Эдвард Пейсон. Слава Иеговы

СЛАВА ИЕГОВЫ
Эдвард Пейсон (1819)

Проповедь в День благодарения

Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь,
 воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его
1 Пар.16.28-29

Эти слова были избраны и сказаны сладким псалмопевцем Израиля, в честь самого интересного и радостного события, которое произошло в течение всего периода его богатой событиями жизни. Событием, о котором идет речь, было триумфальное перенесение ковчега завета Божьего, символа Его присутствия, из дали и забвения, в котором он оставался многие годы, в достойное место в царской столице. В псалме, который Давид составил по этому поводу, не могло быть более уместного повода для хвалы, ибо это был во всех отношениях достойный случай, который побудил Давида написать его. Он, кажется, был вдохновлен совершенно особым помазанием Духа, Который по существу продиктовал ему все псалмы и привел на его ум песни, которые поют ангелы и святые перед престолом Божиим. Пойте Господу, восклицает он, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его.  Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов.  Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил. Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте Его" (1 Пар.16.23-27). И далее следует наш текст: "Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь,
воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его".
Обязанность, которую все племена и народы здесь призываются исполнять, есть публичная обязанность, и именно для нее мы отделили этот день и собрались здесь. Эта обязанность упоминается здесь впервые, и она означает наш долг воздать Господу славу, которая подобает Его имени. И тот, кто правильно выполняет эту обязанность, не только воздаст Ему надлежащую благодарность в этот день общего благодарения, но будет исполнять все обязанности, которые Бог требует от Своих творений. Вся наставительная часть Библии содержится в одной этой заповеди: воздайте славу Господу! Объяснить, как можно сделать это - вот мой замысел сейчас. 
С этой точки зрения замечу, что каждое существо может по праву претендовать на то, чтобы к нему относились соответственно его природе и характеру, отношениям, которые оно поддерживает, и действиям, которые оно выполняет. Например, человеческая природа выше природы животных, и все, кто ею обладают, заслуживают того, чтобы к ним относились соответствующим образом. Если мы будем в каком-либо случае игнорировать это право и относиться к человеку как к животному, мы будем виновными в грубой несправедливости, ибо мы не воздаем ему то, чего он заслуживает. То же самое относится к любой природе. Если какое-либо существо обладает прекрасным характером, оно имеет право быть любимым и почитаемым; если оно верно и правдиво, то имеет право на наше доверие и уверенность. Есть также служения и отношения, которые дают тем, кто поддерживает их должным образом, право на особые услуги и привязанности со стороны других. Хороший отец имеет право на сыновние чувства своих детей. Тот, кто несет царское служение, имеет право на послушание своих подданных. Наконец, существуют различные дела, которые, будучи исполнены достойно, дают нам право на уважение со стороны других людей. Тот. кто совершает дело, исполненное доброты, имеет право рассчитывать на благодарную отдачу.
Чтобы применить эти замечания в рассматриваемом нами случае, скажем, что Господь обладает природой и характером, которые Ему свойственны; Он поддерживает различные отношения и служения и Он совершил множество дел, которые по плечу лишь Ему одному. Все это дает Ему право на особое отношение со стороны Его творений. И когда мы рассматриваем Его природу, характер, служение и дела, как все это того заслуживает, то мы воздаем Ему славу, которая подобает Его имени.
1. Давайте поразмышляем о характере Иеговы. Природа любого существа состоит в обладании атрибутами и качествами, которые делают его тем, что оно есть. Таким образом, обладание человеческой природой делает нас людьми. Обладание ангельской природой характеризует ангела, и обладание Божественной природой является бытием Бога. Природа Господа Божественна. В чем она заключается, или в чем Его суть, мы на самом деле не можем сказать. Мы знаем лишь некоторые из Его свойств. Мы знаем, что Он нетварен, самосущ, независим и вечен. У Него не может быть начала,  ибо нет никаких причин, которые могли бы принести Божественную природу в существование. Он также  не может иметь конца; ибо нет никаких причин, которые могут привести к концу существование Божества. И если Иегова обладает Божественной природой, то только Он обладает также Божьим характером. Он не просто Бог, но Единый Бог. Нет Бога до или после Него, или рядом с Ним. Одним словом, Он является единственным Существом того же рода, Которое в настоящее время существует, Кто когда-либо существовал, или когда-либо будет существовать. В этом отношении Он сильно отличается от всех других существ. Есть множество существ, обладающих природой человеческой или ангельской; все, что связано с той или другой, разделяет большое количество творений. Все, что связано с ангельской природой, должно разделяться всеми ангелами. Но по отношению к Иегове дело обстоит иначе. Он не имеет партнеров в Божественной природе, и, конечно же, нет никого, кто мог бы разделить с Ним эту природу. Все Божественное принадлежит только Ему и не разделяется Им ни с кем. И именно потому Он заслуживает того, чего не заслуживает никакое другое существо во вселенной, и никто более не может по справедливости признавать на те привязанности, которые мы должны иметь по отношению к Нему.  Поэтому если мы не воздаем Иегове того, чего мы не воздаем никакому другому существу, мы не воздаем Ему славы как должно. Нас спросят: что же мы должны уделить Господу, чего нельзя уделить никому другому? Я отвечаю: есть то, что должно принадлежать только Ему, и это религиозное поклонение и обожание. Многие другие вещи действительно могут быть уделены другим, как это мы еще будем иметь возможность заметить, но Бог по самой Своей природе есть Тот, Кто пребывает над всем. И религиозное поклонение, которое мы Ему оказываем, должно соответствовать Его характеру. По Своей природе Он есть Дух, и мы должны поэтому, как утверждает наш Спаситель, поклоняться Ему в духе и истине. Он также является самым святым Духом, и мы должны поэтому, говоря словами нашего текста, поклониться красоте Его святости, в осуществлении всех тех святых чувств, которые составляют нравственную красоту и совершенство. Человек, который, таким образом, поклоняется Господу, человек, чье тело, душа и дух преклоняются пред Ним в смиренном обожании, чье понимание признает, что только Богу должно принадлежать поклонение Его сердца, воздает Ему ту славу, которая Ему подобает по Его характеру.
2. Давайте теперь убедимся, что поклонение подобает Иегове в силу характера, которым Он обладает. Мы уже видели, что каждое существо может справедливо утверждать, что в силу его характера ему подобают определенные привязанности других. Но характер Иеговы является абсолютно совершенным. Он - эталон всякого совершенства. Мы можем смело настаивать, что все в сотворенной Им вселенной, что мы можем упомянуть или представить, может обладать лишь частицей тех прекрасных, любезных или достойных восхищения качеств, которыми Он обладает в бесконечной степени. На самом деле мы можем быть уверены, что ни один язык не имеет даже имени для любого прекрасного морального или интеллектуального качества, которое не нашлось бы в характере Иеговы. И следует отметить также, что Его характер заслуживает всех добрых привязанностей, на которые способна человеческая душа. Способны ли мы, например, чувствовать почитание и благоговение? Значит, в характере Бога есть что-то, что способно пробудить в нас эти чувства. Способны ли мы чувствовать восхищение? В Его характере есть все, чем можно любоваться. Способны ли мы любить? В его характере есть все, способное возвысить пламя любви до высшей степени интенсивности. Способны ли мы осуществлять доверие? Его правда и верность также может привести нас к тому, чтобы довериться Ему. Способны ли мы надеяться? Его милость прекрасно может пробудить в нас надежду. И, возможно, необходимо также заметить, что если существо может заслужить похвалу, то оно должно обладать таким характером, который ее заслуживает. Разве не очевидно тогда, что хвалы больше всего достоин Тот, Кто достоин, чтобы Его боялись и почитали, чтобы Им восхищались и Его любили, и доверяли Ему всем сердцем и душой, разумением и силой? И тогда мы будем почитать Его, используя все эти наши способности, и выразим эти чувства в горячей и смиренной похвале, превознося Его как бесконечно Великого и Могущественного, Мудрого и Благого, Милосердного и Правдивого, то есть воздавать Ему ту славу, которая подобает Его характеру. О том, кто таким образом воздает Ему хвалу, Бог говорит: он чтит Меня.
