наглостью, то он должен был сразу же представить  оправдание своего труда и самые веские причины писать о себе – а причина в истории церкви была одна – крайняя клевета на автора и его попытка самооправдания  во славу Божию.


Но Аввакум не ставит такой задачи, цель его труда другая – посеять смущение в стране и сравняться духовным влиянием с архиереями того времени.
Его метод описания происходящих с ним событий крайне странен. Он описывает свое страдание от боярина за девицу, но его видение происходящего вообще не предполагает никакого выбора – боярин исключительный мерзавец, Аввакум обязан обличать его и страдать, страдать бесконечно. Такое поведение взрослого уже человека говорит о полном игнорировании собственных душевных потребностей в покое, в постоянном месте проживания, наконец просто в нормальной человеческой среде. Он превратил себя в кочевника, а христианство религия оседлых народов и при всей пользе паломничества развивается лучше на одном месте проживания своего носителя. А кочевникам свойственны жестокие культы, вроде арабского мусульманства.

Само желание противостоять боярину в то время абсолютно бессмысленно, и могло только навредить долгосрочным интересам Церкви в том месте, где происходили события. С точки зрения психиатрии такое поведение крайне вредно прежде всего для покоя души самого Аввакума. И вот мы видим его плоды – он с позором изгнан из своего дома и родины и всю жизнь скитается по России уходя все дальше, пока не обретает желанную смерть, поскольку жизнью его существование в муках назвать нельзя. Его психика расстроена до предела, он то и дело переходит на просторечные выражения или во все на разбойничье лаяние, особенно когда речь заходит о властях и архиереях того времени.

 
 И сама идея вступиться и страдать за некую девицу весьма странная, поскольку всем известно что наступавшее в России крепостничество тысячи таких девиц сделало наложницами бояр. Из средневековья это право боярина было реальностью тех времен и бессистемная попытка защитить одну девушку никак ситуацию в стране не меняла.
Для того чтобы продвинуть нравы надобно было образование, и питаемая им промышленность, но именно о нем Аввакум думал менее всего.

Циклопическое Житие с огромным объемом более напоминает бредовый поток сознания, начавшийся как странности поведения в сопротивлении самовластью боярина за девицу, и постепенно перешедший в отделение от архиерейской власти по мотивам раскола на новый и старый обряд. Позволим себе сравнение аввкумовской одиссеи с известной литературой того времени и в частности с с Задонщиной. Общепризнано, что Задонщина писалась как огромная жалоба князю от удаленного боярина. Средневековые интриганы вовсе не были благонамеренными писателями и всегда преследовали свои интересы. Письма Курбского Ивану Грозному тоже, по сути, готовят польское вторжение. И напоминают артподготовку.


Вот и Аввакум ставит целью вызвать сочувствие своему ужасному по сути положению. И направлено житие вовсе не на крестьянство. У простого человека того времени небыло свободного времени для чтения такого гигантского объема. Книга по сути могла быть адресована либо боярину либо царю Алексею Михайловичу. Огромный объем жития это и праздник эгоизма, и некое книжное нападение на средневековый мир, поскольку увидев такую груду пергамента никакой человек того времени, а тем более убогий крестьянин раскольник не мог не крякнуть от тяжести этого книжного кита.  Спасла Россию от Аввакумовского книжного слона-чудовища та неграмотность против которой он сам не подумал серьезно бороться.


Можно предположить что в лице Аввакума мы имеем дело с типичным представителем сословия священства того времени. И к сожалению портрет получается весьма отсталый и запутанный.


Вместо того чтобы перенести свои споры в аудитории университетов, никониане и аввакумовцы скатываются в пыточные подвалы и лесные дебри, выдавая главную проблему -собственную дикость и экстремизм. Лишь спустя время, в Духовной академии преподаватели стали давать задание на богословские работы
 против раскольников, но сами понимаете, лишь для того чтобы утвердить никонианство окончательно, а не искать истину или причины событий эпохи раскола.

А проблема то была совсем не в обрядах или их смене, а в той экономической и образовательной политике, которая пришла в упадок на Руси.

В то время, когда на Западе создавались и цвели центры образования, университеты, на Руси вымирали национальные школы и попытка залепить дыру украинскими коллегияими с католической начинкойне решала вопрос развития.

В России не развивали высокое образование и науку, а потом удивлялись что поклонники всего западного так успешны в своей агитации.
Отсутствие русской национальной системы высшего образования привело к положению, когда любое западное новшество казалось лучше своего болота с лягушками.
Но заимствование западного не решает проблему, а только отодвигает ее, отодвигает полный крах и завоевание. Диакон Андрей Кураев высказал главную никонианскую мысль-реформа дала нам технологический рывок иначе мы были бы завоеваны. Но техника тут вообще была непричем, меняли обряды и книги.

Не надо путать две сферы. Заимствование западных технологий шло и до реформы и после нее и никонианство никак тому не помогало, а только губило национальную русскую церковь, создавая комплекс неполноценности русского миропорядка.

Итак мы приходим к следующему. Внутри русской церкви происходит окаменение и деградация, побеждают мертвящие идеи стояния в истине, вместо движения в истине и поиска творческих ответов на вопросы пути развития. В такой ситуации усиливаются вражеские агенты в Московской церкви, как свои экстремисты-дикари, ломающие народную жизнь как запрещенные Стоглавым собором дудочки и гусли, (представьте если бы в Германии ломали бы их скрипки и виолы?) так и получают поддержку западники -грекофилы, византисты, предложившие огречить русскую церковную жизнь, так как дескать у русских нет будущего, они никуда не развиваются. Но такой же упрек можно бросить любой национальной церкви в мире. Да увы, на востоке всегда были проблемы с развитием и образованием.

Но это проблема самих верхов, самих архиерев, и князей, аристократии , доведшей свою страну до отсталости, а потом сказавшей- а давай сломаем свою страну и сделаем из нее Грецию, или как Петр Первый - вообще Голландию.



14. Ядовитые плоды раскола- упадок царского благочестия и потеря раскольниками веры в единую, соборную и апостольскую церковь. 

Опасная тенденция к формированию сословий в обществе существует всегда, но именно от нее и лечит учение Христа о равенстве перед Отцом. Лучшие моменты нашей жизни это моменты единения всех, богатых и бедных, начальников и подчиненных, старших и младших, и именно по единтвыу наносят удар такие периоды и такие действия, которые избрали себе обоюдно виновные творцы раскола.

Царское благочестие, всегда спасавшие единство страны пошатнулось и уже никогда до самого падения Романовской династии не восстановится в полноте единства с народной верой. Обрушение страны коренится именно там, в эпохе Алексея Тишайшего, тирана и самодура, приведшего к непоправимым поледствиям своих тайных игр с политикой и церковью.

Да надо признать что важность царя для русской церкви была огромна, но огромна она была и в Бибилии, которая вся состоит из царских деяний и теряет величие именно в периоды отхода израильских царей от живого благочестия и единства с пророками истинного Бога.

И вот страшное время духовного помрачения наступает. Алексей порождает Петра Первого, еще более лишенную живого благочестия фигуру, прямо предпочитающую западный путь и заражающий Русь иностранщиной, отделяющей власть от народа, заключающий власть в олигархическую золотую клетку, по сути ставящий посредника на место царя, коррупционера на место реального правителя. При всем величии Петра он не был способен передать власть и свои технические начинания достойным преемникам и наступила бироновщина, скрытая за фасадом царского проекта, как гниль скрывается за прекрасным видом яблока.

Снова мы видим роль личности в истории, снова мы страдаем от отсутствия системы, модели страны, позволяющей не зависеть так остро от личности правителя.
   
А русский бедный крестьянин с Петра Первого уже не узнает своих царей. Не узнает в немецких платьях и французских фразах того царя за которого он полагает живот свой в постоянных войнах. Власть говорила о развития России из Руси,но ведь не ценой стирания самой Руси?

Как можно вырастить из корня огромное дерево, стирая живопитающие корни?

Как можно построить огромное здание мирового уровня, исключив камни основания, выбив их как коренные зубы и потом удивляться, почему здание колеблется и проседает, рискую обвалиться.

Без исторической преемственности все начинания лишь беспочвенные пустоцветы, временные компании, такие как индустриализация, коллективизация, революция и прочая и прочая. Порочен сам метод действия власти, игнорирующей народные традиции, давящей и выжигающей корни, странные, устаревшие, но корни, истоки, основы, без которых никакое учреждение и начинание, будь то церковь или политическая реформа усохнут и лишатся народного сочувствия, а значит и живой силы. 
   
Смысл самой истории России именно здесь, в трагической утрате благочестия сверху и счастливом обретении его в будущем. И я не оговорился, многие подумают, что я лишь религиозный фактор имею в виду, но в истории никогда истинная духовность не отделялась ни от развития, ни от трудолюбия, которое суть созидание земного проекта Россия. Истинное возрождение есть возрождение всего человека и всего общества, и духовное в нем не отделимо от внешних достижений. Именно в этом расколе внутреннего и внешнего суть трагедии России и ее церкви, власти и прочего.

Взыскуя царства небесного человек земной находит творческие силы для строительства страны. И Дух этого царства, одноременно вечно новый и древний не разрушая старое созидает на нем новое, хранит традиции и создает высокие технологии гармонично все сочетая как плоды одного дерева.



Каков же ответ на эти русские вопросы в нашей национальной среде?

А вот засучить рукава и начать искать в своей стране и книжников, и мудрецов и ученых, для создания русских академий и университетов слабо?

Куда делись все начинания князя Владимира, и Ярослава Мудрого, создававшего школы и скриптории для переписки дорогих тогда книг? Как это все было утрачено, кто виноват? Эти вопросы оставались без ответа до истерики Петра Первого, который вместо изучения причин болезней развития Руси решил ее доломать и построить Голландию.


Этакий стартап! Бизнесинкубатор этакий. почему Германия спокойно развивается  анам нужны потрясения всего и вся? По вине правителей, народ везде одинаков, мы не хуже немцев.

Самым страшным плодом той эпохи был ужсающий упадок царского благочестия, отделивший страну от ее царей и до сих пор не восстановленный. Стране нужен царь старообрядец, а точнее царь русского обряда, русской исконной веры строгой и своеобразной, исключавший евротерпимость и прочие гнусности запада, ненавистные народу и непонятные. Единый с народом царь даст ответы на все русские проблемы.

Именно это утратили русские цари и дворяне из-за никонианства и оголтелой борьбы со всем исконно русским своеобразием, с костюмом, с русскими народными инструментами, и тем разобщились со своим народом, иб разделение в вере есть самое страшное и глубокое разделение из всех возможных. Русский царский двор стал как польский, турецкий и голландский, немецкий, какой угодно, только уже не исконно русский. И народ это понял к 1917г. И когда все сломали, никто не жалел сломанного, неродного, нерусского царства.

 Да, старообрядчество строже, жестче, но раньше люди грешили и каялись, а в никонианстве они примирились со своей греховностью и утратили ревность в борьбе со злом в себе и в стране. Веру не меняют, меняют себя.
 



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии