Христос воскрес!

В день святой Пасхи дверной звонок разбудил Наталью ни свет, ни заря. Высунув из-за двери всколоченнуую голову, она увидела четыре пары блестящих мальчишеских глаз, взирающих на неё со страстной надеждой:
- Христос воскрес!
Надежда во взглядах вдруг сменилась на внезапное опасение: а ну как Наталья ничего никому не подаст? - и, медленно просыпаясь, она сказала:
- Знаете, ребята... Приходите ко мне немного попозже, хорошо?
- Хорошо! - с понимающей готовностью кивнули мальчишки и засеменили по направлению к лестнице, держа в руках целлофановые пакеты с пасхальными гостинцами.
Было семь утра. Денег не было. И вообще в доме кроме хлеба давно уже ничего не водилось. Зарплату в последнее время стали платить столь нерегулярно, что вся она при получении уходила на раздачу долгов.
Соседка, не раз выручавшая Наталью в критических случаях, так и ахнула:
- Зачем тебе это нужно?
Ну как ей, казашке, объяснить, что Наталью вся дворовая ребятня достаёт с поздравлениями святой Пасхи аж с четверга, что вся детвора в городе ждёт этого праздника с таким же нетерпением, как дня рождения или Нового года, и что вчера один мальчонка из казахов даже культурно осведомился у Натальи: "Завтра приходить?"
В городе, ныне благополучно отошедшем к Казахстану, несмотря ни на какие атеистические и политические веяния, христианские обычаи держались, как нигде, стойко. Поговаривают, что прежде в нём жили староверы, так что просвещать таких в смысле отсутствия Бога было бесполезно. В самый разгар научно-технического прогресса город продолжал хоронить своих покойников в саване и отпевать не заочно, а исключительно в храме. Причём обряд был настолько регламентирован, что даже крест изготавливался по раз и навсегда утверждённому чертежу, а сам гроб заколачивался ещё внутри храма, и на кладбище его уже не открывали. Похороны без отпевания были исключительно редки и воспринимались с большим удивлением.
Воду на Крещение в этом городе брали прямо из реки Урал, потому что "в течение трёх дней в ней сам Христос купается". А на Рождество и Пасху приезжал ещё и владыка Антоний. Моложавый, красивый и строгий до ужаса. Вся русская часть города подходила в эти дни к архирею под благословение, а представитель мэрии, непременно казах, зачитывал от лица руководства праздничное поздравление, вручал малоимущим подарочные пакеты с тушенкой и макаронами и приглашал их на благотворительный обед, который обычно крестообразно устраивался в четырёх столовых города после торжественной части в областном драматическом театре.
Но больше всего в дни христианских праздников трудились дети. Из года в год в день святой Пасхи вся местная детвора систематически и последовательно обходила все русские дома и квартиры и, независимо от вероисповедания в оных. собирала себе пасхальные гостинцы. Это был своеобразный и необходимый обществу труд: шутка ли, лично обойти и поздравить в своём микрорайоне всех православных христиан, а всем прочим сообщить, что Христос воскрес!
В магазине, куда явилась Наталья со взятыми в долг у казашки деньгами, худощавый русский мужчина лет сорока закупал понемногу все имеющиеся в кондитерском ассортименте продукты вплоть до конфет-подушечек. А на улице по всему микрорайону, как заведенные, мотались детишки с кульками и сумками, в которых просвечивались через целлофан ломти куличей, конфеты и прочие лакомства. У одного из подъездов стоял смуглый казачонок лет семи и озабоченно чистил крашеное яйцо.
Пасха в этом городе была праздником интернациональным. Детворе не было дела до религиозной розни старшего поколения. Многие казачата вполне искренне считали себя русскими и, видя, как другим мальчишкам и девчонкам в кульки сами по себе гостинцы бесплатно сыплются, они носились наравне со всеми из квартиры в квартиру и наравне со всеми объявляли, что Христос воскрес.
К обеду Натальино настроение на отсутствие денег уже не сетовало. Детвора разогнала от неё всех постперестроечных бесов и очередных "поздравителей" она уже ждала даже с нетерпением.
Поздравители долго ждать себя не заставили и поскольку были из одного с Натальей подъезда, то сочли за лучшее не дожидаться гостинцев под дверью, а проникнуть внутрь и угоститься основательно. Пока двухлетняя соседка устраивала себе под подушкой кондитерский склад и набивала впрок конфетами крошечные карманы, её старшая сестра- школьница, блестя раскосыми глазёнками, увлечённо делилась впечатлениями прожитого дня. Она сегодня с девчонками конечно же  тоже ходила по русским квартирам, но только часов в одиннадцать, поэтому им нигде никто ничего не давал, всё уже кончилось, всего-то по полпакета и набрали.
Полпакета - это конечно же маловато. Это даже сама Наталья понимала. Она когда-то в детстве тоже кормилась от трудов своего младшего братишки, который вот так же прибегал домой счастливый и сияющий и, выгрузив гостинцы из-под майки и матерчатой сумки, убегал снова на свой пасхальный промысел. Но это было давно, ещё в начале шестидесятых. В то время ни взрослые, ни дети об инфляции не имели понятия, и поэтому все русские бабушки с их нищенской в шестьдесят рублей пенсией ухитрялись обеспечивать всю окрестную детвору куличами и конфетами. Теперь же и пенсии не те, и цены не те, а детвора какой была, такой и осталась.
Уже ближе к вечеру, возвращаясь из церкви, Наталья заметила во дворе между домами трёх понурых маленьких казачат лет четырёх-пяти. В руках самой старшей девчушки мотылялся прозрачный и до безобразия пустой пакет. Он был надут, и его пустота на фоне общего интернационального веселья выглядела совсем уж удручающе.
- А что ж пакет-то пустой?
Детишки удивлённо переглянулись, и маленькая хозяйка пакета, шмыгнув носом и понурив в землю чёрные глазёнки, горестно вздохнула:
- Христос воскрес...
- Ну раз воскрес, тогда пошли за мной!- развеселилась Наталья, и воскресшая троица, не веря своему счастью, живёхонько гуськом направилась к её подъезду.
Последние посетители явились, когда совсем уж стемнело. Перед Натальей стояли те самые мальчишки, что подняли её с постели ни свет, ни заря, и уже закрывая за ними дверь, она из прихожей услышала:
- Подожди... Дай мне... Уу-у... Шоколадные... Уу-у...

Вскоре после этой Пасхи Наталья вернётся назад в свою Россию и её жизнь в Казахстане с его проблемами останется в далёком прошлом, а приютивший её там город она станет вспоминать с благодарностью и теплотой. Ей будет не хватать тех традиций,того праздничного разгула, которые она видела прежде. И только уже здесь и теперь она поймёт, почему начальство, состоящее там в большинстве своём из казахов, устраивает по христианским праздникам для русских стариков благотворительные обеды: все они имели в своём детстве русскую Пасху. И кто знает, не это ли спасло в своё время от разрушения семикупольный храм, построенный купцом Федотом и его женой Ириной?
Христос воскрес!

Гурьев-Атырау. 3 мая 1994 г.


Сборник рассказов Надежды Рязановой под названием "Кокетка" читатель может приобрести на площадке издательства ЛитРес в электронном или бумажном виде по адресу: https://www.litres.ru/nadezhda-ryazanova/koketka/


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.