3. Скажем теперь о взаимоотношениях и служениях, которые поддерживает Бог. Первое и основное из таких отношений - это отношение Творца и творения. И какое отношение может быть более священным и давать Богу большую власть и основания для почитания, чем это? Разве не поэтому Он для нас Творец наших тел и Отец духов? Что вы на это скажете? Предположим, вы сами находитесь у престола Божием, и ваш взор сосредоточен на абсолютной пустоте. Мы знаем, что именно к такому пустому пространству Бог приложил Свою власть. Он произносит Свое слово, и вдруг бесформенная масса мертвой неорганизованной материи появляется, там, где раньше ничего не было. Он снова говорит, и эта бесформенная масса принимает форму и облик человеческого тела, со всеми его членами и органами чувств. Он говорит еще раз, и бессмертный дух, наделенный рациональными способностями, приходит в существование в рамках этого тела, и вновь созданное существо пробуждается для сознательного существования, и начинает использовать свои члены, способности и чувства. Предположим, Бог должен затем явить Себя этому существу, и сказать: Я твой Творец. Я призвал в бытие материю, которая в настоящее время является твоим телом. Я придал ей Свой образ, дал члены и чувства, и Я вдохнул в нее жизнь, сознательный, мыслящий дух, который приводит тело в действие и управляет им. В этих условиях - каковы должно быть чувства и поведение такого существа? Чего Бог имел бы права ожидать от него, и каких действий оно от Него? Разве тварь не пала бы к ногам своего Создателя и не сказала: Господи, я целиком и навсегда принадлежу Тебе, только Тебе! Все, что я смогу когда-либо приобрести, Твое. Тебе я посвящаю мое существование, мое тело, мою душу, все силы того и другого. Только Ты можешь предназначать способ, каким  я буду использовать их, мысли и чувства, которые мне предстоит упражнять, слова, которые я произнесу, и служение, которое я буду исполнять. Говори же, Господи, и предназначай мне мой долг, ибо слышит раб Твой, и готов подчиниться? Именно такие выражения и чувства, соответствующие этому языку, мы несомненно могли бы ожидать от такого существа в таких обстоятельствах. И если бы оно, вместо того, чтобы реализовать эти ожидания, не обращая внимания на своего Творца, стало отрицать, что Он имеет право на все его способности и служение, и утверждать, что оно вправе жить в угоду себе - разве вы бы не почувствовали, что оно очень далеко от того, чтобы воздать Богу то, к чему Он обязывает, и является в высшей степени неблагодарным и преступным? Мои слушатели, то, что вы ожидаете от такого существа, Бог ожидает и требует от каждого из нас. И он имеет полное право требовать этого, а мы не можем воздать Ему славу, которая Ему подобает как нашему Творцу, если мы не будем по доброй воле соответствовать этому Его требованию. 
Еще одно отношение, которое Бог поддерживает по отношению к нам - это отношение Хранителя и Промыслителя. В настоящее время философами, а также богословами почти повсеместно признано, что сохранение в бытии эквивалентно постоянно продолжающемуся акту творения, и чтобы любое существо или вещь продолжали существовать, требуется постоянное действие той же силы, что дала это существование. Отсюда следует, что Бог в силе непрестанно повторять акт нашего создания, и возобновлять дар существования каждое мгновение. И если так, то каковы же наши обязанности пред Ним? Мы обязаны благодарить Его за то, что Его доброта к нам не прекращается ни на мгновение. Ныне наши обязанности пред Ним больше, чем они были вчера; и завтра они будут больше, чем сегодня. Ни один человек, который забывает об этой истине или не придает ей должного значения, не может по справедливости рассматриваться как воздающий Богу славу, подобающую Его имени.
Из отношений Творца и Хранителя, в которых находится Господь к Своим творениям, вытекает, что Он осуществляет по отношению к ним различные служения, важные и почетные. Он несомненно должен быть Царем, Учителем и Судией вселенной. Рассмотрим поэтому каждое из этих служений, которые были бы почетными и для человека, в связи с тем, что они дают Ему право на наше особое отношение. Ибо кто, как не Иегова, разумно исполняет их по отношению ко всей вселенной? И кто, как не Он, полностью готов к тому, чтобы исполнять их самым совершенным образом? Если Он является бесконечно мудрым, всезнающим и непогрешимым Наставником, то разве мы не можем по справедливости согласиться с тем, что все Его наставления должны быть восприняты нами с предельной покорностью и глубоким смирением? Если мы согласны с тем, что Он наш Учитель, мы должны повиноваться всему, что Он может потребовать от нас. Если же Он есть законный Царь, Законодатель и Судия вселенной, то Он  имеет полное право требовать неограниченного подчинения Его власти, и послушания всем Его заповедям. И если мы воздаем Ему славу, которая подобает Его имени, мы должны признать, что Он исполняет все эти служения, и должны относиться к Нему соответствующим образом.
Наконец, давайте познаем Господа по Его делам. Я уже заметил то, что вполне очевидно: каждый имеет право на ту похвалу, которой заслуживают его труды. Историк, поэт, оратор, художник, скульптор, архитектор заслуживают восхищения и почета в меру реального или признаваемого превосходства того, что они создают. Это восхищение и почет воспринимаются ими самими как должное и в то же время оказываются другими людьми  с радушием, и часто с восторженным энтузиазмом. Были написаны тысячи томов, произнесены миллионы речей в похвалу природных и приобретенных способностей, которые стоят за делами тех или иных людей, и не факт, что авторы этих дел получили больше похвалы и чести, чем те, которых они заслуживали. Но какой же похвалы и чести заслуживает Тот, о Ком поистине можно сказать: среди высших сил, Господи, нет подобного Тебе, и ни у кого нет каких-либо дел, подобных Твоим! Как  все народы земли меньше чем ничто, по сравнению с Иеговой, так все дела людей суета и меньше чем ничто по сравнению с Его делами. Среди Его дел есть такие, сотворить которые и даже подражать им ни в малейшей мере не в силах не только люди, но и самые могущественные ангелы. Вы сразу поймете, что я имею в виду прежде всего Его творение. Люди могут комбинировать и изменять то, что уже создано, но они не могут создать из ничего даже частицу пыли, они не могут даже инициировать ни одного нового понятия. Если кто-либо готов  сомневаться в истинности этого утверждения, пусть таковые попробуют составить представление о шестом чувстве, или о каких-либо объектах, с которыми это шестое чувство могло бы нас познакомить, и они скоро обнаружат, что эта  попытка напрасна. Как же прекрасны и немыслимы способности и дела этого вечного, бесконечного, превосходящего всякое творение Ума, который, прежде, чем  возникли любые миры и существа, мог бы составить представление о бытии всех миров и существ, которые существуют в настоящее время, знать все их различные части и все бесчисленные отношения и связи, которые могут существовать между ними! Какая бесконечная мудрость и знание были представлены в возникновении всех этих идей, представших перед очами Божественного ума в формировании столь сложного плана такой Вселенной, как эта! И когда был сформирован этот план, то какая бесконечная сила потребовалась, чтобы исполнить его, чтобы привести из небытия в существование много миллионов систем и солнц, миров и существ, которые существуют сейчас! Рассмотрим то многообразие, которое так украшает дела Божественного творения. Среди всех бесчисленных объектов, которые уже созданы Богом, вероятно, нельзя найти хотя бы двух, которые во всех отношениях, совершенно похожи друг на друга. В то время как все особи каждого конкретного вида имеют общее сходство, нет двух людей, двух животных или растений, даже двух листьев совершенно одинаковых. Но кто мог бы задумать такое разнообразие, не будучи Свидетелем его? Кто мог бы представить, что это возможно - что некоторые особенности, которые составляют человеческое лицо, могут быть столь бесконечно разнообразными, что нет двух примеров человеческого рода, которые были бы идеально похожи друг на друга? То, что каждый человек должен отличаться от всех других в тонах его голоса, является, пожалуй, еще более прекрасным. Насколько мы можем различить, подобная разница существует и между умами разных людей. Как нет двух одинаковых дел, так, вероятно, и нет двух идеально похожих душ. Родители, которые имеют многочисленные семьи, и преподаватели, которые имеют много молодежи под своей опекой, часто замечают это разнообразие с удивлением. Мои слушатели, заострите внимание на этих фактах. Вспомните, что Бог постоянно занят в течение тысяч лет формированием новых людей, животных и растений; и все же, насколько мы можем обнаружить, Он никогда не создал того, что абсолютно одинаково. Разве не являет нам хотя бы один этот факт неисчерпаемые богатства Божественного разума? И если бы мы могли перейти от этого мира ко всем мирам, которые Бог мог бы сотворить, мы, вероятно, должны были бы найти  новые доказательства этой истины, новые способы бытия, новые формы материального и интеллектуального существования.
Сказав о Божьих делах в творении, давайте перейдем к работе Его провидения, к тем делам, которые Он совершает в сохранении всей твари, направляя и регулируя вселенную, которую Он создал. Его дела этого рода также отражают бесконечно большую мудрость, умение, силу, доброту, чем все дела людей. Мы восхищаемся способностями полководца, который регулирует, без путаницы, все движения в многочисленной армии; монарха, который умело управляет всеми делами и заботами обширной  густонаселенной империи. Но что все это значит по сравнению с мудростью, знаниями и силой, которые являет Божий промысел, Его контроль и правление над всеми бесчисленными существами и вещами в Его почти безграничном царстве? Он должен в каждый момент видеть все, что происходит во вселенной; каждое чувство, мысль, слово и действие каждого из Своих созданий, и каждое движение каждой частицы материи. Он должен не только видеть все эти вещи, но никогда не  забывать о них. Он должен не только видеть и помнить о них, но управлять ими и устраивать их таким образом, чтобы все они содействовали как достижению Его собственных целей, так и благу всех, кто любит Его.  Он должен также предусматривать; и быть в состоянии предсказать, все, что будет происходить, с указанием времени и порядка, в котором это будет происходить. Он должен непрестанно действовать на всяком месте, и прошлое, и будущее, небо, земля и ад, все время, и все пространство, вместе со всем, что они содержат, должны постоянно присутствовать перед Его взором. О, какой ум это должен быть, чтобы без усилий и без путаницы посещать сразу столь бесконечное разнообразие предметов и событий, и направлять и контролировать их все  мудрейшим и наиболее возможным способом!
Не менее удивительна картина морального превосходства, которую являют дела Божия провидения.  Мы восхищаемся щедростью человека, который кормит сто бедных семей со своего стола. Но Бог каждый день питает всю человеческую семью, вместе со всеми низшими животными, помимо этого даруя им бесчисленные дополнительные благословения. Мы восхищаемся великодушием и щедрость. земной монарх, который прощает мятежников и предателей, когда они просят Его о милости. Но Бог простил миллионы наихудших бунтовщиков, принял их как Своих детей, и сделал их Своими наследниками. Мы превозносим снисхождение государя, который на один день в неделю открывает ворота дворца для приема просителей. Но ухо Царя царей каждое мгновение открыто для просьб низких рабов, ползающих у подножия Его трона. Мы по праву чтим апостола Павла и восхищаемся его делами, ибо он был инструментом обращения и спасения многих тысяч бессмертных душ. Но Бог Своими единственно действенными средствами уже обратил и спас многие миллионы представителей нашего рода и до сих пор ежедневно обращает и спасает людей.   
Существует и другая точка зрения, с которой превосходство дел Божиих над человеческими становится еще более очевидным. Он является настоящим Автором всех замечательных и прекрасных дел, которые совершают люди. Он дал им все возможности, с помощью которых эти дела могут совершаться, побудил их приложить усердие, а затем увенчал их попытки успехом. Все писатели, которые просвещали мир, были подобны перу в Его руке. Все великие люди, избавившие своих соотечественников от угнетения, были мечом в Его руке, посекающим угнетателей. Все изобретатели и улучшители полезных искусств были в долгу перед Ним за все свои изобретения и усовершенствования. И все хорошие люди, которые благословили мир своим примером и старание, были обязаны Ему всем своим добром и всем успехом. Он также является Автором всего счастья, которым когда-либо кто-то смог наслаждаться на земле или на небе. Он дал нам чувства, которые Он способен удовлетворить подобающими им радостями. Он дал нам наши интеллектуальные способности, и поставил перед ними предметы, в созерцании и приобретение которых они могли бы найти удовольствие. Он сделал нас способными иметь привязанности к тому, что для нас любимо и восхитительно, и дал нам родственников и друзей, к которым мы можем быть привязаны. И все религиозные наслаждения, все счастье рая исходит непосредственно от Него. Он непрестанно творит добро повсюду, делая его не только для отдельных лиц, семей и народов, но для целых миров и систем сразу.
И если мы хотим воздать Богу славу, которая подобала бы Его делам, мы должны признать, что Он совершает все дела, которые были упомянуты, и со всем восхищением и привязанностью воспеть Ему всю хвалу и благодарность, которой эти дела заслуживают. Но какое существо или сообщество существ может воздать Ему всю хвалу и благодарение, которых такие дела заслуживают? Если мы хвалим скульптора, который только формирует образ человека, как мы можем достаточно похвалить Того, Кто создал не только самого скульптора, но сотни тысяч других форм, светящихся жизнью и сияющих красотой? Если мы восхищаемся художником, который мастерски обрисовал пейзаж или человеческий лик, то каким должно быть наше восхищение Божественным Художником, Который распространил Свое полотно по всей земле, окрасил небо и сделал из всего этого единый пейзаж, в котором прекрасное и возвышенное соединены в гармонии и различиях? Если заслуживают восхищения историк, поэт, оратор, философ, как мы можем достаточно превознести Того, Кто создал их и даровал им все способности? Если мы восхищаемся астрономом, который обнаруживает движения небесных тел, как мы сможем достаточно налюбоваться Тем, Кто украсил твердь звездами и планетами и направляет тысячи далеких солнц? Если мы приветствуем человека, который спасает жизнь ближнему, то как мы должны восхвалять Бога, Который ежедневно сохраняет в бытии все существа и целые миры? Если нет похвалы слишком большой для патриота, который избавляет свою страну от временной зависимости, то какая похвала достаточна для Того, Кто избавляет разрушенный и порабощенный мир, спасает его от греха и страданий, от смерти и ада? Никогда, никогда не сможет ни одно существо, и даже все творения вместе взятые, воздать Богу всю славу, которой заслуживают Его дела, даже если они должны провести вечность в восхвалении Его. Все, что они могут сделать - это отдать Ему все, что у них есть, чтобы признать, что Он один достоин похвалы, что вся слава и честь принадлежат Ему, и отдать все свои чувства и старания на то, чтобы увенчать Его сияющим венцом, который никогда не будет принадлежать ни одной твари, ибо она не только не достойна его, но может быть лишь в подножии ног у Того, Кто его достоин. Если же все существа должны объединиться в этом, насколько же они должны бояться, и восхищаться, и любить, и служить и повиноваться, и славить и хвалить Господа всем сердцем своим, и душой и умом и силой, чтобы подчиниться повелению, которое призывает их воздать Ему славу, подобающую Его имени! Это делается на небесах. Там каждое сердце переполнено всеми святыми чувствами; каждый язык гремит хвалой, и каждый венец брошен к Его ногам, когда святые, ангелы, архангелы падают ниц пред Ним. И таким образом это должно быть на земле, и было бы, не будь мы людьми, отчужденными от Бога грехом, и слепыми к славе Его природы, Его характера и Его дел. Мы не воздаем Ему и тысячной доли той славы, которая подобает Ему от  Его разумных творений. Но мы должны оставить эту тему, несовершенной и незаконченной, как она есть, и заключить лишь несколькими выводами и размышлениями.
1. Разве требует Бог от твари чего-то большего, нежели славы, которая подобает Ему согласно Его природе, характеру, служениям и делам? О, как разумны тогда Его требования! Он просто требует уплаты долга, причем по справедливости гораздо меньшего, чем люди бывают должны друг другу, дети - своим родителям, подданные - государю. Как неразумно тогда жаловаться на это требование!  Как неблагодарно, жестоко и несправедливо отказываться соблюдать его! Как немыслимо состояние вины, которое, таким образом, несут люди!
2. Если, как мы сказали, имени Бога подобает вся слава, то, говоря по справедливости, как недостоин своего предназначения человек с тех пор, как он начал существовать! Как неизмеримо велик тот долг, который лежит на нас и под бременем которого стонет мир!  Все время, каждый день и каждый час, что прошли с момента отступничества человека, этот долг только растет, ибо каждый день и каждый час все люди должны воздавать Господу славу, которая подобает Его имени. Но ни один человек никогда не делал это в полной мере, и подавляющее большинство человеческого рода никогда не делало этого вообще. Как велика разница между тем, что люди должны Богу, и то, что они на самом деле заплатили, что составляет долг, о котором мы говорим! За более чем пять тысяч лет каждый представитель человеческого рода добавил к нему. Можем ли мы потом удивляться, если ее постоянно увеличивающийся вес должен, наконец, потопить наш мир в аду?
Существует и другая точка зрения, с которой наше созерцание долга может помочь нам вычислить его величину, или, вернее, убедить нас, насколько она велика. Сравните благословения, которые спустились с небес на землю, с тем, что возвращает человек с земли к небу. Разница между тем и другим составляет долг, о котором мы говорим. Как же неизмерима эта разница! Чтобы убедиться, что это так, посмотрите сначала на благословения, которые Бог послал с небес на землю. Как только был создан мир, сокровищница небес раскрылась над ним, и вся полнота Божества излилась и льется на него в потоке благословений, богатых, различных, неоценимых. Без прекращения или уменьшения эта полнота с тех пор продолжала течь, как если бы все небо излилось на землю, будучи разделена на столько потоков, сколько людей  в нашем мире; постоянный поток падает на каждого. Если бы Божьи благословения были водами, они давно покрыли бы вершины высочайших гор. Но посмотрим на то, что люди извлекли из всего этого потопа благословений. Со стороны сравнительно небольшого числа семей и отдельных лиц, разбросанных тут и там, мы видим лишь несколько облаков ладана, несколько несовершенных предложений похвалы и благодарения, которые медленно поднимаются к небу. И это все? Да, мои слушатели, это все, чем люди воздают Богу за благословения без числа и без меры, и за неизреченный дар Его Сына. Нужно ли сказать что-то еще, чтобы подтвердить, что долг нашего мира Богу неоплатен? В нем участвует каждый народ, и в значительной мере набрала от этого долга и наша страна. Часть этого долга лежит на каждом человеке.  Насколько благословения, что вы получили, превышают все, что вы сделали? Пока любой из нас не смог прославить Бога действительно всеми силами своими - до тех пор мы в долгу перед Ним. Каждый из нас обязан понять, что на нем долг Богу в десять тысяч талантов или больше; неужели этого мало? Кто из вас готов увеличивать этот долг, пренебрегая возданием Богу славы, которая подобает Его имени? Будет ли кто-то из вас отказываться прибегнуть к своему Спасителю, через Которого мы единственно можем получить прощение этого громадного долга? Пусть же все без задержки стремятся к Нему; пусть все предложат свои тела и души в живую жертву Богу, непрестанно воздавая хвалу, благодарение и духовное служение,  которые приемлемы через Иисуса Христа. Если это так, будем еще более и более усердствовать в этой благословенной работе, ревновать о чести Господа, Бога нашего, и с возрастающим усердием, рвением и постоянством воздавать Ему ту славу, которая подобает имени Его.
В заключение скажем: разве имени Бога не подобает вся слава? Тогда нет никаких оснований опасаться, что святые и ангелы на небесах будут скучать в вечности. Бог вечен, и Он пребудет неизменно. Поэтому Он всегда и неизменно будет заслуживать всей славы, которую Он заслуживает сейчас, и непрерывная хвала и благодарение Ему будет составлять счастье ангелов и святых во всю бесконечную вечность. Это занятие никогда не станет для них утомительным. Новая слава и новые дела Его всегда будут представать их изумленному взору, и пробуждать в них новые чувства удивления, восхищения, благодарности и любви, которые они никогда не устанут выражать в новых песнях благодарения и хвалы. Будет ли это вечным счастьем для тебя, христианин? Готово ли твое ухо вечно слушать песни небес; готов ли твой язык присоединиться к ним? Разве твоя вечность не есть один длинный бесконечный День благодарения? Если это так, то усердствуй все больше и больше в этом благословенном деле.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии